Соответствию между публичными заявлениями Президента Украины и действиями в вопросе проведения судебной реформы можно только позавидовать. Определив ее ключевой в своей программе реформ «Стратегия-2020», о чем Петр Порошенко заявил на втором этапе XII внеочередного Съезда судей Украины 25 сентября с.г., уже через 20 дней (16 октября с.г.) он подписал Указ о создании Совета по вопросам судебной реформы (Совет) как консультативно-совещательного органа при Президенте Украины.
27 октября с.г. Указом Президента Украины № 826/2014 утверждены Положение о Совете и персональный его состав, а через день состоялась встреча главы государства с членами Совета, в ходе которой он указал на необходимость немедленного проведения судебной реформы, способствующей установлению верховенства права, обеспечению эффективной защиты прав и свобод граждан.
«Мне не нужен суд, лояльный к Президенту. Мне и всему обществу нужен суд, который защищает закон и гражданина», — подчеркнул г-н Порошенко.
Также он задал вектор будущей реформы — реформа судебной системы должна сопровождаться реформой смежных институтов: исполнения судебных решений, адвокатуры и прокуратуры, а Совет по судебной реформе должен стать площадкой для согласования всех предложений в этом направлении.
Стратегия и практика
Что касается задач Совета, то, согласно Положению, он должен заниматься подготовкой и подачей Президенту Украины предложений относительно стратегии реформирования судоустройства и судопроизводства, других смежных правовых институтов (стратегия реформирования), а также разработкой планов действий по внедрению этой стратегии. Также на Совет возложена миссия содействия взаимодействию госорганов, институтов гражданского общества и международных организаций по вопросам подготовки и реализации стратегии, а также осуществление мониторинга внедрения и анализа эффективности такой реализации.
Помимо стратегической работы, указанный орган должен будет заниматься и непосредственной подготовкой предложений по усовершенствованию законодательства в сфере судоустройства и судопроизводства, смежных правовых институтов, оценкой предложений и инициатив по этим вопросам.
Для реализации этих задач Совет, в частности, наделен правами запрашивать необходимые документы и информацию, создавать рабочие группы для разработки и детальной обработки отдельных вопросов с возможностью привлечения к работе экспертов и специалистов (по их согласию или по согласованию с их руководством), организовывать проведение симпозиумов, конференций, семинаров, круглых столов и совещаний по вопросам, находящимся в компетенции Совета.
При этом следует отметить, что в своей деятельности Совет должен учитывать решения Национального совета реформ и Совещательного совета реформ, ранее созданных Президентом Украины, а также информировать их о ходе разработки и внедрения стратегии судебного реформирования.
Кадровая составляющая
Если говорить о непосредственных «реализаторах» поставленных задач, то позитивным, на наш взгляд, является как количественный, так и персональный состав Совета. Смеем предположить, что работа 30 членов этого органа будет более конструктивной, нежели работа Конституционной ассамблеи, в состав которой входят около 100 членов.
При этом состав Совета получился сбалансированным: него вошли председатели Конституционного, Верховного и всех высших специализированных судов, а также председатель Совета судей Украины. Таким образом, судебная реформа будет проводиться с учетом позиций судей, а специализированным судам предоставят возможность отстоять свое «право на существование».
Также в состав Совета вошли именитые адвокаты, ученые, представители общественных и международных организаций, государственных органов. Отметим, что все члены этого органа принимают участие в его работе на общественных началах, а координатор Совета — Алексей Филатов — наделен полномочием вносить Президенту Украины предложения по изменению персонального состава этого органа.
Будет ли конструктивной работа новосозданного органа и не повторит ли он «судьбу» Конституционной ассамблеи, не создан ли он для отвода глаз, покажет время. По информации «ЮП», первое рабочее заседание Совета должно состояться уже на текущей неделе. А пока предлагаем читателям ознакомиться с мнениями некоторых его представителей относительно будущей работы.
Богдан ЛЬВОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Украины
— Участие в работе Совета позволит, с одной стороны, наглядно продемонстрировать и предметно доказать перспективность общеевропейского курса на специализацию судов, а с другой — наиболее полно и оперативно выявить проблемные вопросы в организации судоустройства (в широком смысле) на Украине, которые подлежат безотлагательной корректировке как путем внесения изменений в действующее законодательство, так и посредством изменения правоприменительной практики.
На настоящем этапе у Совета есть все предпосылки для выработки действительно эффективной судебной реформы и реформы смежных институтов, которая позволит утвердить верховенство права и будет ориентироваться на потребности общества, а не кого-то из политических сил. Состав Совета, в который наряду с действующими судьями и представителями исполнительной власти вошли также представители общественности, правоведы, практикующие юристы, позволяет всесторонне подойти к любой из существующих проблем и найти эффективный способ ее решения. К тому же к непосредственной работе над законопроектами могут привлекаться и специалисты, не входящие в состав Совета. Но последнее слово все же остается за законодателями.
Сергей ШКЛЯР, партнер-учредитель AO Arzinger
— Инициатива Президента Украины и организация работы Совета по судебной реформе дает основания предполагать, что очередная попытка «реанимировать» судебную систему Украины будет успешной как с точки зрения юридической техники и качества законопроектов, так и их практической реализации после принятия Верховным Советом Украины. Очень правильно, что Президент привлек к работе в Совете не только лучших представителей судейского корпуса, но и представителей общественности, ученых и, что особенно важно, адвокатов, которые сталкиваются с проблемными моментами нашей судебной системы ежедневно. Также вполне логично вместе с судебной системой продолжить реформирование смежных институтов: адвокатуры, прокуратуры, государственной исполнительной службы. Поскольку проведение этих реформ является одним из обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, я достаточно оптимистически отношусь к эффективности работы Совета и достижения им поставленных задач.
Роман КУЙБИДА, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ
— Совет должен скоординировать все существующие наработки в сфере судебной реформы, по сути, став мозговым центром по разработке предложений.
Что касается вопроса, станет ли правительственный проект закона о судоустройстве и статусе судей базисным в работе Совета, то я на это надеюсь. Поскольку пока не видно какой-либо альтернативы, кроме каких-то точечных законопроектов. Вообще необходимо рассматривать деятельность Совета шире, поскольку судебная реформа должна охватывать значительно больше элементов. Во-первых, это изменения в Конституцию Украины, а правительственный законопроект предусматривает лишь переходную модель к той модели судебной реформы, которая может быть введена на уровне Основного Закона. Кроме того, реформа должна охватить систему исполнения судебных решений, а также систему адвокатуры и прокуратуры. Что касается последней, отмечу: несмотря на то что Закон «О прокуратуре» уже принят, мандат Совета касается не только законодательных предложений, но и мониторинга их исполнения. Более того, я не исключаю, что закон потребует внесения изменений или уточнений. Думаю, реформирование прокуратуры не должно закончиться принятием закона.
Анна ОГРЕНЧУК, глава Комитета по процессуальному праву АЮУ, управляющий партнер «Юридической группы LCF»
— Будущее социально-экономическое развитие нашего государства целиком и полностью зависит от реализации поставленных задач проекта «Стратегия 2020». Из более чем 60 реформ и программ Петра Порошенко, которые в ближайшие пять-шесть лет должны обеспечить европейские стандарты жизни на Украине, судебная реформа определена как одна из первоочередных.
С учетом того, что судебная реформа станет по-настоящему судьбоносным этапом реформирования национального судопроизводства, крайне важно, что Президент Украины привлек к участию в работе Совета не только представителей судебной власти, но и опытных юристов-практиков, представителей общественных организаций, известных адвокатов и авторитетных экспертов. Это обеспечит реформу независимостью мнений и всесторонностью будущих рекомендаций. Такой подход вселяет уверенность, что высокий потенциал высказанных Советом идей, взглядов и видений даст толчок к решению проблемных вопросов функционирования отечественного судопроизводства. Я искренне верю, что многие начатые в нашей стране преобразования будут действительно ориентированы на повышение уровня демократии в государстве и создание дополнительных гарантий соблюдения прав человека и основных свобод.
Виргилиюс ВАЛАНЧЮС, руководитель группы экспертов Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине»
— Уже год на Украине реализуется Проект ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине». Эта трехлетняя инициатива направлена на укрепление принципа верховенства права через эффективную деятельность всех основных игроков сферы юстиции: судебной власти, правоохранительных органов, прокуратуры и адвокатуры.
Не секрет, что ведущие международные доноры давно помогают Украине в этом направлении. Уникальность Проекта — это масштабный подход, а не точечная одноразовая помощь. Речь идет не только о системе правосудия, но и о реформе правоохранительных органов, адвокатуры, органов прокуратуры и борьбе с коррупцией.
Главная задача в рамках проекта — разработка совместно с представителями власти и гражданского общества единой стратегии реформ сферы юстиции для Украины. Работа в этом направлении уже ведется экспертами Проекта и нашими партнерами, представляющими сектор юстиции Украины. Недавно проект стратегии был представлен Администрации Президента Украины. Надеемся, что к фазе имплементации стратегии удастся перейти в начале 2015 года.
Когда мы говорим о модели реформ, то в первую очередь рассматриваем более понятный для Украины опыт соседних стран Восточной Европы, которые прошли подобный путь еще в 90-е годы. При этом нужно понимать, что на Украине нельзя осуществить успешную реформу посредством копирования, например, опыта Литвы или Польши. Именно поэтому в рамках новой стратегии мы предлагаем синергию лучших европейских моделей для реформирования разных секторов сферы юстиции.
Ярослав РОМАНЮК, Председатель Верховного Суда Украины
— Позитивно оцениваю создание Совета и особенно приветствую введение в его состав представителей судебной системы. Во-первых, я считаю, что судьи не должны стоять в стороне, когда решается судьба судебной системы. Во-вторых, такой шаг — свидетельство готовности Украины следовать рекомендациям международных европейских институций.
Консультативный совет европейских судей в своих выводах неоднократно заявлял о том, что судьи должны принимать активное участие в подготовке законодательства об их статусе и в общем о функционировании судебной системы, а все проекты законов, касающиеся статуса судей, осуществления правосудия, и другие законопроекты, которые могут влиять на судопроизводство, должны рассматриваться парламентом только после получения заключения судебного совета.
Ожидаю, что работа Совета будет конструктивна и плодотворна, ведь 29 октября на встрече с членами Совета Президент Украины Петр Порошенко заявил, что ожидает от нашей работы не концепций, а реальных проектов законов в кратчайшие сроки. Президент высказал готовность внести такие законопроекты в парламент уже в начале декабря. При поддержке Президента как субъекта законодательной инициативы разработанные Советом документы не останутся в истории как декларативные и неиспользованные, а наши идеи воплотятся в жизнь.
Я буду отстаивать позицию, что реформировать судебную систему следует, ориентируясь на международные стандарты в сфере функционирования судебных систем и позитивный опыт развитых европейских государств. Но мы не можем слепо копировать систему какой-либо страны. Мы обязаны учитывать собственные правовые традиции и особенности. Реформа должна быть комплексной и направленной на повышение эффективности судебной системы с целью защиты прав человека.
Постараюсь, чтобы моя работа в Совете не ограничивалась лишь формальным участием в стратегическом планировании проведения судебной реформы. В Верховном Суде мы имеем много интересных аналитических и законопроектных наработок в разных направлениях: относительно построения судебной системы, ее функционирования, уменьшения судейской нагрузки и др. Хотелось бы поделиться этими наработками и наладить сотрудничество инициаторов законодательных изменений с представителями судейского корпуса в процессе разработки соответствующих законопроектов. Уверен, что этот путь правильный.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…