С принятием Конституции Украины в июне 1996 года и Закона «О Конституционном Суде Украины» (Закон) в октябре того же года в нашей стране начал функционировать единственный орган конституционной юрисдикции — Конституционный Суд Украины (КСУ). Тогда же, в сентябре-октябре 1996 года, и был сформирован первый его состав. Напомним, что в состав КСУ входят 18 судей, назначаемых Президентом Украины, Верховным Советом и Съездом судей Украины (Съезд) на паритетных началах — по шесть человек, а срок полномочий судьи Конституционного Суда — девять лет. Проведем элементарные подсчеты: 1996 + 9 = 2005. Итог очевиден — у большинства судей этой осенью истекает срок полномочий…
В частности, в сентябре с.г. прекращается срок полномочий у семи судей: Владимира Вознюка, Владимира Шаповала, Василия Нимченко, Николая Савенко, Николая Селивона (председатель КСУ), Виктора Скоморохи и Людмилы Чубар; а в октябре — еще у двух: Михаила Костицкого и Александра Мироненко. Среди них пятеро были назначены на должность Съездом судей (Владимир Вознюк, Василий Нимченко, Николай Савенко, Виктор Скомороха и Людмила Чубар) и по два — Президентом (Владимир Шаповал и Николай Селивон) и парламентом (Михаил Костицкий и Александр Мироненко).
В соответствии с Законом, если прекращаются полномочия судей, назначенных Президентом Украины или Верховным Советом, то последние располагают месяцем для того, чтобы назначить других лиц на эти должности. Съезду в таком случае предоставляется 3 месяца для назначения новых судей.
Отметим, что сейчас КСУ работает не в полном составе. Действующих судей только 14, поскольку и Президент, и парламент, и Съезд имеют «долги» перед судом в виде неназначенных судей: по одному — Президент и Съезд и двоих — Верховный Совет. Стоит обратить внимание на то, что судьи, вместо которых следует назначить новых, прекратили свои полномочия еще в 2002—2004 годах. Как видим, нормы Закона явно нарушаются. Но это не мешало Суду исполнять свои функции, поскольку Регламентом КСУ предусмотрено, что его заседания являются полномочными, если на них присутствуют не менее 12 судей.
Если раньше неполный состав КСУ не мешал его работе, то в связи с уходом с должностей в сентябре семи судей уже в октябре КСУ не сможет принимать решения и даже проводить заседания ввиду отсутствия кворума. Поскольку пятеро из них были назначены Съездом, который вправе отложить назначение новых судей до конца декабря, то такое положение вещей может затянуться и на более длительный период.
Избежать остановки в работе КСУ возможно, если в кратчайшие сроки, то есть уже в сентябре, провести Съезд судей Украины, на котором и назначить шесть судей. Но, по информации «ЮП», Съезд планируется провести только в ноябре. Есть еще один вариант решения проблемы с «нехваткой» судей. Если Верховный Совет назначит в сентябре тех двух судей, которых должен был назначить ранее, а Президент будет готов до 27 сентября с.г. назначить еще троих, то даже без шести судей, которых должен назначить Съезд, проблема с кворумом у КСУ в октябре может не возникнуть. Судей будет ровно двенадцать, только «чур не болеть!». При этом парламент должен быть готов в начале октября назначить еще двух судей.
На такую оперативность деятельности законодательного органа сильно надеяться не приходится. Кроме того, вопрос кандидатур может стать не правовым, а острополитическим. Ведь с сентября вступает в силу ряд Законов, а в 2006 году — «О внесении изменений в Конституцию Украины», кроме того грядут выборы в парламент, и работы у КСУ намечается немало. В аспекте нынешней ситуации в парламенте можно предположить, что решение такого важного вопроса, как назначение судей КСУ, может затянуться. А если учесть, что практика несвоевременного назначения судей КСУ уже существует, то спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации сложно…
Ввиду последних событий в стране решение указанного вопроса отошло на второй план. А между тем он очень важен, поскольку только КСУ вправе проводить толкование Конституции Украины и Законов, а также давать заключения о соответствии Конституции Законов, других правовых актов и международных соглашений Украины, а принятые им решения окончательны и могут быть изменены только самим КСУ. Приостановление деятельности КСУ, да еще в такой важный период, может негативно сказаться на законотворчестве, а также конституционности избирательных процессов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…