Украина вступает в очередной этап реформирования системы регистрации. Парламент одобрил три законопроекта в данной сфере: о внесении изменений в Бюджетный кодекс относительно финансового обеспечения предоставления административных услуг органами местного самоуправления (№ 2981); о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений (№ 2982); о государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (№ 2983). О том, какие перспективы открывают новые законы, насколько реально применить их на практике, в интервью «ЮП» рассказал директор Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины Сергей Бенедисюк. Имея опыт работы в частном секторе (в том числе в ведущих юридических и аудиторских фирмах), г-н Бенедисюк понимает проблемы бизнеса и знает, как их могут решить указанные нормативные акты.
— Сергей Владимирович, какие проблемы в сфере регистрации вы видите? Насколько объективна критика граждан?
— Возможно, граждане не видят всего, что есть изнутри. Основная проблема — это, конечно, уровень эффективности работы. Во-первых, остались в структуре еще люди, которые привыкли работать по-старому. В центральном аппарате таких людей уже намного меньше (аппарат сменился где-то на 50 %). Говоря о проблемах на местах, отмечу, что количество регистраторов и условия обеспечения их деятельности далеки от идеала. В Киеве зарплата регистратора вместе со всеми доплатами — 1800 гривен. Эти факторы приводят к небольшой пропускной способности. Люди жалуются на очереди, уровень квалификации, необоснованные отказы (иногда в силу недостатка опыта или знаний регистратор указывает общие основания, а не четко выписывает, что не так).
Есть проблемы, связанные с центрами предоставления административных услуг (ЦПАУ). Как и со всеми хорошими идеями, на первых этапах возникло множество проблем. Часто в небольших городах и районах у специалистов отсутствует не только надлежащее образование, но и представление о некоторых вещах. Они могут даже не проверить комплектацию документов, из-за чего последует отказ, а негатив распространяется на всю систему. Все документы должны были приниматься с октября только через ЦПАУ. Несколько дней новая система поработала. За это время, например, в Печерском районе столицы ЦПАУ едва не взяли штурмом… В итоге Кабинет Министров Украины издал постановление, признав, что ЦПАУ к работе пока не готовы. Принятые законопроекты № 2981, № 2982 и № 2983 многие из этих проблем должны решить.
— Каким образом?
— Вместо одного субъекта регистрации (в системе Минюста) должны появиться три группы субъектов, которые смогут проводить регистрационные действия: органы местного самоуправления и районные государственные администрации; нотариусы; аккредитованные субъекты. Законы были приняты позже, чем предполагалось, в связи с этим ожидается, что полноценно нотариусы возложат на себя обязанности по регистрации юрлиц и имущественных прав с января 2016 года. Сейчас нотариусы выполняют функцию фронт-офисов по регистрации имущественных прав, а также регистрируют вещные права по сделкам на вторичном рынке. С нового года они будут регистрировать абсолютно все. Если нотариусы сразу смогут это делать, то регистраторы местных органов власти и местного самоуправления будут переходить к такой работе постепенно (конечная дата перехода — не позднее окончания апреля 2016 года). Если органы уже готовы, то они приступят к выполнению новых функций раньше (это с высокой вероятностью произойдет в Киеве, в Киевской, Одесской и ряде других областей).
— Что изменится для граждан?
— Количество точек доступа и подход к работе. Например, возьмем нотариусов. Они смогут регистрировать квартиры в новостройках. Размер админсбора будет одинаков для всех субъектов регистрации (различается только перераспределение). Есть риск, что нотариусы будут брать плату за сопутствующие услуги юридического характера, но это уже нюансы.
— Справятся ли нотариусы с расширенными обязанностями?
— На Украине около семи тысяч нотариусов, и уровень их профессионализма высок. Возможно, не все они сразу возьмутся за вопросы, выходящие за рамки «обычной компетенции», но 15–20 % из них готовы заняться такими делами и получить дополнительный заработок уже с января. За лидерами последуют все остальные. С реестром недвижимости нотариусы и так работали, но с реестром юрлиц им еще предстоит ознакомиться.
— Много ли потеряет государство, делегировав свои полномочия?
— В плане административного сбора государство не потеряет. При осуществлении регистрации органами местного самоуправления 100 % админсбора останется в местных бюджетах. Что касается нотариусов, то 40 % админсбора будет направляться в госбюджет. Из средств, которые у них остаются, они уплачивают налог. Но я бы не хотел привязываться к денежному эквиваленту: если взять уровень негатива, то реформа его снимет. В целом плюсов видится намного больше, чем минусов. В первое время могут быть некоторые шероховатости и технические трудности. Также прогнозируют риски, связанные с рейдерством. Да, госрегистраторы тоже злоупотребляли своими полномочиями, но это вопрос к работе правоохранителей. Нотариусу в принципе есть что терять. Это не зарплата в 1,5 тысячи гривен, а лицензия, статус, клиенты.
— Как изменится сфера регистрации в связи с предоставлением полномочий органам местного самоуправления?
— Местные жители поймут, что претензии следует предъявлять локальным выборным органам, а не кому-то в Киеве. Это повысит уровень ответственности местных депутатов и даст общинам ресурс. Также вводится принцип экстерриториальности. Привязки к районам в случае регистрации прав на недвижимость не будет. Это объясняется тем, что в некоторых населенных пунктах вообще нет нотариусов. Человек сможет осуществить регистрацию в любом районе той же области. Следовательно, между районами возникнет конкуренция за клиента.
— Изначально в законопроекте присутствовала норма о передаче функций по регистрации банкам. Затем их заменили на «аккредитованных субъектов», требования к которым должно утвердить правительство. О ком идет речь?
— Действительно, ко второму чтению проект претерпел ряд изменений, в частности, был пересмотрен подход к страхованию ответственности этих субъектов. Каким образом в перечень регистраторов попали банки? Авторы исходили из того, что как минимум крупные системные банки имеют много точек доступа в виде обособленных подразделений. Во-вторых, на банки распространяется усиленное регулирование со стороны НБУ. В-третьих, они имеют активы, поэтому могут быть привлечены к ответственности, в том числе и материальной. Но было и много негатива насчет возможного конфликта интересов. Возможно, через пять-десять лет мы будем говорить об институте частных регистраторов, но пока представители деловых кругов с опаской относятся к этой идее.
— Смогут ли такими аккредитованными субъектами стать юридические фирмы?
— На первом этапе, полагаю, ими станут лица публичного права — коммунальные и государственные предприятия. В последующем, не исключаю, круг субъектов расширится. Если смотреть комплексно, то такие полномочия можно предоставить не только банкам, а и юридическим фирмам и агентствам недвижимости.
— Насколько известно, реформа в Грузии включала создание частных регистраторов. Можно ли сказать, что сейчас происходит пересмотр грузинской модели реформирования?
— Грузия пошла немного по другому пути. Там были созданы Дома юстиции как бэк-офисы, где работают госрегистраторы. Мы же готовимся передать все функции одним и тем же субъектам. В Грузии, к примеру, риэлторы работают как фронт-офисы, тогда как мы в перспективе готовы отдать им и функции бэк-офисов, то есть полномочия принимать решения.
Стоит отметить, что в Грузии имелось надлежащее материальное обеспечение для реформирования. Создание регионального Дома юстиции обходилось примерно в 200 тыс. долларов. Но нам, с учетом количества районов, потребовалось бы слишком много денег.
Сами грузины говорят, что борьбу с коррупцией они начали с высоких зарплат. Такие меры, как разделение на фронт- и бэк-офисы, — всего лишь факультативный шаг. К тому же народ у нас «творческий». Установить контакт между теми, кто получает документы, и теми, кто принимает решения, теоретически возможно. Не исключаю, что в наших условиях было бы так: на первом этаже здания находится фронт-офис, а на втором — бэк-офис… Принятые законы предоставляют органам местного самоуправления возможность платить дополнительное вознаграждение регистраторам. Если человек проявит свою эффективность, то ничто не мешает выплачивать ему даже 10 тыс. гривен.
При этом, как сообщают наши коллеги из Грузии, после смены власти система стала хуже работать. Мы ставим перед собой задачу создать такую систему, которую нельзя будет взять под контроль с целью получения выгоды. Иными словами, новому руководству придется систему кардинально ломать, сталкиваясь с сопротивлением.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…