Страховочный трюк — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (1055) » Страховочный трюк

Страховочный трюк

Реформирование в сфере государственной регистрации бизнеса и недвижимого имущества привело к появлению новых участников — аккредитованных субъектов государственной регистрации (аккредитованные субъекты). Их отличие от государственных регистраторов органов местного самоуправления и государственных администраций состоит в том, что аккредитованные субъекты — это юридические лица публичного права, в трудовых отношениях с которыми пребывают не менее трех государственных регистраторов и которые получили аккредитацию в установленном законом порядке.

 

Специфика и отличия

В связи с этим имеются свои особенности правового регулирования ответственности аккредитованных субъектов.

Согласно положениям статьи 38 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и статьи 35 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», государственные регистраторы, субъекты государственной регистрации за нарушение законодательства в сфере государственной регистрации прав несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.

Общие положения возмещения ущерба предусмотрены главой 82 Гражданского кодекса (ГК) Украины. Статья 1172 ГК Украины устанавливает правила возмещения ущерба, причиненного работником юридического лица, а статья 1174 ГК Украины — правила возмещения ущерба, причиненного должностным (служебным) лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Государственные регистраторы (госрегистраторы) аккредитованных субъектов, будучи их наемными работниками, при осуществлении своих обязанностей по регистрации недвижимости и бизнеса фактически становятся носителями власт­ных полномочий и реализуют функции государства в сфере госрегистрации.

Очевидно поэтому при передаче функций госрегистрации недвижимого имущества и бизнеса новому субъекту с целью защиты интересов третьих лиц законодатель предусмотрел страхование ответственности аккредитованных субъектов.

Одно из обязательных требований для получения аккредитации в сфере госрегистрации связано с наличием заключенного договора страхования гражданско-правовой ответственности.

Страхование ответственности аккредитованного субъекта преследует две важные цели: во-первых, обеспечение возмещения ущерба, причиненного третьим лицам действиями госрегистратора такого субъекта; во-вторых, минимизацию имущественных расходов самого субъекта госрегистрации в связи с возмещением. Но введение страхования ответственности аккредитованных субъектов на практике показало проблемы правового регулирования в этой сфере.

 

Недобровольное страхование

Первым с недорегулированием вопроса страхования ответственности субъектов госрегистрации столкнулось Министерство юстиции Украины (Минюст).

Осуществляя анализ представленных для аккредитации документов, Комиссия по вопросам аккредитации субъектов государственной регистрации и мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации при Министерстве юстиции Украины выявила ряд систематических ошибок, касающихся, в частности, содержания договоров страхования ответственности субъекта государственной регистрации (в части определения предмета страхования, страхового случая, порядка выплаты страхового возмещения, отсутствия документов, подтверждающих вступление в силу договора страхования).

В результате 5 февраля 2016 года Минюст подготовил письмо-разъяснение, в котором обратил внимание субъектов, желающих получить аккредитацию в сфере госрегистрации, на требования к заключаемым договорам страхования во избежание отказа в аккредитации.

Согласно разъяснению Минюста, страхование ответственности госрегистратора является одним из видов добровольного страхования, предусмотренного пунктом 15 части 4 статьи 6 Закона Украины «О страховании» (Закон). Однако уже это утверждение не соответствует положениям действующего законодательства.

Отношения в сфере страхования регулируются Законом «О страховании», согласно статье 4 которого предметом договора страхования могут быть имущественные интересы, не противоречащие закону и связанные, в частности, с возмещением страхователем причиненного им вреда лицу или его имуществу, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Как упоминалось выше, страхование ответственности является обязательным условием для получения субъектом аккредитации в сфере госрегистрации. Также следует учесть, что пунктом 45 части 1 статьи 7 Закона «О страховании» предусмотрено обязательное страхование ответственности частных нотариусов. Поскольку частных нотариусов также отнесли к субъектам госрегистрации наравне с аккредитованными субъектами, страхование ответственности частных нотариусов распространилось и на страховые случаи при осуществлении ими функций госрегистратора. Для этого в апреле 2017 года в Порядок и правила проведения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частного нотариуса, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 19 августа 2015 года № 624, были внесены соответствующие изменения.

Как следует из этих положений законодательства, страхование ответственности аккредитованного субъекта не может быть видом добровольного страхования.

 

Урегулировать порядок

Однако законодатель, предусматривая страхование ответственности субъектов в качестве обязательного условия для получения аккредитации в сфере госрегистрации, не внес соответствующих изменений в статью 7 Закона «О страховании», устанавливающую перечень обязательных видов страхования, хотя их необходимость обусловлена требованиями части 2 статьи 5 Закона «О страховании», согласно которой обязательные виды страхования, которые вводятся законами Украины, должны быть включены и в этот Закон; запрещается использование обязательных видов страхования, не предусмотренных этим Законом.

Не урегулирован порядок страхования ответственности аккредитованных субъектов ни в других законах, ни в подзаконных нормативно-правовых актах.

Согласно части 2 статьи 7 Закона «О страховании», порядок и правила обязательного страхования, его проведение, формы типового договора, условия лицензирования, размеры страховых сумм и максимальные размеры страховых тарифов должны быть установлены Кабинетом Министров Украины.

Отсутствие четких правил и порядка страхования ответственности аккредитованных субъектов на законодательном уровне (а не в письмах-разъяснениях Минюста, не имеющих силы нормативно-правового акта) несет потенциальные риски для третьих лиц при возмещении ущерба, причиненного госрегистратором аккредитованного субъекта.

Сейчас субъекты аккредитации и страховые компании особо не связаны конкретными требованиями закона и имеют право предусмотреть условия договоров страхования на свое усмотрение. Опасения по этому поводу подтвердили условия договоров добровольного страхования, которые предлагаются некоторыми страховыми компаниями для страхования ответственности госрегистраторов аккредитованных субъектов (в договорах значительно сужены определение и признаки страховых случаев).

На практике это может привести к тому, что получение страхового возмещения за ущерб, причиненный действиями госрегистратора аккредитованного субъекта, станет сложным или практически невозможным. А страхование ответственности госрегистратора аккредитованного субъекта окажется простой формальностью.

Подводя итоги, следует отметить, что надлежащее правовое урегулирование порядка и правил страхования ответственности госрегистраторов аккредитованных субъектов особенно актуально в условиях широко распространенных в нашей стране рейдерских атак на имущество и бизнес с участием госрегистраторов. О том, что госрегистраторами, преимущественно аккредитованных субъектов, допускаются нарушения в сфере госрегистрации, свидетельствует и официальная статистика Минюста: за 2017-й — начало 2018 года в отношении 222 госрегистраторов было принято решение об ограничении доступа к государственным реестрам недвижимости и бизнеса.

 

ГЕРАСИМЕНКО Елизавета — юрист, адвокат ЮФ Hillmont Partners, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

С места в барьер

В фокусе: Госпомощь

Цент поддержки

Государство и юристы

Альтернативный запрос

Новости законотворчества

Судебная практика

Для пенитенциарной системы разработан новый дисциплинарный устав

Предложено реформировать сектор нацбезопасности и обороны Украины

Для украинских производителей предусмотрят целый ряд защитных механизмов

Невозможность обжалования взыскания за неуважение к суду нарушает право на справедливый суд

Снос палаток и последующий запрет пикетов не соразмерны c ограничением права на мирные собрания

Суд передал на новое рассмотрение вопрос увольнения столичного судьи

ВС высказался по поводу обязательства обеспечения проведения аудита

Новости юридических фирм

Частная практика

AVELLUM консультировала Минфин в связи с привлечением НАЭК «Энергоатом» кредита под гарантии государства

Определены победители стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

Юристы Interlegal сопровождали покупку коммерческой недвижимости в Италии

Людмила Волкова присоединилась к МЮФ Kinstellar в качестве управляющего юриста

В ЮФ Asters назначены новые советники

ЮФ Sayenko Kharenko расширила партнерский состав

Отрасли практики

Язык заплетается

Страховочный трюк

Шире КРУ

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Сброс и предложение

Судебная практика

Повести под статью

В пределах нормы

Судебная практика

Судебные решения

О пенсионном обеспечении внутренне перемещенных лиц

О нюансах оформления налоговой отчетности

Решение следственного судьи о проведении внеплановой документальной проверки не подлежит апелляционному обжалованию

Тема номера

Бизнес-клан

Контрольная акция

Смартовский код

Каждому по услугам

Частная практика

Комбинация цифр

Киберактивность

Crime-тайм

Інші новини

PRAVO.UA