Известно, что до сих пор деятельность некоторых контролирующих органов регулировалась подзаконными нормативными актами, при этом, в соответствии с частью 4 статьи 19 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять госконтроль и надзор, их статус, а также общие условия и порядок осуществления контроля и надзора определяются законами. Поэтому парламентом был принят в целом Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (Закон).
Отметим, что данный Закон далеко не первая попытка урегулировать сферу госконтроля: в 1998 году и в 2003 в парламенте были зарегистрированы аналогичные законопроекты.
Итак, Законом определяются правовые и организационные основы, принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов госнадзора (контроля), их должностных лиц, права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления госнадзора (контроля). При этом под действие Закона не попадают следующие виды контроля: валютный, таможенный на границе, за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества, за деятельностью на рынке финансовых услуг, за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также банковский и страховой. Кроме этого, Закон не касается отношений, которые возникают при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.
Подразумевается, что, в соответствии с этим Законом, госконтроль и надзор будет осуществляться относительно выявления и предотвращения нарушений норм законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности, надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей естественной среды. Судя по предмету регулирования Закона, можно определить основной круг госорганов, которые, руководствуясь рассматриваемым Законом, будут «радовать» субъектов, осуществляющих хоздеятельность. Итак, это Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации, Государственная экологическая инспекция, Госдепартамент по надзору за соблюдением законодательства о труде и Госкомитет по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора.
Закон предусматривает два вида мероприятий по госконтролю — плановые и внеплановые. Все субъекты хозяйствования, которые подлежат надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска жизнедеятельности: высокой, средней и незначительной; от этого зависит периодичность контроля. Критерии же, по которым оценивается степень риска и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа госнадзора (контроля).
При этом плановые мероприятия осуществляются при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня осуществления этого мероприятия. Уведомление должно содержать: сроки осуществления планового мероприятия; наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие; наименование органа госнадзора (контроля). Срок осуществления планового мероприятия не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если другое не предусмотрено Законом; продление этого срока не допускается.
Для осуществления внеплановых мероприятий основаниями являются: представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган госнадзора (контроля) о желании осуществления мероприятий госнадзора (контроля), впрочем, как оно оформляется и кто именно его подает (руководитель, коллегиальный орган управления, собственник или трудовой коллектив), в Законе не указано; выявление недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности; проверка выполнения субъектом хозяйствования распорядительных документов, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом госнадзора (контроля), относительно устранения нарушений; непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов. Кроме этого, обращение любого физического или юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства также будет основанием для проведения внепланового мероприятия, но при условии наличия согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение. При этом срок осуществления внепланового мероприятия не может превышать 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — 2.
Отметим, что Закон не содержит перечня административно-хозяйственных санкций, предусмотренных ХК, а также не указывает на сроки, установленные в части 7 статьи 19 ХК, в которые субъект хозяйствования имеет право получить информацию о результатах инспектирования и проверок (не позднее 30 дней после их завершения).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…