Стоять, контроль и надзор государства! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (486) » Стоять, контроль и надзор государства!

Стоять, контроль и надзор государства!

Известно, что до сих пор деятельность некоторых контролирующих органов регулировалась подзаконными нормативными актами, при этом, в соответствии с частью 4 статьи 19 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять госконтроль и надзор, их статус, а также общие условия и порядок осуществления контроля и надзора определяются законами. Поэтому парламентом был принят в целом Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (Закон).

Отметим, что данный Закон далеко не первая попытка урегулировать сферу гос­контроля: в 1998 году и в 2003 в парламенте были зарегистрированы аналогичные законопроекты.

Итак, Законом определяются правовые и организационные основы, принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов госнадзора (контроля), их должностных лиц, права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления госнадзора (контроля). При этом под действие Закона не попадают следующие виды конт­роля: валютный, таможенный на границе, за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества, за деятельностью на рынке финансовых услуг, за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также банковский и страховой. Кроме этого, Закон не касается отношений, которые возникают при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.

Подразумевается, что, в соответствии с этим Законом, госконтроль и надзор будет осуществляться относительно выявления и предотвращения нарушений норм законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частнос­ти, надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей естественной среды. Судя по предмету регулирования Закона, можно определить основной круг госорганов, которые, руководствуясь рассматриваемым Законом, будут «радовать» субъектов, осуществляющих хоздеятельность. Итак, это Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации, Государственная экологическая инспекция, Госдепартамент по надзору за соблюдением законодательства о труде и Гос­комитет по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора.

Закон предусматривает два вида мероприятий по госконтролю — плановые и внеплановые. Все субъекты хозяйствования, которые подлежат надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней ­риска жизнедеятельности: высокой, средней и незначительной; от этого зависит периодичность контроля. Критерии же, по которым оценивается степень риска и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа госнадзора (контроля).

При этом плановые мероприятия осуществляются при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня осуществления этого мероприятия. Уведомление должно содержать: сроки осуществления планового мероприятия; наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие; наименование органа госнадзора (контроля). Срок осуществления планового мероприятия не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если другое не предусмотрено Законом; продление этого срока не допускается.

Для осуществления внеплановых мероприятий основаниями являются: представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган госнадзора (контроля) о желании осуществления мероприятий госнадзора (контроля), впрочем, как оно оформляется и кто именно его подает (руководитель, коллегиальный орган управления, собственник или трудовой коллектив), в Законе не указано; выявление недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности; проверка выполнения субъектом хозяйствования распорядительных документов, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом госнадзора (контроля), относительно устранения нарушений; непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов. Кроме этого, обращение любого физического или юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства также будет основанием для проведения внепланового мероприятия, но при условии наличия согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение. При этом срок осуществления внепланового мероприятия не может превышать 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — 2.

Отметим, что Закон не содержит перечня административно-хозяйственных санкций, предусмотренных ХК, а также не указывает на сроки, установленные в части 7 статьи 19 ХК, в которые субъект хозяйствования имеет право получить информацию о результатах инспектирования и проверок (не позднее 30 дней после их завершения).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Кто и как должен платить судьям?

Стоять, контроль и надзор государства!

Деловая практика

Страховка автокредитования

Законодательная практика

Очередной шаг в Европу

Назначения согласовывать?!

Историческая практика

Цензура по-царски — как издать книгу

Комментарии и аналитика

Риски для приобретателя

Еще о торговом знаке

Неделя права

В тесноте, да не в обиде

Сотрудничество во имя правосудия

Кому указ — «не указ»?

ВСЮ проверит суды

Не предоставил — плати штраф

Реестр событий

Я — назначал, я — и увольняю

Нелегкое начало на Жилянской

Пригласили — будем ждать

Судебная практика

Опасности эпистолярного жанра

Судебные решения

Особенности перерасчета пенсий

Статус можно определить, исходя из косвенных доказательств

Об обязанностях доказывания в спорах о защите чести, достоинства и деловой репутации

Об аспектах увольнения

Тема номера

Требуем справедливой сатисфакции

Расследование наше, суд европейский

Трибуна

Право есть, но нет возможности

Частная практика

На пути к реформированию

Конкуренция или сотрудничество?

Юридический форум

День юрфакультета КНУ

День правовой карьеры

Інші новини

PRAVO.UA