Вопросы парковки транспортных средств (ТС) в населенных пунктах на территории Украины, как принадлежащие к категории благоустройства, отнесены к сфере компетенции местных советов.
Но с 1 марта с.г. они смогут реализовывать свое право, руководствуясь общим документом — постановлением Кабинета Министров Украины № 1342 от 3 декабря 2009 года, которым утверждены Правила парковки транспортных средств (далее — Правила). Согласно Постановлению, большая часть правил вступает в силу с указанной даты.
В целом документ нацелен на урегулирование правоотношений способом, который давно применяют в европейских государствах, — определения специальных мест для парковки ТС в населенных пунктах, взимания платы за предоставление таких услуг через паркоматы. Предлагаем обратить внимание на отдельные положения Правил, которые могут получить особое применение с учетом отечественных реалий.
Согласно части 1 пункта 2 Правил, их действие распространяется на лиц, которые размещают ТС на площадках для парковки, и на субъектов хозяйствования, которые содержат такие площадки. Это означает, что в случае, если водитель ТС оставит его возле площадки, его правоотношения с собственником площадки, другими компетентными органами и участниками дорожного движения не подпадают под сферу действия данного акта. В контексте пункта 6 Правил, который устанавливает, что в части обеспечения безопасности дорожного движения контроль соблюдения Правил осуществляет Госавтоинспекция МВД, а это означает, что в описанной выше ситуации сотрудники ГАИ должны оценивать ситуацию с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения (ПДД), а не настоящих Правил.
Это актуально помнить в ключе подпункта 4 пункта 24 Правил, согласно которым оператор (субъект хозяйствования) обязан уведомлять органы ГАИ о выявленных нарушениях этих Правил.
Согласно Правилам, за размещение ТС на площадке для парковки может быть установлена плата, которая состоит из сбора за парковку (отчисляется в местный бюджет и устанавливается местным советом) и стоимости услуг по содержанию площадки (устанавливается оператором). При этом пункт 25 Правил прямо указывает, что оператор не несет никакой ответственности за сохранность транспортных средств, расположенных на площадке. Интересно, что, согласно пункту 28 Правил, пользователь несет ответственность в соответствии с законом в случаях, если вследствие парковки ТС с нарушением Правил или ПДД будет повреждено имущество оператора, жилищно-коммунального хозяйства, участников дорожного движения, зеленые насаждения, а также если будут созданы препятствия для проведения определенных работ.
Также вызывают сомнения положения пункта 31 Правил, которым установлено, что в случае полной или частичной неуплаты сбора за парковку и за услуги по содержанию площадки оператор имеет право препятствовать выезду ТС с площадки путем применения шлагбаумов или технических средств для препятствования выезду. Далее разъясняется, что в таких случаях должен быть указан бесплатный номер, позвонив по которому водитель ТС может вызвать оператора для устранения такого препятствия. Оператор должен приехать не позже чем через час (в противном случае пользователь может не оплачивать услуги) и, проверив оплату пользователем сбора, услуг и стоимости применения технических средств, — снять препятствия для выезда.
При такой формулировке выходит, что ТС выступает своеобразным залогом (за сохранность которого никто, кроме собственника, ответственности не несет) выполнения договора об оказании услуг (правда, непонятно каких, если верить Правилам, — по содержанию некой площадки, хотя больше подходит договор хранения ТС (статья 977 Гражданского кодекса Украины)). В это же время оператор ничего, кроме как предоставления участка земли в краткосрочное пользование, не гарантирует. Выходит, что ограничение конституционного права собственности (по распоряжению своим имуществом) допускается частным лицом за невыполнение мелкой гражданской сделки, что отнюдь не выглядит равнозначным. При этом применить техническое средство, скорее всего, популярный в Киеве блокиратор, можно начиная с 10 минут после истечения предоплаченного времени, а на устранение дается час. При этом Правилами не оговорено, что за время, пока представитель оператора будет ехать на вызов, плата за стоянку не взимается. А значит, согласно «традициям», как раз наоборот. Поэтому представители операторов вряд ли будут спешить. А с учетом пункта 25 Правил пользователь должен будет оплатить услуги по разблокировке, даже если вследствие оказания такой «навязанной» услуги ТС причинен вред, без права предъявить претензию оператору.
При этом вопрос компенсации потраченного на ожидание времени не урегулирован, равно как и вопрос возврата уплаченной суммы в случае, когда время парковки составило меньше предполагаемого. Ведь если оплатить 15 минут, а вернуться через час, существует высокая вероятность, что ТС будет задержано еще примерно на час, если оплатить час и вернуться через 15 минут — опять дополнительные финансовые затраты. Хотя гражданское законодательство, в частности, Закон Украины «О защите прав потребителей», предполагает, что потребитель имеет право отказаться от услуги в любой момент и оплатить лишь ту часть, которая уже выполнена фактически. Но если для этого надо час ждать представителя оператора, то такой механизм эффективным не будет.
В европейских странах практика взимания платы за парковку на улице отличается. Например, в Германии, по истечении времени, оплаченного за стоянку, необходимо освободить место или доплатить. Если оплаченное время закончилось и в это время мимо будет проходить контролер, он, заметив нарушение, выпишет штраф и положит под «дворник».
Подобная процедура есть и в других странах Европы, отличается только ответственность. В зависимости от города, за неоплаченную парковку выписывают штраф до 40 евро (как, например, в Финляндии) или вовсе эвакуируют машину (такая практика распространена в Испании и Голландии).
В США правильность и своевременность парковки на улицах проверяется парковочными инспекторами, которые являются сотрудниками отдельной городской службы. С нарушениями борются строго — опоздание даже на минуту гарантирует штраф в 25 дол. США. Обычно квитанция, которую можно оплатить в течение 30 дней по почте или по Интернету, подсовывается под «дворники» машины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…