Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №36 (454) » Статус государственных служащих

Статус государственных служащих

О реформировании государственной службы на Украине

Рабочая группа под руководством начальника Главного управления государственной службы Украины Тимофея Мот­ренко передала в Кабинет Министров проект Закона Украины «О государственной службе» (Проект). Законопроект базируется на новом европейском понимании профессиональной государственной службы, предполагающем ее объективность, справедливость, непредвзятость при подготовке политических решений, независимость профессиональной позиции от влияния политического или частного интересов, лояльность к государству и его легитимному политическому руководству.

В проекте предусматривается ряд новаций по сравнению с действующим Законом Украины «О государственной службе». В частности, изменения коснутся определения статуса госслужащего и особенностей исполнения им своих полномочий, социальных гарантий для госслужащих. Также будут урегулированы вопросы ответственности чиновников.

О госслужбе

Государственную службу предлагается определить как публично-правовые отношения, возникающие между лицами, занимающими должности госслужащих в органах государственной власти и государством, во время осуществления этими лицами на профессиональной основе деятельности по реализации государственно-властных полномочий с получением за это зарплаты за счет средств Госбюджета. По сравнению с действующим Законом новым является понятие «пуб­лично-правовые отношения», что более точно характеризирует данный институт и в целом отвечает тенденциям развития законодательства Украины, исходя из общих правил нормотворчества.

Будут определены четкие критерии для отнесения должностей к должностям госслужбы. В частности, госслужащими не являются Президент Украины, члены Кабинета Министров и их заместители, народные депутаты, судьи и прокуроры. Не являются госслужащими также работники патронатных служб, работники органов власти, исполняющие вспомогательные функции, работники госпредприятий и учреждений, а также лица, состоящие на другой специализированной службе (дип­ломатической, военной). Их статус определяется специальными законами.

Планируется изменить структуру госслужбы, вместо семи категорий введя пять. Отдельно будет выделена категория политических должностей, назначение на которые будет проходить без проведения конкурса. Это должности руководителя Аппарата Верховного Совета, Главы Секретариата Президента, руководителей центральных органов государственной власти, не являющихся членами Кабинета Министров, председателей местных ­госадминистраций, членов коллегиальных госорганов. Все прочие должности будут распределены между остальными четырьмя категориями («А», «Б», «В», «Г»). Так же, как и в действующем законе, Проект предусматривает взаимосвязь между категорией должности госслужбы и рангом госслужащего. Но предлагаемая система рангов является более гибкой, что создает дополнительные стимулы для госслужащего.

Будут упразднены аттестация и кадровый резерв госслужащих в связи с их неэффективностью. Но в то же время будет введен институт дисциплинарной ответственности чиновников.

Об управлении

Проект предусматривает формирование полноценной системы управления госслужбой, создание вертикали управлен­ческих органов: Кабинет Министров — специально уполномоченный цент­ральный орган исполнительной власти (Главное управление государственной службы Украины) — руководители государственной службы в органах исполнительной власти — кадровые службы органов исполнительной власти. Отдельный раздел Проекта посвящен регулированию полномочий центрального органа исполнительной власти, осуществляющего управление госслужбой.

О госслужащих

Проект предусматривает возможность равного доступа к госслужбе. Назначения проводятся по результатам обязательного конкурса. И только для политических назначений возможно назначение без конкурса. Среди обязательных требований к кандидату появятся знание Конституции и законов Украины, свободное владение государственным языком. Также авторы проекта позаботились о том, чтобы госслужащий был здоров — что необходимо будет подтвердить справкой о состоянии здоровья.

Среди обязательных требований к кандидату на должность госслужащего также предусматривается наличие полного высшего образования. То есть лица, имеющие образовательный уровень бакалавра, не смогут стать госслужащими. Кроме того, предусматривается создание необходимых условий для профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. В частности, по результатам ежегодной оценки деятельности госслужащего будет составляться индивидуальная программа обучения, в которую включается профессиональное обучение, стажировка и самообразование чиновника. Предусматривается выделять для этих целей специальное время в рамках служебного времени. Законом будет установлено, что госслужащий обязан повышать свою квалификацию не реже чем раз в пять лет.

Будет усилена борьба с кумовством. Чиновник может быть уволен, если не сообщит о возникновении во время прохождения госслужбы отношений непосредственного подчинения близких родственников.

Госслужба, согласно проекту, — аполитична. Госслужащие не должны публично демонстрировать свои политические взгляды или каким-либо иным способом проявлять свое отношение к отдельным политическим силам. Госслужащим будет запрещено создавать политические партии и блоки, а также быть членами политических партий во время занятия ими должностей госслужбы. Также им запретят принимать участие в забастовках, акциях гражданского неповиновения и предвыборной агитации.

На госслужащих не будут распространяться нормы Кодекса законов о труде Украины. Вопросы, связанные с трудовой деятельностью чиновников, будут регулироваться с помощью служебного контракта — публично-правового договора между представителем работодателя и лицом, которое вступает на госслужбу, или госслужащим о прохождении государственной службы и занятия должнос­ти государственной службы. Среди обязательных условий трудового контракта — название должности госслужбы, срок прохождения госслужбы (обязательно начало прохождения госслужбы, дата окончания — только для сроковых служебных контрактов), права и обязанности госслужащего, права и обязанности работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, размер служебного оклада, испытательный срок при вступлении на государственную службу. Лицо, подписывающее контракт, будет обязано устранить все препятствия для прохождения госслужбы, в частности, выйти из политической партии, прекратить заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в работе наблюдательных органов и органов управления предпринимательских организаций.

В служебном контракте будут преду­сматриваться условия ответственности госчиновника за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Запрещается требовать от госслужащего исполнения обязанностей, не предусмотренных служебным контрак­том. Контракт будет заключаться исключительно в письменной форме. Внесение каких-либо изменений возможно только по согласию сторон. Типовая форма служебного контракта должна утверждаться Кабинетом Министров.

Об ответственности

Одним из важных нововведений Проекта является закрепление дисциплинарной ответственности госслужащих. Чиновника можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка — нарушения требований законодательства о госслужбе, в частнос­ти, неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, несоблюдения требований о несовмес­тимости госслужбы с другими видами деятельности или совершения действий, дискредитирующих госслужбу. Будут установлены конкретные виды дисциплинарных взысканий и условия их наложения.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Статус государственных служащих

Деловая практика

Институт инвестирования со стопроцентным согласием

Законодательная практика

Улучшение погашения долгов

Зарубежная практика

Взгляд на арбитраж в Китае

Историческая практика

А помнишь, как все начиналось?

«Нет повести печальнее на свете…»

Комментарии и аналитика

Арендные парадоксы: анализ практики

«Безразмерная катастрофа» или «методический беспредел»?

Неделя права

Конкуренция на таможне

Десантник, историк, глава АМКУ?

Много шума из ничего

Затянувшийся перерыв

Онлайн против Оффлайна

Сан-Франциско — Днепропетровск

Реестр событий

Минюст защищает Гаранта

В Минюсте новые «старые» кадры

Депутат или мэр?

К умным или к красивым?

Судебная практика

Реформа как причина для судебного спора

Судебные решения

Об отказе выполнения кредитных обязательств

О санкциях за несвоевременное выполнение договора

Тема номера

Почем нынче украинские банки?

Как «снять урожай» на «поле чудес»

Частная практика

Под одну гребенку...

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: