Рабочая группа под руководством начальника Главного управления государственной службы Украины Тимофея Мотренко передала в Кабинет Министров проект Закона Украины «О государственной службе» (Проект). Законопроект базируется на новом европейском понимании профессиональной государственной службы, предполагающем ее объективность, справедливость, непредвзятость при подготовке политических решений, независимость профессиональной позиции от влияния политического или частного интересов, лояльность к государству и его легитимному политическому руководству.
В проекте предусматривается ряд новаций по сравнению с действующим Законом Украины «О государственной службе». В частности, изменения коснутся определения статуса госслужащего и особенностей исполнения им своих полномочий, социальных гарантий для госслужащих. Также будут урегулированы вопросы ответственности чиновников.
О госслужбе
Государственную службу предлагается определить как публично-правовые отношения, возникающие между лицами, занимающими должности госслужащих в органах государственной власти и государством, во время осуществления этими лицами на профессиональной основе деятельности по реализации государственно-властных полномочий с получением за это зарплаты за счет средств Госбюджета. По сравнению с действующим Законом новым является понятие «публично-правовые отношения», что более точно характеризирует данный институт и в целом отвечает тенденциям развития законодательства Украины, исходя из общих правил нормотворчества.
Будут определены четкие критерии для отнесения должностей к должностям госслужбы. В частности, госслужащими не являются Президент Украины, члены Кабинета Министров и их заместители, народные депутаты, судьи и прокуроры. Не являются госслужащими также работники патронатных служб, работники органов власти, исполняющие вспомогательные функции, работники госпредприятий и учреждений, а также лица, состоящие на другой специализированной службе (дипломатической, военной). Их статус определяется специальными законами.
Планируется изменить структуру госслужбы, вместо семи категорий введя пять. Отдельно будет выделена категория политических должностей, назначение на которые будет проходить без проведения конкурса. Это должности руководителя Аппарата Верховного Совета, Главы Секретариата Президента, руководителей центральных органов государственной власти, не являющихся членами Кабинета Министров, председателей местных госадминистраций, членов коллегиальных госорганов. Все прочие должности будут распределены между остальными четырьмя категориями («А», «Б», «В», «Г»). Так же, как и в действующем законе, Проект предусматривает взаимосвязь между категорией должности госслужбы и рангом госслужащего. Но предлагаемая система рангов является более гибкой, что создает дополнительные стимулы для госслужащего.
Будут упразднены аттестация и кадровый резерв госслужащих в связи с их неэффективностью. Но в то же время будет введен институт дисциплинарной ответственности чиновников.
Об управлении
Проект предусматривает формирование полноценной системы управления госслужбой, создание вертикали управленческих органов: Кабинет Министров — специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти (Главное управление государственной службы Украины) — руководители государственной службы в органах исполнительной власти — кадровые службы органов исполнительной власти. Отдельный раздел Проекта посвящен регулированию полномочий центрального органа исполнительной власти, осуществляющего управление госслужбой.
О госслужащих
Проект предусматривает возможность равного доступа к госслужбе. Назначения проводятся по результатам обязательного конкурса. И только для политических назначений возможно назначение без конкурса. Среди обязательных требований к кандидату появятся знание Конституции и законов Украины, свободное владение государственным языком. Также авторы проекта позаботились о том, чтобы госслужащий был здоров — что необходимо будет подтвердить справкой о состоянии здоровья.
Среди обязательных требований к кандидату на должность госслужащего также предусматривается наличие полного высшего образования. То есть лица, имеющие образовательный уровень бакалавра, не смогут стать госслужащими. Кроме того, предусматривается создание необходимых условий для профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. В частности, по результатам ежегодной оценки деятельности госслужащего будет составляться индивидуальная программа обучения, в которую включается профессиональное обучение, стажировка и самообразование чиновника. Предусматривается выделять для этих целей специальное время в рамках служебного времени. Законом будет установлено, что госслужащий обязан повышать свою квалификацию не реже чем раз в пять лет.
Будет усилена борьба с кумовством. Чиновник может быть уволен, если не сообщит о возникновении во время прохождения госслужбы отношений непосредственного подчинения близких родственников.
Госслужба, согласно проекту, — аполитична. Госслужащие не должны публично демонстрировать свои политические взгляды или каким-либо иным способом проявлять свое отношение к отдельным политическим силам. Госслужащим будет запрещено создавать политические партии и блоки, а также быть членами политических партий во время занятия ими должностей госслужбы. Также им запретят принимать участие в забастовках, акциях гражданского неповиновения и предвыборной агитации.
На госслужащих не будут распространяться нормы Кодекса законов о труде Украины. Вопросы, связанные с трудовой деятельностью чиновников, будут регулироваться с помощью служебного контракта — публично-правового договора между представителем работодателя и лицом, которое вступает на госслужбу, или госслужащим о прохождении государственной службы и занятия должности государственной службы. Среди обязательных условий трудового контракта — название должности госслужбы, срок прохождения госслужбы (обязательно начало прохождения госслужбы, дата окончания — только для сроковых служебных контрактов), права и обязанности госслужащего, права и обязанности работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, размер служебного оклада, испытательный срок при вступлении на государственную службу. Лицо, подписывающее контракт, будет обязано устранить все препятствия для прохождения госслужбы, в частности, выйти из политической партии, прекратить заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в работе наблюдательных органов и органов управления предпринимательских организаций.
В служебном контракте будут предусматриваться условия ответственности госчиновника за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Запрещается требовать от госслужащего исполнения обязанностей, не предусмотренных служебным контрактом. Контракт будет заключаться исключительно в письменной форме. Внесение каких-либо изменений возможно только по согласию сторон. Типовая форма служебного контракта должна утверждаться Кабинетом Министров.
Об ответственности
Одним из важных нововведений Проекта является закрепление дисциплинарной ответственности госслужащих. Чиновника можно будет привлечь к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка — нарушения требований законодательства о госслужбе, в частности, неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, несоблюдения требований о несовместимости госслужбы с другими видами деятельности или совершения действий, дискредитирующих госслужбу. Будут установлены конкретные виды дисциплинарных взысканий и условия их наложения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…