Определение оптимальной избирательной системы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Станьте в округ

Избирательная система

Кандидаты в депутаты городских советов небольших городов (с численностью избирателей до 90 тысяч) будут баллотироваться в многомандатных избирательных округах

Алина НАЗАРЧУК • «Юридическая практика»

Проблема определения оптимальной избирательной системы актуальна как для выборов народных депутатов Украины, так и для выборов депутатов местных советов. Так, система, при которой избирателю будет предоставляться возможность выбирать конкретного кандидата от партии, а не политическую силу в целом, была воплощена в Избирательном кодексе Украины (Кодекс). Именно о новом порядке формирования законодательного органа шла речь на страницах прошлого номера «Юридической практики» в материале «Квотный рефлекс». Как говорится в пояснительной записке к проекту Кодекса, выборы депутатов областных советов, а также советов крупных городов будут проходить по аналогичному с парламентскими выборами сценарию.

Действительно ли порядок избрания представительских органов будет схожим и какие особенности избрания местных голов предусматривает Избирательный кодекс Украины — такие вопросы предлагаем проанализировать в этой статье, посвященной книге III Избирательного кодекса Украины «Местные выборы».

Власть советам

Третья книга Кодекса содержит четыре главы, каждая из которых раскрывает особенности проведения отдельного вида местных выборов в зависимости от объекта избрания. Так, в главе Х Кодекса речь идет о выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым. Глава XI имеет название «Выборы депутатов сельских, поселковых, городских (малых городов), районных в городах, районных советов». Следующая глава (XII) регулирует проведение выборов сельских, поселковых, городских голов, старост. Последняя глава (XIII) посвящена проведению выборов депутатов городских (больших городов), областных советов.

Остановимся на избирательной системе выборов депутатов сельских, поселковых, городских, районных, районных в городах советов (глава XI). Согласно Кодексу данные выборы будут проводиться по системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах. В каждом округе могут быть избраны не менее двух и не более четырех депутатов. При этом по такой системе будут избираться депутаты городских советов только малых городов, где количество избирателей составляет меньше 90 тысяч лиц.

С целью избрания депутатов территория соответствующей общины будет делиться на многомандатные избирательные округа. Среднее ориентировочное количество таких многомандатных округов определяется как целая часть от деления количественного состава соответствующего совета на три. Такие округа должны будут включать приблизительно одинаковое количество избирателей. Как отмечается в Кодексе, отклонение количества избирателей в многомандатном избирательном округе не может превышать 15 % (!) от ориентировочного среднего количества избирателей в округе. Таким образом, Кодексом фактически устанавливается погрешность в 15 %, что действующим законодательством не обусловлено.

Как указано в Кодексе, право выдвигать кандидатов в депутаты сельского, поселкового, местного, районного в городе, районного совета будет принадлежать избирателям и реализоваться ими через местные организации политических партий (на их конференциях либо собраниях) или путем самовыдвижения в порядке, установленном Кодексом (путем собрания подписей избирателей). Организация партии может выдвинуть кандидатов в депутаты в каждом многомандатном избирательном округе в количестве, не превышающем количество мандатов, которые распределяются в соответствующем округе.

При заполнении избирательного бюллетеня избиратель может поддержать своим голосом только одного кандидата в депутаты.

Главная избирательная комиссия определяет избранными депутатами в многомандатном избирательном округе кандидатов в депутаты (в количестве, равном количеству мандатов в многомандатном избирательном округе), которые по итогам голосования в соответствующем округе получили самое большое по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными в том же округе, количество голосов избирателей.

Принять мэра

Следующая глава Книги о местных выборах посвящена выборам сельского головы и мэра города. Как и сейчас, выборы сельского, поселкового головы, а также городского головы в городах с количеством избирателей не более 90 тысяч лиц будут проводиться по избирательной системе относительного большинства.

Каждый кандидат на должность городского головы должен внести денежный залог на специальный счет местной избирательной комиссии. Сумма залога зависит от статуса города (сейчас рассчитывается в зависимости от количества избирателей). Так, для кандидатов, претендующих на должность мэра города Киева, города областного значения, города Симферополя, эта сумма составит сто минимальных размеров заработной платы. В то же время для кандидатов в мэры остальных городов сумма залога в два раза меньше — 50 минимальных размеров заработной платы. Денежный залог будет возвращен кандидату, который по итогам выборов получит поддержку не менее 7 % голосов избирателей, что действующим законодательством не предусматривается.

Главная избирательная комиссия соответствующих выборов признает избранным сельским, поселковым, городским (города с количеством избирателей менее 90 тысяч) головой кандидата, который по итогам голосования получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами количество голосов избирателей.

На выборах мэра большого города, где количество избирателей превышает 90 тысяч, Кодексом предлагается применить избирательную систему абсолютного большинства. Как говорится в пояснительной записке к проекту Кодекса, цель такого способа установления результатов голосования — повысить уровень общественного доверия и политический авторитет мэров крупных городов. Таким образом, городская избирательная комиссия по итогам голосования признает избранным городским головой кандидата, который получил поддержку более чем 50 % голосов избирателей или же получил меньше 50 % голосов, однако не менее чем на 20 % голосов больше, чем другой кандидат. Отметим, что действующее законодательство также устанавливает систему абсолютного большинства (избранным в городах, где количество избирателей равно или превышает 90 тысяч, считается кандидат, за которого отдано больше половины голосов избирателей), в то время как возможность быть избранным на должность мэра кандидата, который имеет 20-процентный отрыв, Законом Украины «О местных выборах» не предусматривается. Как видим, Кодексом вводится альтернатива уже применяемой системе абсолютного большинства.

Соответственно, в случае если ни один кандидат не получит больше 50 % голосов или не будет иметь 20-процентный отрыв, проводится второй тур голосования, в котором будут соревноваться два кандидата, имеющее наибольшее количество голосов.

Система «Рада»

Как уже упоминалось, выборы областных советов, а также городских советов крупных городов, в которых количество избирателей превышает 90 тысяч человек (это в первую очередь все областные центры), будут проводиться по аналогичной парламентской избирательной системе. Так, выборы депутатов городского и областного советов проводятся на основе пропорционального представительства с открытыми списками в многомандатных избирательных округах.

В систему территориальной организации таких выборов входят единый городской (областной) избирательный округ и многомандатные избирательные округа. Выдвижение кандидатов в депутаты местной организацией партии осуществляется в виде единого областного (городского) избирательного списка кандидатов. Из числа кандидатов, включенных в этот единый список, партия формирует региональные списки кандидатов в депутаты в каждом многомандатном избирательном округе. Региональный избирательный список должен включать от 5 до 20 кандидатов в депутаты. Лицо может быть представлено только в одном региональном списке. Очередность кандидатов в обоих списках определяется на конференции (собрании) партии.

Самовыдвижение возможно лишь в отдельных многомандатных округах, и реализовать право быть избранным граждане смогут только коллективно. Так, граждане Украины будут самовыдвигаться по избирательному списку независимых кандидатов. Количество кандидатов в таком списке, как и в списках партий, должно быть не меньше пяти и не больше двадцати.

Избирательный бюллетень будет содержать текст, состоящий из двух предложений: «Поддерживаю избирательный список под порядковым №»; «Поддерживаю кандидата в депутаты из этого избирательного списка под порядковым №». Как и на парламентских выборах, заполнение только первого пункта свидетельствует о поддержании избирательного списка партии или независимых кандидатов, тогда как голосование по второму пункту необязательно. В случае если избиратель не воспользуется правом проголосовать за конкретного кандидата, считается, что он поддерживает весь региональный список партии или весь список независимых кандидатов.

Для определения результатов выборов главная избирательная комиссия устанавливает избирательную квоту (количество голосов избирателей, необходимое для получения одного мандата).

В каждом многомандатном избирательном округе депутатские мандаты распределяются между региональными избирательными списками партий и списками независимых кандидатов пропорционально количеству голосов избирателей, поданных в поддержку соответствующего избирательного списка. Для определения количества депутатских мандатов, полученных конкретным избирательным списком, количество голосов избирателей, поданных в многомандатном округе в поддержку этого списка, делится на избирательную квоту. Полученное в результате деления целое число составляет количество депутатских мандатов, которое получил соответствующий избирательный список. Кандидаты размещаются в этом списке в порядке уменьшения процентов голосов избирателей. Избранными депутатами от организации партии или от списка независимых кандидатов считаются кандидаты в количестве, которое соответствует количеству мандатов, полученных избирательным списком, в порядке очередности (по результатам голосования) в этом списке. Таким образом, как и на выборах народных депутатов Украины, граждане смогут голосовать за «открытые» списки партий или независимых кандидатов и будут влиять на очередность размещения кандидатов в этих списках.

Организации партий также получат возможность распределения мандатов в едином областном (городском) избирательном округе.

Напомним, что Избирательный кодекс Украины должен вступить в силу 1 декабря 2023 года, и в таком случае провести ближайшие местные выборы по новым правилам будет невозможно. Дело в том, что по общему правилу очередные местные выборы должны состояться уже 25 октября 2020 года (без учета территориальных общин, где из-за проведения внеочередных выборов перенесена дата следующих). Вместе с тем существует перспектива внеочередной перезагрузки местной власти, на необходимость которой намекает команда Президента Украины. В любом случае без изменения даты вступления в силу Кодекса следующие местные выборы вновь пройдут согласно Закону Украины «О местных выборах». Поскольку избирательная система выборов областных советов, а также городских советов крупных городов во многом пересекается с избирательной системой законодательного органа, было бы целесообразно «испытать» новый документ уже на ближайших местных выборах. По мнению экспертов, это позволит выявить возможные недоработки и пробелы, которые можно будет исправить к следующей парламентской избирательной кампании.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Фирменное начало

Акцент

Личный вес

Государство и юристы

Приглашение на концепт

Тридцать три готовы

Станьте в округ

Зарубежная практика

Склонны вверить

Конспект

На старт, внимание...

Новости

Новости из зала суда

Карта событий

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Неформальные отношения

Уместные особенности

Самое важное

Системные изменения

Учитель, Отец, Человек

Сто попало

Судебная практика

Газ да глаз

Момент запущен

Судебные решения

Раздел имущества супругов не может использоваться участниками гражданского оборота во избежание уплаты долга

Положения статьи 625 Гражданского кодекса Украины распространяются только на договорные отношения

Неподтверждение статуса пенсионера, который по медицинскому заключению нуждается в постороннем уходе, исключает возможность зачисления периода ухода за ним в стаж работы

Тема номера

Возмущение убытков

Держите марку

Системная плата

Служебный роман

Актив класса

Частная практика

Ради гласного словца

Безусловная величина

Інші новини

PRAVO.UA