Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №26 (236) » СТАНЕТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЭЛЕКТРОННЫМ?

СТАНЕТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЭЛЕКТРОННЫМ?

Рубрика Тема номера

В современном деловом мире коммерческая деятельность, осуществляемая с помощью Интернета, — настолько же привычная форма ведения бизнеса, насколько это казалось невозможным еще 10—15 лет назад. Интернет вплоть до начала 90-х годов использовался в основном как коммуникационная система для обмена данными между научными и военными учреждениями в целях ведения совместных исследований. Лишь в 1991 году NSF (Национальный научный фонд США) отменил положение, изложенное в Правилах приемлемого использования (Acceptable use policy), согласно которому использование Интернета в коммерческих целях не допускалось. Год спустя Европейская лаборатория прикладной физики (CERN) объявила о создании World Wide Web — виртуальной среды, связавшей воедино гигантский объем информации в Интернете с помощью языка HTML. Эти два события и стали точкой отсчета эры коммерциализации Интернета.

Развитие онлайн-торговли набрало стремительные темпы уже к середине 90-х. На сегодняшний день рост оборотов электронного рынка демонстрирует просто-таки немыслимую активность. Данные CNews (www.cnews.ru), предоставленные со ссылкой на компанию IDC, свидетельствуют, что в 2001 году пользователи потратили в Интернете в совокупности 600 миллиардов долларов США. 83 % всех онлайновых продаж приходятся на сектор торговли между фирмами (business-to-business). По результатам исследований Forrester Research за 2001 год, объем только розничных электронных продаж (business-to-customer) в США составил более 47 миллиардов долларов.

Эти данные красноречиво убеждают, что электронный бизнес представляет собой феномен, заслуживающий пристального изучения не только со стороны финансистов, но и юристов. Неслучайно с некоторых пор на Западе развивающийся сектор Интернета стал называться новой экономикой. В рамках общего подхода Дэниела Эймора электронный бизнес можно определить как глобальную интерактивную рыночную среду, где традиционные формы бизнеса сочетаются с возможностями, предоставленными новейшими информационными технологиями Интернета. Электронный бизнес — это любой процесс, осуществляемый предприятием по сетям, которые соединяют электронные устройства для обмена информацией.

Концепция электронного бизнеса возникла еще до появления Интернета. Практически одновременно в 60-е годы в США и Европе разрабатывались системы обмена электронными данными EDI (Electronic Data Interchange) и электронного перевода средств EFT (Electronic Funds Transfer). EDI — это стандартные правила оформления различных деловых документов, позволяющие обмениваться данными между разными системами документооборота без последующей ручной обработки этих данных. Первой сферой применения EDI были транспорт и торговля. Уже к концу 60-х в США разработаны стандарты для обмена данными в областях авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта. В основу принятого Европейской экономической комиссией ООН стандарта обмена данными в международных торговых организациях GTDI (General — purpose Trade Data Interchange) положен набор спецификаций Tradacoms, разработанный в Великобритании.

Обмен данными EDI осуществляется по отдельным частным или специализированным сетям (value-added networks), к которым компания-клиент может подключиться, используя специальное оборудование и программное обеспечение — EDI-шлюзы. Несмотря на очевидные преимущества EDI (общий стандарт оформления документации и сокращение «бумажного» оборота), система имеет и существенный недостаток. Затраты на установку EDI-системы достигают внушительных размеров (до 100 тысяч долларов США и более), что подразумевает очень солидные обороты компании, внедряющей EDI. Поэтому очевидно, что в условиях сегодняшнего дня сколько-нибудь значительное распространение EDI на Украине весьма маловероятно.

По мере совершенствования информационных технологий Интернет стал фундаментом новой системы экономических отношений, складывающихся в мире, предоставив практически безграничные возможности предпринимателю любого масштаба. Низкая себестоимость передачи данных делает его использование особенно привлекательным для малого и среднего бизнеса. На Украине уже начат процесс формирования необходимой нормативной базы, ведь именно отсутствие правового поля — серьезный сдерживающий фактор на пути создания информационного общества и электронного рынка. Однако достаточно ли эффективны предпринятые шаги? Видит ли прежде всего само государство, каким должно быть это поле?

УКРАИНСКОЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Сегодня на Украине приняты и действуют несколько нормативных актов, относящихся к регулированию отдельных аспектов деятельности, связанной с использованием Интернета. Среди них небезызвестный «программный» Указ Президента Украины № 928/2000 от 31 июля 2000 года «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети на Украине», Постановление Кабинета Министров № 3 от 4 января 2002 года «О Порядке опубликования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» и совсем недавний Порядок подключения к глобальным сетям передачи данных, утвержденный Постановлением КМУ № 522 от 12 апреля 2002 года.

Характерно, что ни один из принятых в данной сфере нормативных актов не направлен на урегулирование правоотношений, возникающих именно в связи с коммерческим использованием Интернета. Очевидно, что стремление государства прежде всего регламентировать порядок доступа и размещения информации в Сети, а также организовать контроль над содержанием информационных ресурсов свидетельствует о «китайской симптоматике» в построении отечественной модели регулирования сферы Интернета. Доказательством тому служат непрекращающиеся дискуссии о необходимости введения лицензирования на фоне решительного непонимания проблемы со стороны чиновников, ответственных за информационную сферу страны. Сложившаяся ситуация заставляет признать, что государство пока занимает достаточно специфическую позицию, обусловленную, очевидно, однобоким восприятием Интернета со стороны государственных органов. Для них Всемирная компьютерная паутина — это просто бесконтрольное средство передачи информации. Не исключено, что такой подход еще некоторое время будет определять дальнейшее развитие законодательной базы Интернета на Украине.

Вместе с тем нельзя не отметить значение последних нововведений в отечественном законодательстве, связанных с принятием упомянутого Порядка подключения к глобальным сетям передачи данных. Хотя данный нормативный акт определяет процедуру подключения к глобальным сетям передачи данных только для «органов исполнительной власти, иных государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые получают, обрабатывают, распространяют и сохраняют информацию, являющуюся объектом государственной собственности», здесь впервые в отечественном праве даны определения таких основных понятий Интернета, как домен и доменное имя. Любопытно, что в этом документе содержится также определение интернет-провайдера (оператора), взятое, правда, в узком значении — как субъект хозяйствования, включенный в перечень предприятий, предоставляющих услуги доступа к глобальным сетям передачи данных субъектам, на которых распространяется действие Порядка подключения к глобальным сетям передачи данных.

Обращает на себя внимание тот факт, что, как это ни парадоксально, в украинском интернет-законодательстве сам предмет правового регулирования до сих пор не определен. Изучив содержание пока еще незначительной правовой базы в этой области, можно увидеть, что ее авторам Интернет представляется некой «глобальной компьютерной информационной сетью». Однако такой подход к раскрытию сути предмета недостаточно корректен и вызван, очевидно, упрощенным пониманием природы Интернета. Прежде всего это способно замедлить процесс установления адекватного правового режима использования Интернета на Украине, а также создать трудности при определении статуса основных участников «интернет-правоотношений» — пользователей Интернет и провайдеров интернет-сервисов (ISP).

Существует мнение, что, поскольку Интернет принадлежит к наднациональным явлениям и ни одно государство не вправе обладать юрисдикцией в отношении регулирования Интернета, принятие специального национального законодательства в этой сфере просто невозможно. Резонность такого суждения не вызывает сомнений, однако, на наш взгляд, более уместным здесь будет разговор об адаптации действующего законодательства к требованиям современного уровня технического развития человечества, чем об установлении юридических механизмов, принципиально отличных от существующих. В теории так называемого кибер-права существует концепция «рыночного консенсуса» как модели выработки общих норм поведения в Интернете. Суть ее в том, что участники интернет-отношений, независимо от того, законодательством какого государства регулируются их взаимоотношения в реальном мире, воспринимают и следуют общим правилам поведения, выработанным большинством участников таких отношений. Примером тому служит своеобразный «кодекс поведения» в Сети — нетикет (netiquette).

Естественно, что вопрос определения понятия Интернет слишком узок в целом ряде практических задач, требующих решения в процессе создания комплекса правовых норм, регулирующих использование информационных сетей как в коммерческих, так и в некоммерческих целях. Вместе с тем именно этот момент должен стать отправной точкой нормотворческой деятельности в этой сфере.

СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ

Представляется, что при разработке правовых норм необходимо исходить из того, что Интернет — это прежде всего явление технологическое. Социальный же аспект проблемы Интернета является вторичным, производным и возникает в процессе использования данной технологии. В большинстве печатных публикаций, выступлений, а также в дискуссиях, разворачивающихся на специализированных украинских веб-форумах проблематика правового регулирования сферы Интернет в основном освещается в разрезе социальных вопросов. Бесспорно, что Интернет является частью современного общества, а значит, неразрывно связан с общими закономерностями его развития. Однако не стоит забывать: тот факт, что потребителем услуг, предоставляемых Интернетом, выступает человек, как раз и предопределяет наличие социального аспекта. Неслучайно на Западе интернет-право входит в состав «технологического» права. Поэтому следует учитывать механическую природу Интернета при конструировании социальных правил поведения, связанных с его использованием, как это, например, сделано в телекоммуникационном законодательстве.

Интернет нельзя воспринимать как некое совершенно абстрактное, но всем известное средство коммуникации, не требующее поэтому правового определения. Интернет — это одна из многих существующих на планете информационных сетей, получившая наиболее широкое распространение и обладающая своими специфическими чертами. Представляется, что от других компьютерных сетей, существующих сегодня в мире, Интернет отличают несколько основополагающих характеристик. Во-первых, он не является единой сетью. Интернет состоит из множества компьютерных сетей различного масштаба, непосредственно не взаимодействующих между собой, а лишь имеющих общие точки соединения — шлюзы. Во-вторых, в Интернет в качестве основных протоколов (стандартов) обмена данными используются TCP /IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). Благодаря такой унификации процедуры передачи данных становится возможным обмен информацией между отдельными сетями, в которых используются различные протоколы. В-третьих, Интернет обладает действительно глобальной сферой распространения, поскольку объединяет неопределенное количество сетей по всему миру.

Данные характеристики были учтены при разработке интернет-законодательства на Западе. Так, по нашему мнению, в законопроекте Конгресса США On Internet Freedom and Broadband Deployment Act of 2001 содержится удачное определение понятия Интернет как совокупности средств вычислительной техники и связи, включая оборудование и программное обеспечение, сети которых при взаимодействии между собой образуют глобальную сеть, использующую протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol), либо иной предшествующий или последующий после него технический протокол в качестве стандарта передачи информации любого вида по проводам или с помощью радио. Представляется, что такой подход мог бы быть воспринят и при разработке нормативных актов в сфере Интернет на Украине.

Здесь уместно говорить именно о принятии базового закона, устанавливающего основные понятия и принципы Интернета, а также регламентирующего функционирование украинского сегмента Сети. Также должен быть принят соответствующий нормативный акт, устанавливающий четкую процедуру делегирования и администрирования доменных имен в домене UA и доменах второго уровня. Безусловно, самое пристальное внимание необходимо обратить на решение вопросов законодательного закрепления свободы слова в Интернете и статуса украинских электронных СМИ.

При этом следует отметить, что разработка и принятие данной нормативной базы должны стать одной из актуальнейших задач нынешних парламентариев, поскольку одни лишь Законы «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», проекты которых находятся на рассмотрении Верховного Совета, очевидно, не в состоянии будут решить весь комплекс проблем, связанных с осуществлением деловой активности в современных условиях телекоммуникационных технологий. Естественно, это процесс сложный и кропотливый, требующий значительных временных и материальных затрат. Однако недооценив важность задачи по созданию правового поля, отвечающего требованиям развития электронного общества, государство рискует остаться за пределами глобального рынка, который, вне всяких сомнений, объединит большинство стран мира именно благодаря информационным технологиям.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Деловая практика

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Законодательная практика

ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Зарубежная практика

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН СНГ

АМЕРИКАНСКИЙ СУД ПРИЗНАЛ ВИНУ ARTHUR ANDERSEN

Неделя права

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Новости из-за рубежа

РУГАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

KIRCHHOLDING НАЧАЛ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА

ИСПАНИЯ ВРЕМЕННО ВЫШЛА ИЗ ШЕНГЕНСКОЙ ЗОНЫ

БЫВШИЙ ДИРЕКТОР КрАЗа ПРИГОВОРЕН К 6,5 ГОДАМ

Новости профессии

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ СУДЕЙ!

ЧТО ТАКОЕ ICB?

КТО СТАНЕТ ЮРИСТОМ ГОДА?

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Первая полоса

ОПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩИКИ

Прецеденты

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

«ТРЕТЬЕ» МНЕНИЕ

Тема номера

ИНТЕРНЕТ И ПРАВОСУДИЕ

СТАНЕТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЭЛЕКТРОННЫМ?

ВОЗМОЖНА ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ?

Частная практика

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

АРБИТРАЖ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: