Стадия готовности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (1030) » Стадия готовности

Стадия готовности

Рубрика Тема номера

Успешность бизнеса и его деловая репутация во многом зависят от того, насколько эффективно построена в нем система выявления, устранения и предотвращения финансовых убытков и других рисков, а также потери деловой репутации вследствие невыполнения законодательных актов или внутренних политик и процедур компании — так называемая система комплаенс­-контроля.

 

Кадровый комплаенс

Речь в данном случае идет не только о крупном корпоративном бизнесе, который уделяет разработке и внедрению систем комплаенс­контроля львиную долю времени и ресурсов, но и о среднем и даже малом бизнесе, также ежедневно работающем над выявлением и устранением рисков в своей деятельности, просто в меньших масштабах.

Комплаенс-­контроль охватывает множество различных сфер и используется практически на всех этапах ведения бизнеса: начиная с проверки деятельности директора компании на соответствие законодательным нормам и внутренним требованиям компании и заканчивая проведением так называемого due diligence — комплексной проверки контрагентов, с которыми заключаются хозяйственные договоры (контракты), или объекта, выступающего предметом таких договоров.

В данной статье предлагаю рассмотреть особенности комплаенса в сфере HR (или, как его еще называют, кадрового комплаенса), который в последнее время стал достаточно актуальным в силу резкого увеличения юридической ответственности за нарушение трудового законодательства (в частности, максимальный размер штрафа был увеличен до 320 000 грн).

Следует отметить, что кроме предотвращения применения штрафных и других юридических санкций кадровая комплаенс­-политика призвана повысить эффективность работы сотрудников, предупредить или минимизировать финансовые убытки от недобросовестных и/или преступных действий сотрудников (таких как мошенничество, растрата/присвоение/хищение средств компании, служебные и экономические преступления и т.д.), а также сохранить наработанную годами положительную деловую репутацию.

Поскольку институт комплаенс­-контроля находится на стадии становления, разработку и внедрение систем комплаенс­-контроля в сфере HR осуществляют в первую очередь представители крупного корпоративного бизнеса, привлекая для этого внешних аудиторов и юридических консультантов. Построение эффективной системы кадрового комплаенс­-контроля осуществляется в несколько этапов: 1) выявление всех рисков и нарушений в сфере кадрового делопроизводства; 2) их устранение; 3) разработка и внедрение индивидуальной кадровой комплаенс-­политики компании; 4) обучение сотрудников по вопросам ее выполнения; 5) постоянный контроль за неукоснительным соблюдением данной политики; 6) усовершенствование кадровой комплаенс-­политики с учетом практики ее применения.

 

Аудит и тренинги

Первым и во многом определяющим этапом построения эффективной системы кадрового комплаенс­-контроля является проведение кадрового аудита компании — комплексной проверки командой привлеченных аудиторов и юристов на предмет выявления всех рисков/нарушений/несоответствий в работе компании в части кадрового делопроизводства, а также для выявления аспектов, которые не являются нарушениями трудового законодательства, но которые необходимо усовершенствовать с целью повышения эффективности ведения бизнеса в целом.

В частности, проведение кадрового аудита направлено на выявление ошибок в порядке ведения кадрового документооборота, условиях хранения, архивации кадровой документации; выявление нарушений при документальном оформлении найма и увольнения сотрудников (в частности, при оформлении заявлений сотрудников, приказов, трудовых книжек, трудовых договоров и т.п.); анализ корректности составления должностных инструкций, внутренних положений и других локальных нормативно­-правовых актов работодателя; проверку правильности ведения бухгалтерского учета кадров (речь идет о штатном расписании, выплате заработной платы, оформлении отпусков и т.д.).

Услуга кадрового аудита появилась относительно недавно, но уже стала достаточно востребованной на рынке, и ее актуальность будет только повышаться, поскольку именно результаты кадрового аудита позволяют определить, в каких направлениях необходимо двигаться и на какие аспекты следует обратить особое внимание при разработке кадровой комплаенс-­политики.

После выявления и устранения нарушений в сфере кадрового делопроизводства рекомендуется разработать документ — так называемую кадровую комплаенс­-политику, которая будет включать в себя все ключевые принципы и процедуры, необходимые для предотвращения, выявления и устранения описанных выше кадровых рисков.

Эффективная кадровая комплаенс­-политика должна не только базироваться на нормах законодательства, но и быть индивидуальной, то есть учитывать ключевые особенности работы бизнеса, его объемы, количество сотрудников, территориальное распространение, наличие иностранных представительств или доли государства в уставном капитале и т.д.

Следует отметить, что для внедрения разработанной кадровой комплаенс­-политики недостаточно только ознакомить сотрудников с ней. Важно провести для них ряд тренингов и практических курсов по использованию и соблюдению разработанных правил. Особое внимание при проведении тренингов следует уделить правилам поведения сотрудников при проверках Государственной службы по вопросам труда и других контролирующих органов, а также при обысках и иных следственных действиях, которые проводятся правоохранительными органами. Для проведения таких тренингов, как правило, привлекаются юридические консультанты, имеющие опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах или большой практический опыт представительства интересов клиентов в данных органах.

 

Контроль за исполнением

Как известно, наличие разработанных правил, какими бы замечательными они ни казались на первый взгляд, еще не означает, что эти правила будут неукоснительно выполняться и принесут ожидаемый результат. Поэтому соблюдение кадровой комплаенс-­политики во многом зависит от готовности сотрудников выполнять такие правила, а также от эффективности осуществления контроля за их выполнением.

Юридически обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательных и внутренних нормативных актов в сфере кадрового учета возлагается на руководство компании. Что же касается крупного корпоративного бизнеса, то для помощи его руководству в реализации кадровой комплаенс­-политики привлекаются специальные лица — HR-­специалисты или организовываются HR­-департаменты.

Для оценки работы руководства компании, ее HR­-специалистов практикуется привлечение внутренних и внешних комплаенс-­офицеров (compliance officers), которые, оценивая законность и эффективность работы бизнеса в целом, дают оценку эффективности применения кадровой комплаенс-­политики.

В силу того что на Украине деятельность комплаенс-­офицеров не урегулирована на законодательном уровне, их функции на практике часто выполняют аудиторы путем проведения аудиторских проверок и предоставления по их результатам заключений, которые могут стать основанием для изменения существующих кадровых комплаенс-­политик с целью их усовершенствования, а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что по вполне очевидным причинам сами по себе правила/процедуры/политики, в том числе и комплаенс-­политики в сфере HR, могут обеспечить защиту бизнеса от рисков осуществления ошибок или нарушений, а также минимизировать их последствия только тогда, когда прогрессивные и эффективные идеи, заложенные в основу комплаенс-­политики, подкреплены готовностью всех сотрудников к их реализации на практике.

МЕЛАШ Дмитрий — руководитель проектов Gryphon Investment Consulting Group, г. Киев


Комментарии

Часть бизнес­подхода

Мария ГОНЧАР, юрист «КПМГ­Украина»

При кадровой диагностике зачастую можно отметить следующие нарушения/неточности, допускаемые компаниями: привлечение сотрудников к работе в выходные дни, сверхурочной работе без соответствующего оформления; трудоустройство инвалидов без соблюдения рекомендаций МСЭК; некорректное ведение учета рабочего времени; отсутствие графиков отпусков/сменности: непроведение аттестации рабочих мест и т.д.

Некоторые политики предусматривают также возможность ведения кадровой документации в электронном виде, при этом внедрение такого подхода во многих компаниях остается неурегулированным и неунифицированным ввиду существующих важных процессов компании или по причине нарушения действующего законодательства Украины при его внедрении.

Исходя из вышеизложенного, перед разработкой кадровой комплаенс­-политики компаниям рекомендуется проанализировать существующие процедуры, связанные с кадровым оформлением, чтобы выявить неурегулированные вопросы, а также формировать политику таким образом, чтобы она стала неотъемлемой частью бизнес­подхода компании и соответствовала как законодательству Украины, так и глобальным принципам и ценностям компании.

 

Правильное оформление

Инесса ЛЕТИЧ, старший юрист ЮФ Asters

Безусловно, наиболее актуальными вопросами кадрового комплаенса были и остаются вопросы правильного оформления трудовых отношений с работниками, а также разработка корректных алгоритмов прекращения таких отношений. Причины довольно просты — нарушения при оформлении или неправильное увольнение чреваты как существенными санкциями Государственной службы по вопросам труда, так и значительными потерями в случае исков работников.

Относительно новой тенденцией комплаенс-­политики в сфере HR можно назвать повышение интереса к вопросам безопасности условий труда. В силу специфики деятельности такие вопросы серьезно прорабатывались лишь на предприятиях, использующих физический труд.

Однако на данный момент многие «офисные» компании осознанно принимают решение обеспечить соответствие своей работы требованиям нормативных актов в сфере охраны и безопасности труда (например, провести аттестацию рабочих мест).

В свете последних событий актуальным также является вопрос внедрения эффективной системы воинского учета, если такие вопросы относятся к компетенции отдела персонала.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Бизнесмобиль

Акцент

Благие двести

В фокусе: адвокатура

Адвокатский запрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ усилит регулирование финмониторинга

Изменен Порядок проведения служебных расследований

Подготовлен новый закон о рынке земли

Государство и юристы

Спам-процедуры

Тень студента

Правопринудительная практика

Срок для ликвидатора

Секрет формы

Документы и аналитика

Старый том

Новости из зала суда

Судебная практика

Судье не удалось добиться исправления описок в решении ВККС через суд

Убытки не могут быть принудительно взысканы путем предъявления требования — суд

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Integrites закрыли две крупные сделки по привлечению финансирования для украинского агрохолдинга

Interlegal защитил интересы судовладельца в споре по демереджу, возникшем из рейсового чартера

Отрасли практики

Бремя надежд

Раскрытие покажет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Быть в движении

Самое важное

День арбитража

Субъектный состав

В режиме нон-скоп

Формула успеха

Судебная практика

Судебные решения

Арендатор вправе расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания объекта строительства

Судебная практика

Расторженный взгляд

Критерии вмешательства

Выжать сроки

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях рассрочки исполнения судебного решения

Судебная практика

Согласование? Нет

Тема номера

Стадия готовности

Допускная способность

Конкурентное имущество

Хорошее построение

Удаленная работа

Частная практика

Премьерное поведение

На GRани выжидания

Інші новини

PRAVO.UA