Срок гордости — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Срок гордости

Целью принятия норм о «заочном» расследовании было осуждение бывших топ-чиновников, но заявленное так и не стало предметом для гордости нынешней власти: срок действия временных положений истек

Алина Назарчук «Юридическая практика»

В последнее время в СМИ распространяется информация о невозможности передачи в суд уголовных производств, открытых по преступлениям, совершенным во время Революции достоинства в период с декабря 2013 года по февраль 2014 года, по причине несовершенства действующего уголовного процессуального законодательства в части осуществления специального досудебного (именуемого заочным) расследования. Поводом для обсуждения данной проблемы стало заявление Генерального прокурора Юрия Луценко о том, что проведение заочного расследования было возможным только до начала работы Государственного бюро расследования (ГБР). Подробно об этой законодательной коллизии Юрий Луценко рассказывал 6 февраля на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, которое мы освещали ранее в материале «Цельные указания» («ЮП» № 7 (1103) от 12 февраля 2019 года). Ответная реакция не заставила себя ждать не только со стороны общественности, но и со стороны законодателей. Менее чем через месяц в парламент поступили сразу две законодательные инициативы, предлагающие устранить препятствия, которые мешают проводить заочное расследование. Речь идет о законопроекте № 10077 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно особенностей применения временных положений осуществления специального досудебного расследования и судебного производства», поданном Георгием Логвинским, и о законопроекте № 10084 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов по осуществлению специального досудебного расследования», зарегистрированном Еленой Сотник и еще десятью народными депутатами Украины.

Временные строки

Дело в том, что в соответствии с пунктом 201 раздела XI «Переходные положения» Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины специальное досудебное расследование по определенному перечню статей Уголовного кодекса (УК) Украины осуществляется «временно, но не позднее дня начала деятельности Государственного бюро расследований» (абзац 1). Напомним, что ГБР начало свою деятельность 27 ноября 2018 года. Вместе с тем вышеупомянутая норма предусматривает: «Уголовные производства, в которых осуществлялось специальное досудебное расследование относительно преступлений, предусмотренных настоящим пунктом, и по которым обвинительные акты направлены в суд до истечения срока, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта, а также уголовные дела, которые по состоянию на эту дату находятся на рассмотрении суда, рассматриваются с учетом правил специального судебного производства и особенностей, определенных настоящим пунктом». Таким образом, осталась только возможность завершить начатые во время действия временных положений производства, обвинительные акты по которым направлены в суд, до начала деятельности ГБР, а также уголовные дела, которые на эту дату пребывают на рассмотрении суда. Завершение же производств, которые находятся на стадии досудебного расследования, стало невозможным, объясняется в пояснительной записке к законопроекту № 10077.

То, что без внесения соответствующих изменений в УПК Украины особенности осуществления специального досудебного расследования не действуют, подтвердил и Сергей Горбатюк, начальник управления специальных расследований Генеральной прокуратуры. Вместе с тем г-н Горбатюк считает, что применение каких-либо «особенностей» является неоправданным и даже вредным: «Особенности, которые позволяют в отношении определенных лиц применять заочное расследование — это четкие признаки избирательности правосудия. Такой признак избирательного правосудия подозреваемый сможет использовать в Европейском суде по правам человека, и приговор может быть признан незаконным». Сама процедура необходима, но изменения должны вноситься в «тело» УПК Украины, а не в переходные положения», — убежден г-н Горбатюк.

Завершить начатое

Законопроектом № 10077 предлагается предусмотреть, что до 1 января 2020 года включительно специальное досудебное расследование и судебное производство в уголовных производствах (делах) относительно преступлений, предусмотренных определенным перечнем статей Уголовного кодекса Украины, осуществляется с применением временных особенностей специального досудебного расследования и судебного производства, указанных в пункте 201 переходных положений.

Механизм дальнейшего применения процедуры специального досудебного расследования в законопроекте № 10084 прописан несколько иначе и не ограничивается временными рамками. Так, пункт 201 раздела XI «Переходные положения» УПК Украины предлагается дополнить следующей нормой: «После начала деятельности Государственного бюро расследований особенности применения главы 241 настоящего Кодекса (особенности специального досудебного расследования уголовных правонарушений — прим. ред.), предусмотренные в данном абзаце, а также в абзацах 1–3 этого пункта, не распространяются на уголовные производства, в которых на момент начала деятельности ГБР специальное досудебное расследование не осуществлялось и в которых следователь, прокурор до или после начала деятельности ГБР обратились с ходатайством об осуществлении специального досудебного расследования».

Также в законопроекте № 10084 предлагается прописать, что уголовные производства, в которых на момент начала деятельности ГБР осуществлялось специальное досудебное расследование относительно преступлений, предусмотренных определенным перечнем статей УК Украины и обвинительные акты по которым не направлены в суд до дня начала деятельности ГБР, продолжают осуществляться до окончания по ним досудебного расследования с учетом правил специального досудебного расследования.

Если рассматривать две законодательные инициативы, то приемлемым представляется законопроект № 10084, считает Сергей Горбатюк. С точки зрения законодательной техники проект г-жи Сотник юридически грамотней, ведь нормы сформулированы таким образом, что позволяют завершить начатые досудебные расследования и направить уголовные дела в суд, объясняет г-н Горбатюк.

Невозможное возможно

С тем, что положения относительно особенностей применения специального досудебного расследования перестали действовать с момента начала деятельности ГБР, не согласен председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин. Свою позицию он изложил в официальном заявлении. В качестве аргумента г-н Кожемякин цитирует абзац 2 пункта 1 раздела XI УПК Украины, где предусмотрено, что после введения в действие положений части 4 статьи 216 УПК Украины, которая определяет подследственность следственных органов Государственного бюро расследований, уголовные производства, начатые следователями органов прокуратуры, продолжают осуществляться следователями органов прокуратуры, которые пользуются полномочиями следователей, предусмотренными УПК Украины, до окончания досудебного расследования, но не более двух лет. Эти положения полностью распространяются и на уголовные производства, которые осуществляются следователями прокуратуры в режиме специального досудебного расследования, подчеркивает Андрей Кожемякин.

Таким образом, сейчас уголовное процессуальное законодательство Украины содержит достаточные основания для действенной реализации процедуры специального досудебного расследования и заочного судопроизводства, созданы все условия для окончания досудебного расследования открытых органами прокуратуры уголовных производств (в том числе в режиме специального досудебного расследования), заверяет председатель комитета.

Комментируя данное заявление, Сергей Горбатюк обратил внимание на другую юридическую проблему — статус следователей прокуратуры. Дело в том, что 27 ноября 2018 года в связи с началом деятельности ГБР прекратили свое действие нормы опредиляющие особенности осуществления заочных расследований, а Закон Украины «О прокуратуре» перестал распространяться на следователей прокуратуры. То есть сегодня нет закона, регулирующего статус следственных прокуроров, объясняет г-н Горбатюк: «В связи с этим возникает вопрос: если на следственных прокуроров не распространяется никакой закон, кроме процессуальных полномочий, предоставленных УПК Украины, имеют ли эти лица право проводить досудебные расследования, не говоря уже об их заочной форме? Для того чтобы такие вопросы не возникали, мы призывали народных депутатов Украины продлить хотя бы до 20 ноября 2019 года действие Закона Украины «О прокуратуре» на следственных прокуроров и решить проблему проведения заочных расследований».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA