В наше время субъекты предпринимательской деятельности, вступая в гражданско-правовые отношения с партнерами, пытаются всячески обезопасить себя от возможной недобросовестности контрагента, приобретения некачественного товара, рисков невыплаты за поставленный товар, выполненные услуги и т.д. Для этого в договоры вносят всевозможные условия, предусматривающие ответственность контрагента. Несмотря на то что основополагающим в гражданском праве Украины является принцип диспозитивности, предполагающий договорную свободу, все-таки условия наступления гражданско-правовой ответственности законодательно закреплены. Так, предприятие X, желая защитить себя от нерадивого поставщика, вносит в договор поставки следующее условие: «Договор поставки предусматривает ответственность поставщика в виде возмещения прямых убытков виновной стороной. К таким убыткам относятся финансовые и штрафные санкции, предъявленные покупателю для исполнения государственными органами за то, что на момент проверки отсутствовали необходимые документы на товар, акцизные марки, отсутствовала или ненадлежаще оформлена маркировка товара, за несоответствие поставленных товаров ГСТУ, упаковки — вложенному товару и другие нарушения (далее — несоответствия), которые возникли у покупателя по вине продавца и не могли быть выявлены при приеме товара без специального детального его осмотра и изучения».
Данное условие тесно связано с моментом поставки продукции и соответствующей приемкой по количеству и качеству, возникновением перехода права собственности на товар, сроками, установленными действующим законодательством либо договором.
Согласно статье 248 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК), поставщик обязан предоставить товар надлежащего качества, соответствующий стандартам, техническим условиям или образцам. Не вызывает сомнения полноценность данного условия при предъявлении претензии поставщику либо при обращении непосредственно в суд, если покупателем своевременно выявлены и зафиксированы нарушения поставщиком обязательств по качеству поставленной продукции. При этих обстоятельствах выявление контролирующими органами некачественного товара у покупателя и применение в отношении него штрафных санкций будет непосредственно связано с фактом неисполнения поставщиком принятых на себя обязательств по поставке качественной продукции.
Вправе ли покупатель, не предъявивший требований к качеству и срокам, требовать от поставщика возмещения понесенного ущерба от действий контролирующих органов, выявивших такие несоответствия. По общему правилу кредитор не лишен права требовать в установленном порядке возмещения всех убытков, причиненных ему до прекращения действия обязательств (статья 203 ГК Украины). Однако в соответствии со статьей 249 ГК Украины для исковых заявлений о поставке продукции ненадлежащего качества устанавливается шестимесячный срок исковой давности со дня установления покупателем в надлежащем порядке недостатков поставленной продукции. Надлежащий порядок предусмотрен статьей 250 ГК Украины, согласно которой сроки и порядок предъявления претензии по качеству продукции определяются в соответствии с законодательством СССР. Данная статья отсылает к действующим инструкциям приемки по количеству и качеству П-6, П-7, а «Положение о поставках продукции производственно-технического назначения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года № 888, указывает на то, что при приемке продукции по количеству и качеству следует руководствоваться инструкциями П-6, П-7, утвержденными государственным арбитражем СССР. Данными инструкциями установлены сроки приемки продукции и предъявления претензии по качеству.
По моему мнению, если товар принят согласно законодательству с фиксацией в соответствующих первичных документах (расходные накладные, акты приема-передачи, товаротранспортные накладные т.д.) и покупателем не предъявлены претензии в порядке и сроки, установленные законом, то ответственность поставщика в случае выявления несоответствий данного товара контролирующими органами у покупателя исключается.
Таким образом, законодательством четко установлены сроки приема продукции по количеству и качеству, а также сроки предъявления соответствующих претензий. Пропуск сроков предъявления претензии, по моему мнению, в дальнейшем исключает основания для предъявления покупателем требований к продавцу. В связи с вышеизложенным целесообразно прямо в договоре предусматривать сроки и порядок приемки продукции по количеству и качеству, а также срок предъявления претензий по качеству поставленной продукции. Иначе, пропустив предусмотренные законодательством сроки приемки продукции, взыскать с поставщика понесенный ущерб будет достаточно проблематично.
РОГАЧЕВ Юрий — юрисконсульт ТПФ «Свиточ», г. Львов
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…