Средь бела дна — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Средь бела дна

В международном рейтинге «Индекс восприятия коррупции-2018» Украина по-прежнему значится в числе аутсайдеров: что мешает 
нашему государству «обелиться»?

Ольга КИРИЕНКО«Юридическая практика»

Антикоррупционная составляющая была одной из главных заставляющих в деятельности отечественных законодателей на протяжении 2014—2017 годов: именно в этот период был принят основной массив новаций, направленных на реализацию идей чистоты в рядах власть имущих и прозрачности их деятельности. В прошлом году антикоррупционный бум в законотворчестве пошел на спад: создание нормативной основы для кадрового формирования и работы Высшего антикоррупционного суда (ВАС) стало чуть ли не единственным знаковым событием в этой сфере. Более того, в 2018-м народные депутаты Украины «забыли» организовать и провести парламентские слушания относительно ситуации с коррупцией в стране, хотя часть 2 статьи 18 Закона Украины «О предотвращении коррупции» содержит императивное требование о необходимости проведения такого публичного обсуждения ежегодно (не позднееиюня!), утверждения и обнародования ежегодного национального доклада относительно реализации основ антикоррупционной политики.

Недавно антикоррупционный вопрос был снова реанимирован, правда, почву для размышлений дали не законодатели, а международные эксперты: стали известны результаты рейтинга стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе — Индекса восприятия коррупции (он рассчитан по методике международной неправительственной организации Transparency International) за 2018 год.

По году дела

Согласно данным этого глобального исследования, опубликованным на сайте Transparency International Ukraine, по итогам прошлого года Украина получила 32 балла (на два больше, чем в 2017-м) из 100 возможных, поднявшись с 130-го на 120-е место в рейтинге, состоящем из 180 позиций. Впрочем, среди своих государствсоседей мы смогли обойти только Российскую Федерацию (у нее 28 баллов и 138-е место). Рост показателей Украины состоялся, в частности, благодаря оценке ситуации со стороны бизнеса. Об этом свидетельствует анализ исследований, на основе которых рассчитывали индекс. «Положительное влияние оказало введение процедуры автоматического возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), расширение сфер деятельности систем ProZorro и «ProZorro.Продажи» и деятельность института бизнесомбудсмена. Transparency International Ukraine отмечает частичное выполнение рекомендации на 2018 год относительно создания ВАС. Украина приняла соответствующее законодательство, но полноценный запуск Высшего антикоррупционного суда перенесен на 2019 год. Однако большинство рекомендаций были проигнорированы властью», — сообщается на сайте Transparency International Ukraine. В числе главных претензий данной организации к украинским власть имущим значится следующее: вместо прекращения неконструктивного публичного противостояния между правоохранительными органами Украины общественность стала свидетелем его обострения. Давление на активистов и журналистов так и не прекратилось. Не созданы условия для «перезапуска» Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Не был усилен инструментарий Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), а Служба безопасности Украины и Нацполиция не избавились от функции борьбы с экономическими преступлениями. «Влияние со стороны этих силовиков на бизнес остается весомым, а Служба финансовых расследований не создана до сих пор», — констатируют в Transparency International Ukraine, отмечая, что прогресс последних лет был обеспечен главным образом за счет реформ, начатых еще в 2014 году. При этом одним из главных сдерживающих факторов антикоррупционного прогресса Украины в международной организации называют недостаток политической воли.

Экспертные мнение и сомнения

О том, что реализацию антикоррупционных инициатив в Украине тормозит отсутствие пресловутой политической воли, говорят и эксперты, к которым мы обратились за комментариями. Отмечая улучшение позиции Украины в международном рейтинге, Борис Малышев, эксперт Центра политикоправовых реформ, говорит о том, что наше государство попрежнему входит в группу стран, которые характеризуются очень высоким уровнем коррупции: по количеству полученных баллов (32 из 100) Украина находится ниже Молдовы (33 балла) и Беларуси (44 балла), а от Польши (60 баллов) вообще отстает в два раза. Старт процесса кадрового формирования Высшего антикоррупционного суда с участием Общественного совета международных экспертов, эффективная работа системы ProZorro, позитивные тенденции относительно открытости работы многих органов государственной власти и госпредприятий, а также отсутствие существенных задержек по возмещению НДС — все это наш собеседник считает позитивными сигналами, которые вселяют надежду на улучшение ситуации в вопросе преодоления коррупции не только украинскому обществу, но и международным партнерам Украины и потенциальным инвесторам.

По словам Бориса Малышева, благодаря многолетнему давлению авторитетных международных институций (например, GRECO — Группе государств по борьбе с коррупцией), а также Международного валютного фонда, которые давали нашему государству определенные рекомендации или выдвигали условия для получения кредитов, украинская законодательная база была усовершенствована и существенно модернизирована, вследствие чего удалось создать целую инфраструктуру органов, ответственных за предупреждение, выявление и борьбу с коррупцией. Но главная проблема заключается в отсутствии политической воли для воплощения в жизнь всех законодательных нововведений — реальной, а не формальной их реализации. Яркий пример — деятельность НАПК: несмотря на то что у Агентства, казалось бы, достаточно инструментария для выявлений нарушений в декларациях чиновников, реальных фактов привлечения к ответственности власть имущих, не желающих афишировать свое реальное материальное состояние, практически нет. Видимость активной деятельности есть, чего не скажешь о ее результативности, — так эксперт характеризует нынешнюю деятельность национальных антикоррупционных институций

Политолог, а в прошлом народный депутат Украины (V и VI созывов) Тарас Черновол подчеркивает: подобные рейтинги — это субъективные оценки экспертов, в том числе и представителей бизнеса, составленные на основании национальных мнений о ситуации с коррупцией в государстве, о состоянии ее восприятия и толерирования. Поэтому рейтинговая позиция некоторых стран, например африканских, или государств Латинской Америки, где такое явление, как коррупция, воспринимается во многом как чтото само собой разумеющееся, а некоторые коррупционные действия ни население страны, ни бизнес такими не считают, значительно выше, чем на самом деле должна была быть. 120-е место Украины в этом международном рейтинге, по словам нашего собеседника, — это результат оценки отечественных экспертов и бизнесменов, которые более тщательно относятся к вопросам коррупции, имеют более жесткое ее невосприятие, чем представители других государств.

Тарас Черновол поводит параллель с другим рейтингом — Индексом экономической свободы, обращая внимание на существенный «разрыв» между позициями Украины и России (по итогам 2018-го наше государство заняло в этом рейтинге 150-е место из 186 стран мира, Российская Федерация — 107 — прим. ред.). Такая разница между позициями нашей страны и ее северного соседа, по мнению г-на Черновола, получилась во многом из-за разного восприятия понятия экономической свободы: то, что украинский бизнесмен расценивает как ее отсутствие, российский — как норму, например, протекцию власти и личные предпочтения правящей верхушки. Поэтому тот факт, что многие государства, в том числе наши соседи, в Индексе восприятия коррупции находятся выше, абсолютно не означает, что проблема коррупции менее актуальна, чем в Украине, подчеркивает наш собеседник. Более того, по его убеждению, благодаря позитивным изменениям, которые произошли в нашей стране за последние несколько лет (например, решение масштабных проблем со злоупотреблениями из-за непрозрачности проведения государственных закупок и разрушение коррупционных схем с возмещением НДС), Украина вполне могла претендовать на место в первой сотне стран в этом глобальном исследовании. «Индекс восприятия коррупции не нужно отождествлять с рейтингом коррупции», — подчеркивает политолог. При этом Тарас Черновол признает, что судебная система, правоохранительные и таможенные органы для Украины до сих пор остаются проблемными зонами, особо подверженными коррупции: успешное завершение реформ в данных сферах — залог экономического развития и процветания нашего государства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA