Статья 17 Налогового кодекса (НК) Украины, помимо прочих, закрепила право налогоплательщиков на обжалование решений, действий (бездеятельности) контролирующих органов (должностных лиц), налоговых разъяснений в порядке, определенном этим же Кодексом.
В частности, порядок обжалования решений контролирующих органов закреплен в статье 56 НК Украины, которая предлагает налогоплательщикам выбор — обжаловать решения в административном или судебном порядке. Что касается судебного порядка обжалования решений (равно как и действий и бездеятельности), то, безусловно, налогоплательщику стоит ориентироваться на предписания Кодекса административного судопроизводства Украины. А вот в административной процедуре обжалования решений с принятием НК Украины произошли некоторые изменения.
Прежде всего, сокращены сроки процедуры, как и количество этапов. Так, все жалобы, поданные после 1 января с.г., подлежат рассмотрению по двухуровневой процедуре и направлению непосредственно в орган налоговой службы высшего уровня. В частности, жаловаться на решения государственных налоговых инспекций (ГНИ) надо в государственные налоговые администрации (ГНА) в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а на решения ГНА — в Государственную налоговую службу Украины (ГНСУ). Напомним, что ранее первичная жалоба на решение налогового органа подавалась непосредственно в орган, который его принял. Отметим, что в силу этого в органах налоговой службы — районных, городских, районных в городах ГНИ — ликвидированы департаменты апелляций.
Это установлено пунктом 56.2 статьи 56 НК Украины: «если налогоплательщик считает, что орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, он может обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения».
Такая жалоба подается в письменной форме, по усмотрению жалобщика — с удостоверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, в течение десяти календарных дней со дня получения им такого решения. Этот срок установлен для обжалования решений, связанных с неправильным начислением налогоплательщиком сумм налога. Если денежное обязательство по налогам определяется непосредственно контролирующим органом, а не налогоплательщиком, то обжаловать соответствующее решение в административном порядке можно в течение тридцати дней.
Одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня налогоплательщик обязан уведомить о таком обжаловании орган, решение которого обжаловано. Это связано с тем, что, согласно пункту 56.15 статьи 56 НК Украины, подача жалобы останавливает исполнение налогоплательщиком обязательств, определенных спорным решением, до дня окончания процедуры административного обжалования. В этот период плательщику не направляются налоговые требования по этому же налогу, а сумма обязательств учитывается как «несогласованная».
Жалоба должна быть рассмотрена контролирующим органом и по ее результатам направлено обоснованное решение в течение двадцати календарных дней. Этот срок отсчитывается со следующего дня после получения жалобы. Решение может быть направлено почтой с уведомлением о вручении или выдано под расписку. Руководитель или его заместитель вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем до шестидесяти календарных дней (то есть 20 + 40), о чем обязан уведомить налогоплательщика в срок, установленный для рассмотрения жалобы.
Решение, принятое контролирующим органом по итогам рассмотрения жалобы (в случае неудовлетворения или частичного неудовлетворения требований), можно обжаловать в административном порядке в налоговом органе высшего уровня, а решение ГНСУ — в суде. Жалобу в процедуре административного обжалования необходимо подать в десятидневный срок. Срок на обжалование решений, принятых по итогам административного обжалования, в суде составляет один месяц. В таком случае процедура административного обжалования считается досудебным урегулированием спора.
При этом налогоплательщик не ограничен необходимостью обжаловать решение, принятое по итогам рассмотрения его жалобы в административном порядке. Он также может обжаловать первичное решение в суде. Отметим, что на время административного обжалования продлевается срок обращения в суд.
На период судебного обжалования начисленное обязательство считается несогласованным.
Также немаловажно помнить при обжаловании решений налоговых органов, что в случае, если норма НК Украины или другого нормативно-правового акта, изданного на его основании, или когда нормы разных законов или нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) толкование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, решение принимается в пользу налогоплательщика.
Причем, если решение налогового органа обжалуется в суде (до принятия окончательного решения), то на основании такого решения не может основываться обвинение в уклонении от уплаты налогов, если такое решение — единственное основание для такого обвинения. Одновременно с этим возбуждение уголовного дела в отношении налогоплательщика не может быть основанием для приостановления судебного обжалования налоговых решений.
Стоит также обратить внимание, что контролирующим органом в понимании НК Украины может быть не только орган налоговой службы, но и другой орган, который в пределах своих полномочий имеет право устанавливать и взимать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Например, органы таможенной службы.
— Подавать жалобу лучше нарочным (курьером) или заблаговременно почтой — в случае отсутствия отметки сдачи письма на почту по любым причинам, днем поступления жалобы будет считаться день регистрации жалобы в канцелярии налогового органа, поэтому велик риск пропустить срок на обжалование.
— Указывать точный адрес для доставки корреспонденции — если будет указан неправильный адрес (в том числе юридический вместо фактического), считается, что решение получено налогоплательщиком в момент доставки по указанному адресу или получения отметки о невозможности доставки.
— При подаче жалобы сразу прилагайте копии документов, которые, на ваш взгляд, не были учтены/неправильно учтены при вынесении оспариваемого решения — это то, что может дать вам шанс добиться отмены оспариваемого вами решения в административном порядке.
— В процедуре административного обжалования обязанность доказывания, что доначисление налогов было осуществлено контролирующим органом правомерно или что принятое решение правомерно, возлагается на контролирующий орган.
— Жалоба, поданная с нарушением установленного срока, не рассматривается. Института восстановления пропущенного срока в процедуре административного обжалования нет. Продление срока допускается в случаях, предусмотренных пунктом 102.6 статьи 102 НК Украины.
— Отсутствие своевременно принятого решения по итогам рассмотрения жалобы или письменного уведомления о продлении такого срока расценивается как удовлетворение требований налогоплательщика.
— Обжалование решения контролирующего органа в административном порядке не исключает возможности судебного обжалования. Обжалование решения контролирующего органа в суде исключает возможность административного обжалования этого же решения.
— Налогоплательщик не может обжаловать налоговое обязательство, которое он самостоятельно определил. Но это не лишает его права в установленные законом сроки подать уточнение к декларации, требовать исправления ошибки и применять другие законные процедуры.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…