Спецуслуги «припортовали» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (716) » Спецуслуги «припортовали»

Спецуслуги «припортовали»

Рубрика Тема номера

Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ) Украины, морской порт является государственным транспортным предприятием. В систему морского портового хозяйства Украины входят 18 морских торговых портов и 4 морских рыбных порта. Вследствие катастрофического состояния морской рыбной отрасли основным видом хозяйственной деятельности рыбных портов являются погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, разделение морских портов согласно их специализации на сегодняшний день нивелировано — рыбные порты, хотя и подчиняются Министерству аграрной политики и продовольствия Украины, все же, по существу предоставляемых услуг, являются торговыми.

В силу специфики правового статуса функционирование морского порта условно разделяется на так называемые «административные» функции по обеспечению безопасности мореплавания (обеспечение безопасного движения судов в акватории порта, безопасной стоянки, содержание в надлежащем состоянии гидротехнических сооружений, средств связи, контроль и поддержание заявленных глубин в акватории и т.д.) и хозяйственную деятельность (погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание пассажиров, багажа и т.д.). Само понятие «морского порта», изложенное в статье 73 КТМ Украины, содержит четкое функциональное назначение порта — обслуживание судов, пассажиров и грузов. Иными словами, морской порт осуществляет свою деятельность посредством предоставления услуг.

С детализацией услуг, предоставляемых морским портом, можно ознакомиться в Государственном классификаторе продукции и услуг (ДК 016-97). В частности, услуги по транспортной обработке грузов включают погрузочно-разгрузочные операции с контейнерными и неконтейнерными грузами, перегрузку (перевалку) грузов; услуги по эксплуатации портов и водных путей включают услуги, связанные с эксплуатацией портовых сооружений, сооружений на водных путях.

Кроме того, в портах предоставляются лоцманские услуги, услуги по буксированию и причаливанию судов, услуги средств навигационного ориентирования, услуги по спасению и подъему затонувших судов, услуги по чистке, дезинфекции судов, ледокольные услуги, экспедиторские услуги и т.д. Несмотря на то что на Украине уже много лет существуют частные портовые операторы (стивидоры), частные экспедиторские компании и даже частный буксировочный флот, львиную долю из вышеперечисленных услуг оказывают непосредственно государственные предприятия — морские порты.

Оплата по счетчику

Все основные услуги, оказываемые в морских портах, подлежат оплате согласно установленным государством тарифам, платам и сборам. Так, оплата погрузочно-разгрузочных работ в портах осуществляется на основе Сборника тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 31 октября 1995 года № 392. За обслуживание судов, поддержание акватории и гидротехнических сооружений взимаются портовые сборы согласно Положению о портовых сборах, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 года № 1544. Лоцманские услуги, услуги службы регулирования судов, швартовочные и буксировочные услуги оплачиваются в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 27 июня 1996 года № 214.

Таким образом, функционирование морских портов подлежит тотальному государственному регулированию. Очевидно, что такое положение дел должно быть связано с особым статусом морских портов на определенных рынках услуг. На вопросы, каков этот статус, и что это за рынки, отчасти отвечает Закон Украины «О естественных монополиях» (Закон). Так, статья 5 упомянутого Закона определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию. В частности, морские порты признаются субъектами естественной монополии в сфере специализированных услуг, согласно перечню, утвержденному правительством Украины. Данный Закон был принят в 2000 году, а перечня до сих пор не существует.

Последующее изучение «рынка» несуществующих в природе «специализированных услуг морских портов» подтверждает практически полное отсутствие его регулирования. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется национальными комиссиями по регулированию естественных монополий. Известно, что на сегодняшний день вопрос о создании независимого регулятора — национальной комиссии регулирования транспорта — только обсуждается. Пока его не существует, функцию регулирования в автоматическом режиме продолжают выполнять Министерство инфраструктуры и Кабинет Министров Украины.

Часть 2 статьи 4 Закона устанавливает, что государственный контроль над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сферах естественных монополий осуществляется Антимонопольным комитетом Украины. Казалось бы, если нет перечня специализированных услуг морских портов, то морские порты либо не должны относиться к субъектам естественных монополий, либо у Министерства инфраструктуры и Кабинета Министров не должно быть оснований для осуществления государственного регулирования, в частности, ­регулирования цен на услуги порта по ­перевалке. Но на практике все морские порты, за исключением, почему-то, рыбных, признаны Антимонопольным комитетом Украины субъектами естественных монополий на региональных рынках.

Кроме того, как было отмечено, Ми­нистерство инфраструктуры и Кабинет Министров Украины полностью держат под контролем ценовую политику в отношении всех основных услуг, предоставляемых в портах. В свою очередь, аналогичный вопрос по специализированным услугам аэропортов был урегулирован. Правда, через 10 лет после принятия Закона, постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 2010 года № 590. Возможно, государственные органы власти исходят из того, что морские порты «по умолчанию» занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке. Но тогда возникают вопросы — на каких именно рынках, кто и когда формально определил морские порты монополистами?

К сожалению, это не единственные проблемы, связанные с нормативным регулированием деятельности морских портов или, скорее, с его отсутствием. Функционирование огромной отрасли осуществляется на основе небольшого раздела КТМ Украины, который был принят в далеком 1995-м году на базе еще советского законодательства. Отрасль нуждается в скорейшем принятии специального закона, в «реконструкции» КТМ и замене практически всей подзаконной нормативной базы, регламентирующей портовую отрасль.

ПОЛОВИНСКИЙ Андрей — юрист ЮФ Agreca, г. Киев


Мнения

Монополия на буксире

Артем ВОЛКОВ,
старший юрист, адвокат ЮФ «АНК»

Специализиро­­­ван­ные ­услуги транспортных тер­­миналов, портов и аэропортов изначально были включены в сферу деятельности субъектов естественных монополий. При этом предполагалось, что перечень таких «специализированных услуг» в течение двух месяцев со дня вступления в силу Закона Украины «О естественных монополиях» утвердит Кабинет Министров Украины, однако этого не произошло до сих пор.

Что касается возможных нарушений антимонопольного законодательства по причине отсутствия перечня «специализированных услуг», то в качестве примера может служить судебный спор Судоходно-буксирной компании «Н» и Морского торгового порта «Ю» о буксирных услугах в акватории порта. По данному делу частная буксирная компания пыталась доказать, что оказание буксирных услуг судовладельцам не является монопольным правом портов, в отличие, скажем, от услуг по лоцманской проводке. Несмотря на то, что суды первой и апелляционной инстанций полностью удовлетворили требования СБК «Н», ВХСУ отменил оба решения и отправил дело на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Одесской области.

Портовые особенности

Алена ЛОСЕВСКАЯ,
партнер ЮФ «Международная юридическая служба»

Утвержден­ный правительством на основании указа Президента Ук­раины от 17 ­но­ября 1998 года №125/98 «О вве­дении лицензирования деятельности хозяйствующих су­бъектов в сфере естественных монополий» перечень специализированных услуг портов ограничивался услугами «по техническому обслуживанию судов», то есть деятельностью, которой всегда занимались судоремонтные, а теперь занимаются и бывшие судостроительные предприятия. Учитывая, что снабжение судов (бункеровка) и сбор отходов не относятся к техническому обслуживанию, следует предположить, что специализированные услуги украинских портов до сих пор никак не регулировались.

Можно надеяться, что в отношении морских портов правительство не будет предпринимать каких-то необ­думанных решений, чего нельзя сказать о речных портах, которые по смыслу подпункта 4.3.18 пункта 4 Положения о Министерстве инфраструктуры Ук­раины, по всей видимости, обречены на то, что к их специализированным услугам будут отнесены причальные, корабельные, якорные и административные.

Несомненно, регулировать деятельность морских портов необходимо, однако подходить к ним с одной меркой, как это, вероятно, допустимо по отношению к аэропортам, представляется неприемлемым. Почти каждый украинский морской порт имеет свои особенности, которые следует учитывать.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Обнаженный УПК

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зарубежное исполнение

Акцент

«Без ГМО» не разберешься

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент урегулировал порядок отзыва апелляционной и кассационной жалоб

Принят Закон Украины «Об охранной деятельности»

Парламент отказался отменить судебную реформу

Государство и юристы

Сбой демонополизации

Деловая практика

Бессильное мировое соглашение

Документы и аналитика

Определение расходов по-новому

Уступка добровольности не помеха

Налоговые новеллы для турбизнеса

Правосудие на экспорт

Зарубежная практика

Мобильные войны патентов

Книжная полка

Материальное возмещение

Неделя права

Годовое резюмирование

Социальное поражение

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Адвокатский дом»

Помощь оказавшимся в тяжелой ситуации

В Великобритании снимут запрет на съемку судебных процессов

Неделя права

ВСЮ изучает отбор кандидатов в судьи

Работа над кадрами

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд вернул Киеву 2,7 га земли в Голосеевском районе

«Павленко и Побережнюк» принесли победу «Астелит» в урегулировании споров на рынке телекоммуникаций

Авиакомпания «Сибирь» не отсудила у Минобороны 15,3 млн дол. США

Новости юридических фирм

Частная практика

LCF Law Group — член Ассоциации «Земельный союз Украины»

Gide Loyrette Nouel консультирует ЕБРР в связи с мультивалютной кредитной линией группе «Глобино»

М. Копейчиков выступил на круглом столе по вопросам земельной реформы

Отрасли практики

Миноритарий в поле воин

Заочная рулетка

Ничтожные посягательства

IPO: выход «в открытую»

Медиация рвется в закон

Интернет: пираты XXI века

«Спецэффекты» украинского импорта

Рабочий график

Объединительное собрание

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Рассмотрение дела по заявлению

Выход из состава общества

Медицинские осмотры

Самое важное

Реформы продолжаются

Судебная практика

Судебные решения

О способах предоставления информации по запросу АМКУ

Судебная практика

«Печерская рулетка»

Судебная практика

Судебные решения

Принятие судебного решения не освобождает от ответственности за невыполнение обязательства

Судебная практика

Определенное ИТО

Тема номера

Спецуслуги «припортовали»

Заблудшие рекламодатели

Принцип доминанты

Частная практика

Компромисс — залог реформы

Минюст предпочитает иностранцев

Юридический форум

Стол раздора

Студенты-юристы учатся общественной деятельности

Інші новини

PRAVO.UA