Одним из важных направлений стимулирования развития сельского хозяйства на Украине является особый режим налогообложения отечественных сельхозпроизводителей.
Особенность налогообложения данной категории налогоплательщиков заключается в том, что законодатель предоставил им определенные «привилегии», связанные, в основном, с налогообложением операций по производству и реализации собственной сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 209.2 статьи 209 Налогового кодекса (НК) Украины определено, что, согласно специальному режиму налогообложения, сумма налога на добавленную стоимость (НДС), начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных этим предприятием контрагентам сельскохозяйственных товаров/услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей.
Указанные суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и/или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
Но вышеупомянутая норма неоднозначно трактуется органами государственной налоговой службы во время проведения контрольных мероприятий.
В основном налоговики относят специальный режим налогообложения к налоговой льготе со всеми последствиями, предусмотренными пунктом 123.2 статьи 123 НК Украины, и приравнивают (отождествляют) данную систему к операциям, освобожденным от обложения НДС.
Правовой анализ «специального режима налогообложения» и «налоговой льготы» характеризуется следующими аспектами, существенно отличающимися между собой.
Из нормы ранее процитированной статьи 209 видно, что по результатам реализации продукции собственного производства сельскохозяйственные предприятия непосредственно не платят суммы НДС в бюджет, а перечисляют такие суммы на специальный счет. Эти средства в дальнейшем используются для производственных нужд, то есть специальный режим налогообложения не освобождает полностью или частично операции по реализации продукции собственного производства от уплаты НДС, а определяет (изменяет) направление уплаты данного налога — не в бюджет, а на специальный счет.
Перечисление средств в качестве НДС на специальный счет происходит в том же порядке, что и уплата данного налога в бюджет, в тот же срок и по той же ставке (основной). А это, соответственно, опровергает доводы о том, что такие операции освобождены от уплаты налога.
Вместе с тем институт «налоговой льготы» имеет совершенно иные трактовку и практическое применение при осуществлении определенных хозяйственных операций, а именно: статьей 30 НК Украины определено, что налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере.
Пунктом 30.9 НК Украины предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется путем:
а) налогового вычета (скидки), уменьшающего налогооблагаемую базу к начислению налога и сбора;
б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;
в) установления пониженной ставки налога и сбора;
г) освобождения от уплаты налога и сбора.
Из системного анализа данной нормы следует, что налоговые льготы — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям плательщиков налогов и сборов по сравнению с другими плательщиками, и заключаются в полном или частичном освобождении их от налогообложения.
Пребывание сельскохозяйственных товаропроизводителей на специальном режиме налогообложения ни в коем случае не является налоговой льготой, поскольку специальный режим налогообложения является разновидностью системы налогообложения, который существует наряду с общей и упрощенной системами налогообложения, а налоговая льгота — это система мероприятий, которая вообще освобождает определенных налогоплательщиков от перечисления средств как в бюджет, так и на другие цели.
Таким образом, законодатель разграничивает понятия «специальный режим налогообложения» и «налоговая льгота». И поскольку данные понятия различны, то, соответственно, и последствия, применяющиеся в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления, не могут быть применены к предприятиям, которые находятся на специальном режиме налогообложения.
Ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на специальном режиме налогообложения, и ответственность налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы за совершенные налоговые правонарушения, не следует отождествлять, поскольку они имеют разную сущность.
В последнее время наблюдается тенденция уменьшения налоговиками размера налогового кредита сельскохозяйственным предприятиям — «спецрежимщикам» на основаниях, предполагающих неправомерное применение налоговой льготы путем неперечисления суммы средств, которые должны были перечисляться на специальный счет (уменьшение налоговых обязательств по сокращенной декларации на сумму налогового кредита). В результате указанные средства подлежат взысканию в бюджет путем вынесения налоговых уведомлений-решений в соответствии с пунктом 123.2 статьи 123 НК Украины. Нормой данного пункта предусмотрено, что использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, которые не уплачены в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления, согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа), дополнительно к штрафам, предусмотренным пунктом 123.1 настоящей статьи, влечет взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы.
Итак, вышеуказанной нормой Кодекса прямо предусмотрено, что в случае безосновательного использования налогоплательщиком налоговой льготы суммы такой льготы подлежат взысканию в бюджет.
Статьей 20 НК Украины предоставлено право органам государственной налоговой службы обращаться в суд о взыскании средств налогоплательщика.
Согласно пункту 58.1 статьи 58 НК Украины, предусмотрено, что в случае если сумма денежного обязательства налогоплательщика, предусмотренного налоговым или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 54 НК Украины (кроме декларирования товаров, предусмотренного для граждан), или в случае если по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, или уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС, рассчитанного налогоплательщиком в соответствии с разделом V Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение.
Вышеупомянутой статьей прямо определены случаи вынесения налоговым органом налогового уведомления-решения, а именно: в случае увеличения денежного обязательства для уплаты в бюджет; в случае несоответствия суммы бюджетного возмещения; в случае уменьшения размера задекларированного отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль; в случае уменьшения размера задекларированного отрицательного значения суммы НДС.
Указанный перечень является исчерпывающим и не предусматривает случаев вынесения налогового уведомления-решения в случае получения (применения) налогоплательщиком налоговой льготы не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления.
Таким образом, НК Украины четко определено, что безосновательное использование налогоплательщиком суммы налоговой льготы подлежит взысканию в судебном порядке, а не путем вынесения налогового уведомления-решения.
Жмудинский Василий — адвокат, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…