«Спецэффекты» украинского импорта — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (716) » «Спецэффекты» украинского импорта

«Спецэффекты» украинского импорта

Открытие Межведомственной комис­сией по международной торговле специального расследования в отношении импорта легковых автомобилей на Украи­ну, инициированного ассоциацией Укр­автопром, снова привлекло внимание юридической общественности к проблеме украинского регулирования и практике применения специальных мер.

Гроза импорта в ЕС

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данный вопрос на Ук­раине, является Закон Украины «О применении специальных мер относительно импорта на Украину» от 22 декабря 1998 года № 332-ХIV (Закон).

В соответствии со статьей 8 Закона специальное расследование проводится с целью определения, причиняет ли импорт на Украину значительный вред национальному товаропроизводителю либо же содержит угрозу такого вреда. Период расследования, как правило, составляет от 1 до 3 лет, в отдельных случаях может превышать 3 года. Расследования проводятся Межведомственной комиссией по международной торговле, которая действует при Минэкономики Украины.

В ходе специального расследования Комиссия анализирует тенденции импорта на Украину того или иного товара, факты причинения существенного вреда или угрозы причинения такого вреда национальному товаропроизводителю, наличие причинно-следственной связи между увеличением объемов импорта товара либо условиями его осуществления и причинением существенного вреда или угрозы причинения такого вреда национальному товаропроизводителю, объем импорта на Украину товара, цену импорта на Украину товара, последствия для национального товаропроизводителя (изменение производственных мощностей, изменение объема производства, запасов данного товара, доли на рынке Украины, цены данного товара, продуктивности труда, размеров прибылей или убытков, состояния ликвидности и занятости на предприятиях национального товаропроизводителя и т.п.), другие обстоятельства, имеющие отношение к расследованию.

Срок проведения расследования не должен превышать 270 дней, а в исключительных случаях этот срок может быть продлен до 330 дней.

Применение специальных мер в странах ЕС регулируется двумя основными директивами Совета Европы: Директивой № 260/2009 (применение специальных мер по отношению к импорту из стран — членов ВТО) и Директивой 625/2009 (применение мер к импорту из стран — не членов ВТО).

Гибкие меры наказания

Так, перед инициированием расследования Европейская Комиссия (являющаяся уполномоченным органом) при поступлении информации от стран — членов ЕС о неблагоприятных тенденциях развития импорта может проводить консультации, для чего создается специальный консультативный комитет. Целью консультаций является исследование условий осуществления импортных операций с тем или иным товаром, а также экономической ситуации и необходимости принятия мер. Если после проведения консультаций очевидна необходимость проведения расследования, Европейская Комиссия обязана инициировать расследование в течение одного месяца.

В процессе расследования должно быть установлено, насколько рассматриваемые импортные операции влекут за собой угрозу ущерба или непосредственный ущерб европейским производителям. С момента начала расследования Европейская Комиссия изучает всю доступную информацию, необходимую для реализации целей расследования и оценки ущерба, а также обязана заслушать мнения всех заинтересованных сторон, чьи интересы могут быть затронуты в процессе или в результате расследования.

Основными данными, детально изучаемыми Европейской Комиссией, являются: объемы импорта, импортные цены, степень влияния на показатели эффективности европейских производителей, а также другие факторы, которые могут повлиять на состояние рынка данного товара. По итогам расследования Комиссия готовит доклад, который должен быть представлен консультативному комитету. В зависимости от результатов расследования и полученных выводов Европейская Комиссия предлагает приостановить расследование или ввести меры.

Срок расследования Комиссии не должен превышать 9 месяцев. В исключительных случаях этот срок может быть продлен не более чем на два месяца.

И Законом, и Директивами допускается возможность введения временных защитных мер до окончания расследования. Максимальный срок введения таких мер по законодательству Украины и ЕС одинаковый — до 200 дней.

Отличается и регулирование введения надзора за импортом. Так, Директивами устанавливается меньший срок для выдачи разрешения на импорт (надзорного документа) — 5 рабочих дней, вместо 7 рабочих дней согласно Закону. При этом четко устанавливается, что этот документ выдается бесплатно, тогда как Законом не урегулирован вопрос возможности взыскания платы за выдачу документа. Кроме этого, в отличие от Закона, устанавливающего срок действия разрешения в 90 дней, Директивы таких ограничений не содержат — предполагается, что срок действия документа будет установлен Комиссией с учетом всех обстоятельств.

Есть отличия и в самой процедуре применения специальных мер. Аналогично Закону Директивы также устанавливают два вида мер. Однако, в отличие от Закона, который в виде специальных мер предполагает или установление квоты, или введение специальной пошлины, Директива предполагает возможность:

1) ограничить период действия разрешения на импорт (если вводился надзор за импортом);

2) изменить правила импорта таким образом, чтобы допуск товара в свободное обращение осуществлялся на условиях, которые определяются Комиссией.

Фактически второй вид мер и предполагает установление квот и пошлин, однако не сводится исключительно к этому. Таким образом, законодательство ЕС предполагает более гибкий подход к определению возможных мер, которые будут введены по результатам специального расследования.

Интересной особенностью процедуры введения специальных мер является также и право любого члена ЕС обратиться по поводу принятого Комиссией решения в Совет Европейского Союза. Совет имеет право поддержать, отклонить или изменить специальные меры, введенные Комиссией. При этом если в течение трех месяцев с момента передачи решения Комиссии на рассмотрение Совета последний не рассмотрит вопрос, решение Комиссии считается отмененным.

Таким образом, несмотря на в целом сходное регулирование, Директивы предполагают намного более гибкое регулирование этого вопроса, направленное, прежде всего, на применение именно таких специальных мер, которые, оказывая национальному производителю поддержку, наименьшим образом сказываются на конкуренции, интересах импортеров и потребителей.

Европейская тенденция применения защитных торговых барьеров направлена, прежде всего, на противодействие демпинговому импорту и нелегитимным субсидиям, что связано с тем, что при введении специальных мер страны-экспортеры имеют право ввести ответные пошлины. Так, за последние три года в ЕС не было принято ни одной специальном меры и проводилось только одно расследование (в 2010 году). При этом за этот же период в Европе было проведено в четыре раза больше антидемпинговых расследований, чем на Украине.

Основная причина таких различий — четкое понимание Европейской Комиссией специальных мер как мер, применяющихся в исключительной, чрезвычайной ситуации. К сожалению, украинские товаропроизводители не учитывают специфику соглашений ВТО, что приводит к множеству заявлений об инициировании специальных расследований.

Последние решения Межведомст­венной комиссии по международной торговле, которыми было отказано в применении специальных мер в отношении импорта ферросплавов и комплексных минеральных удобрений, демонстрируют положительные тенденции в практике проведения и объективности специальных расследований. Вместе с тем сам факт открытия расследования все равно является существенной проблемой, поскольку, во-первых, вынуждает импортеров участвовать в процедуре, тратя деньги и время, а во-вторых, негативно отражается на международном имидже Украины, ставя под сомнение выполнение страной всех требований и стандартов ВТО.

КОТ Алексей — к.ю.н., управляющий парт­нер ЮФ «Антика», г. Киев,

ТРЕТЬЯКОВ Александр — юрист ЮФ «Антика», г. Киев


Практика

Исключительная защита

Вступление Украины в ВТО наложило целый ряд ограничений на возможность применения государством различных протекционистских пошлин, квот и других мер. Тем не менее соглашения ВТО допускают применение торговых барьеров в виде антидемпинговых, антисубсидиарных и специальных мер. И если первые два вида мер применяются для противодействия недобросовестной торговой практике, то специальные меры — это в чистом виде механизм защиты национального производителя от значительного роста импорта.

Согласно соглашению о защитных мерах и статье XIX ГАТТ 1994, эти меры применяются в исключительных случаях. Так, согласно статистике ВТО, за период с 1995 года было инициировано всего 216 специальных расследований, а меры применены в 101 случае.

Украинская статистика отнюдь не свидетельствует о должном понимании практики ВТО в отношении специальных расследований. С момента вступления Украины в ВТО было инициировано более 10 специальных расследований, в то время как ограничения импорта были применены только в двух случаях. Такая неутешительная статистика делает Украину одним из рекордсменов по количеству необоснованных расследований и свидетельствует о том, что практика Межведомственной комиссии по международной торговле в этой сфере далека от стандартов ВТО.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Обнаженный УПК

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зарубежное исполнение

Акцент

«Без ГМО» не разберешься

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент урегулировал порядок отзыва апелляционной и кассационной жалоб

Принят Закон Украины «Об охранной деятельности»

Парламент отказался отменить судебную реформу

Государство и юристы

Сбой демонополизации

Деловая практика

Бессильное мировое соглашение

Документы и аналитика

Определение расходов по-новому

Уступка добровольности не помеха

Налоговые новеллы для турбизнеса

Правосудие на экспорт

Зарубежная практика

Мобильные войны патентов

Книжная полка

Материальное возмещение

Неделя права

Годовое резюмирование

Социальное поражение

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Адвокатский дом»

Помощь оказавшимся в тяжелой ситуации

В Великобритании снимут запрет на съемку судебных процессов

Неделя права

ВСЮ изучает отбор кандидатов в судьи

Работа над кадрами

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд вернул Киеву 2,7 га земли в Голосеевском районе

«Павленко и Побережнюк» принесли победу «Астелит» в урегулировании споров на рынке телекоммуникаций

Авиакомпания «Сибирь» не отсудила у Минобороны 15,3 млн дол. США

Новости юридических фирм

Частная практика

LCF Law Group — член Ассоциации «Земельный союз Украины»

Gide Loyrette Nouel консультирует ЕБРР в связи с мультивалютной кредитной линией группе «Глобино»

М. Копейчиков выступил на круглом столе по вопросам земельной реформы

Отрасли практики

Миноритарий в поле воин

Заочная рулетка

Ничтожные посягательства

IPO: выход «в открытую»

Медиация рвется в закон

Интернет: пираты XXI века

«Спецэффекты» украинского импорта

Рабочий график

Объединительное собрание

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Рассмотрение дела по заявлению

Выход из состава общества

Медицинские осмотры

Самое важное

Реформы продолжаются

Судебная практика

Судебные решения

О способах предоставления информации по запросу АМКУ

Судебная практика

«Печерская рулетка»

Судебная практика

Судебные решения

Принятие судебного решения не освобождает от ответственности за невыполнение обязательства

Судебная практика

Определенное ИТО

Тема номера

Спецуслуги «припортовали»

Заблудшие рекламодатели

Принцип доминанты

Частная практика

Компромисс — залог реформы

Минюст предпочитает иностранцев

Юридический форум

Стол раздора

Студенты-юристы учатся общественной деятельности

Інші новини

PRAVO.UA