Получение медицинской информации третьими лицами— PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Спаси и сохрани

Разглашение информации, составляющей врачебную тайну

Субъектам хранения врачебной тайны следует максимально ответственно подходить к решению вопроса о предоставлении информации и документов третьим лицам

Согласно статье 40 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», к информации, составляющей врачебную тайну, относятся сведения о факте обращения за медицинской помощью, медицинском обследовании, осмотре и их результатах, состоянии здоровья, диагнозе, информация об интимной и семейной стороне жизни лица, ставшая известной в связи с обращением за медицинской помощью.

Субъектами хранения врачебной тайны являются медицинские работники и иные лица, которым информация, составляющая врачебную тайну, стала известна в связи с исполнением профессиональных либо служебных обязанностей.

Несмотря на то что по общему правилу медицинская информация разглашению не подлежит, иногда возникает необходимость ее получения не только самим пациентом — лицом, которого она касается, но и третьими лицами. Например, необходимость разглашения врачебной тайны возникает в процессе уголовных производств по делам о причинении вреда здоровью, споров со страховыми компаниями о сумме выплат по договорам страхования жизни и здоровья, а также семейных споров (например, об определении места проживания ребенка).

По запросу адвоката

Одним из наиболее распространенных способов получения доступа к информации, которая может быть врачебной тайной, является адвокатский запрос. К сожалению, адвокаты часто злоупотребляют правом подачи адвокатских запросов, сопряженным с ответственностью за непредоставление запрашиваемой информации, и таким образом способствуют незаконному разглашению врачебной тайны. Частью 2 статьи 24 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон) предусмотрено, что по адвокатскому запросу не предоставляются информация и документы с ограниченным доступом. Информация о состоянии здоровья, безусловно, относится к такому типу информации. Следовательно, по общему правилу нужно исходить из того, что адвокат только лишь в силу своего статуса не имеет права на получение «медицинской» информации. При этом вполне логично, что для представительства интересов клиента данная информация может быть необходима. В таком случае, по мнению автора, целесообразно прописать в договоре о предоставлении правовой помощи право адвоката получать соответствующую информацию о клиенте. Более того, рассматривая данную ситуацию с позиции медицинского учреждения, я бы рекомендовала сообщать пациенту о поступившем запросе и согласовывать с ним вопросы предоставления информации и документов.

Довольно часто адвокаты обращаются с запросами в отношении других участников процесса, а не своих клиентов, например, в уголовном производстве. В таком случае необходимость эффективной защиты прав и интересов клиента не может превалировать над правом другого лица на конфиденциальность информации о его состоянии здоровья, следовательно, ответы на такие запросы предоставляться не могут.

Информация о состоянии здоровья также может быть разглашена по решению суда. Довольно неожиданным, но все же реальным нарушением является истребование информации и первичной медицинской документации путем направления не определения суда, а письма. В практике автора была ситуация, когда коммунальному учреждению здравоохранения было направлено письмо из суда с просьбой предоставить копию медицинской карты в связи с тем, что в суде рассматривается дело о нанесении легких телесных повреждений. В предоставлении информации было отказано, поскольку данный документ не имеет статуса судебного решения. В дальнейшем суд направил надлежащим образом оформленное определение суда об истребовании документов, и документы были предоставлены.

Критерии для решения

Редко, но все-таки имеют место случаи, когда информацию о состоянии здоровья запрашивают органы государственной власти, местного самоуправления либо юридические лица. Здесь в первую очередь следует обращать внимание на то, имеет ли такой субъект право на получение указанной информации. Например, если запрос поступает от страховой компании, в приложении обычно содержится копия договора страхования, в котором застрахованный дает согласие на разглашение информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и проведенном лечении. Иногда истребование информации для возмещения расходов на лечение проводится не страховыми компаниями, а иными субъектами. Такая ситуация возможна, например, в случае с моряками, когда запрос на информацию поступает от крюинговой компании, работодателя либо судовладельца (в зависимости от того, как урегулированы отношения между этими субъектами). Поскольку пациент заинтересован в получении выплаты, целесообразно либо выдать необходимые документы самому моряку, либо же получить его заявление о том, что он просит передать соответствующую информацию и документацию указанным им третьим лицам. Подобная ситуация возможна и в случае, когда пациенту необходимо собрать значительную сумму денег для лечения. При таких обстоятельствах по его письменному заявлению можно предоставить информацию о состоянии здоровья и лечении работодателю (что по общему правилу запрещено), общественным организациям и благотворительным фондам, банкам (для досрочного снятия депозита).

Для частных медицинских учреждений также актуальна ситуация, когда работодатель заключает договор на обслуживание своих сотрудников. В данном случае разглашение информации возможно только в рамках договора (то есть если заключен договор на проведение ежегодных медицинских осмотров, работодатель не имеет права требовать информацию о стационарном лечении сотрудника, проведенном вне условий договора), и при заключении договора между медицинским учреждением и работодателем обязательно нужно получить письменное согласие работника на передачу информации о состоянии его здоровья работодателю.

Принимая решение о том, стоит ли предоставлять третьему лицу информацию или документы, содержащие врачебную тайну, следует исходить из таких критериев: 1) имеет ли субъект, запрашивающий информацию, право на ее получение; 2) подтверждены ли надлежащим образом его полномочия; 3) соблюдены ли процедурные требования. Кроме того, отдельно хочется выделить такой фактор, как соблюдение интересов пациента. Так, например, ненадлежащим образом оформленный запрос может быть действительно направлен на защиту его интересов, подан с ведома и согласия пациента, более того, именно медицинская информация может стать краеугольным камнем в разрешении вопроса. В таком случае, по мнению автора, стоит связаться с пациентом и в случае его заинтересованности либо предоставить информацию и документацию ему напрямую, либо получить его письменное заявление о разглашении информации, либо путем сотрудничества с отправителем запроса получить запрос, на который можно дать ответ.

Не навредить

Поскольку информация, составляющая врачебную тайну, является личной, ее незаконное разглашение может иметь не только последствия в виде юридической ответственности для разгласившего, но и неблагоприятные последствия морального характера для того, о ком эта информация. В связи с этим субъектам хранения врачебной тайны следует максимально ответственно подходить к решению вопроса о предоставлении информации и документов третьим лицам, а субъектам, имеющим полномочия на получение такой информации и документов, — не злоупотреблять своими правами и соблюдать нормы закона.

ЛЯШЕНКО Наталья — юрист ЮКК «Де-Юре», г. Одесса

 


МНЕНИЕ

Беспомощная декорация

Александр КОВАЛЬ, руководитель департамента АФ «Грамацкий и Партнеры», адвокат

Информация о физическом лице, тем более о состоянии его здоровья, является конфиденциальной (с ограниченным доступом). Законом Украины «Об информации» предусмотрено, что такая информация может распространяться по желанию (с согласия) лица (клиента). Но, к сожалению, эта оговорка в части 2 статьи 24 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» не продублирована. И даже прилагаемое адвокатом к обстоятельно аргументированному адвокатскому запросу согласие клиента о предоставлении ему информации о собственном состоянии здоровья с указанием клиентом цели и способа ее использования адвокатом не сгладит острые углы императивной нормы Закона, содержание которой обескураживающе простое: а вы друзья, как ни трудитесь… С такой формулировкой Закона, при всем желании удовлетворить адвокатский запрос, удобнее отказать. В данной ситуации адвокатская безысходность очевидна, и в его распоряжении может быть лишь информация о состоянии здоровья клиента, предоставленная самим клиентом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA