Спаси и охрани — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (967) » Спаси и охрани

Спаси и охрани

Не авторским правом единым можно охранять компьютерные программы. Собственно, авторское право вообще не удовлетворяет все аспекты охраны IT­продукции. Патентное право заполняет некоторые пробелы, но все зависит от мастерства юриста, настроения эксперта и благоприятных условий в ведомстве.

Но специалисты в области права могут предложить и другие способы охраны, а члены Ассоциации юристов Украины (АЮУ) готовы делиться своим опытом с коллегами. К слову, юристы IP­ и IT­комитетов АЮУ делают это еще и весело, приводя наглядные примеры. «Нестандартные способы защиты IT­продукции» — такова тема очередного семинара профильных комитетов Ассоциации, состоявшегося 13 июня с.г. в HUB 4.0. Модератором заседания выступила руководитель практики интеллектуальной собственности АО Arzinger Екатерина Олейник.

Коммерческая тайна

Первый блок семинара был посвящен коммерческой тайне. Говоря об охране программного обеспечения коммерческой тайной, глава IP/IT­практики МЮФ Wolf Theiss Елена Вардамацкая отметила, что это распространенный вид защиты для сервисных ІТ­компаний, которые не продают свое программное обеспечение. Она процитировала определение коммерческой тайны из Гражданского кодекса Украины и напомнила, что оно распространяется на информацию, которая является неизвестной и не легкодоступна для лиц, которые обычно имеют дело с этим видом информации, в связи с чем информация приобретает коммерческую ценность. Лицо, имеющее доступ к такой информации в компании, должно осуществлять меры по ее охране, чтобы она не стала известной большому количеству лиц. Г­жа Вардамацкая обратила внимание на еще один важный аспект: меры по защите секретности информации, предпринятые лицом, законно контролирующим эту информацию. Такой мерой может быть хранение информации на носителе, не имеющем выхода в Интернет, или хранение информации в распечатанном виде (на пакете документов должно быть обозначено, что это информация с высоким уровнем охраны).

Традиционно Елена Вардамацкая взвесила «за» и «против» такого вида охраны. В числе «за» она выделила следующие аргументы: отсутствует обязанность оповещения общества о содержании коммерческой тайны, содержание тайны не ограничено, ее не нужно регистрировать, коммерческая тайна не должна соответствовать критериям изобретения, полезной модели, защищается информация, не защищенная правом интеллектуальной собственности, период защиты ограничен общеизвестностью. Но не все так положительно, имеются и недостатки (аргументы «против»): сложно доказать принадлежность, сложно защищаться от нарушителей, обратный инжиниринг может раскрыть суть коммерческой тайны, защищается информация, а не конечный продукт.

Координатор IT­практики ЮФ Sayenko Kharenko Никита Полатайко, продолжив тему, сделал акцент на охране алгоритмов, заложенных в программное обеспечение, как коммерческой тайны. По его словам, именно алгоритмы можно «спрятать». Г­н Полатайко говорит, что, как правило, хотят защитить функционал, оформление, персонажей (внешнюю картинку), но это именно то, что видно, что уже известно и защите коммерческой тайной не подлежит. Это все не будет соответствовать таким критериям, как секретность, коммерческая ценность и защищенность.

В то же время коммерческой тайной можно защитить совокупность факторов, влияющих на решение, методы анализа, формулы. Докладчик привел в пример персонажей компьютерных игр. Ценится механика персонажей — как объекты взаимодействуют, насколько реалистично все выглядит. «Математическая часть механики — те алгоритмы, которые можно спрятать и превратить в свое конкурентное преимущество», — подчеркнул г­н Полатайко.

Далее он остановился на обратном инжиниринге — главном факторе, который нужно учитывать при принятии решения о защите информации. Обратный инжиниринг — это процесс исследования и тестирования имеющегося в широкой продаже продукта с целью выявления секретов его работы, выяснения его компонентов, характеристик, свойств. В качестве примера г­н Полатайко рассказал о практике Федерального суда США, который в одном из решений отметил: несмотря на то что тайна могла быть раскрытой (путем обратного инжиниринга), конкуренты этого сделать не смогли.

По мнению Никиты Полатайко, бороться с обратным инжинирингом можно методом обфускации. Видимо, заметив недоумение в глазах присутствующих, он добавил, что это не юридический, а технический метод, грубо говоря — «запутывание кода». Обфускация заключается в том, чтобы превратить в ребусы понятный текст. Есть специальные программы­обфускаторы. Самое интересное, по словам спикера, что это можно делать на этапе алгоритмов.

Охрана бизнес­методов

На первом слайде презентации руководителя практики интеллектуальной собственности МЮФ ETERNA LAW Иллариона Томарова изображены три картинки, иллюстрирующие «метод стрижки волос», «метод игры в блэк­джек», «телефон и систему для ввода данных сообщения в базу данных». «Как вы думаете, что объединяет эти три метода?» — обратился к аудитории г­н Томаров. «Все это делается пальцами?» — шутя предположил Никита Полатайко. «Патентный троллинг?» — предложила свою версию руководитель ПЮК IPStyle Мария Ортинская. Илларион Томаров ответил: нет, не троллинг, но да — на них были выданы патенты: «Но что еще общего, кроме пальцев, естественно?». Так как правильных вариантов ответа не поступило, спикер сдался: «Все эти патенты были отменены судом». Все судебные решения ссылаются на дело «Alice Corp. v. CLS Bank International».

Однако начал г­н Томаров с дела «Bilski v. Kappos»: патент на метод снижения риска роста цен на энергию с применением прогноза погоды был отменен. Суд отметил, что технические решения патентоспособны, а бизнес­решения — нет. «Если в описании бизнес­решения, бизнес­метода добавить словосочетание «при помощи компьютера», они не станут патентоспособными», — сказал Илларион Томаров.

Но в 2014 году было принято важное решение по делу «Alice Corp. v. CLS Bank International». По словам г­на Томарова, в свое время компания Alice Corp. получила три патента, которые описывали участие посредника в разных операциях с ценными бумагами: «компьютеризированная схема для снижения риска сделки с помощью посредника». Оказалось, что CLS Bank использует в своей деятельности аналогичное программное обеспечение, применяя инструмент гарантирования от третьих сторон. В 2014 году Верховный суд США признал патенты Alice недействительными, не соответствующими условиям патентоспособности. «Суд объяснил очень просто: не допустил монополизации применения абстрактной идеи — заключения сделки с помощью посредника и обозначил два критерия для проверки патентоспособности software, которые применяются сейчас», — отметил спикер. Первый критерий — абстрактная идея не может быть объектом патентования. Второй — смог ли заявитель при помощи абстрактной идеи реализовать некое техническое решение с помощью компьютера. Далее докладчик проанализировал три дела из практики США эпохи post­Alice, их которых два — успешные. К примеру, в деле «DDR Holdings v. Hotels.com» описывался технический результат: веб­сайт сохраняет трафик посетителей при заказе продукта стороннего продавца. Суд пришел к выводу, что заявленное изобретение «не просто рутина или обычное использование Интернета» и не является абстрактной идеей.

«Что касается патентования бизнес­методов в ЕС, то изобретение должно неочевидным способом решать техническую проблему, техническое решение не должно быть очевидным», — подчеркнул Илларион Томаров. Он обратил внимание, что автоматизированный способ контроля акций или даже способ продажи музыки через Интернет может быть патентоспособным (если содержит новые и неочевидные технические особенности, которые выполнены в методе), а «методы налоговой оптимизации» в ЕС считают методами ведения бизнеса. Хорошо еще, что это не «метод уклонения от налогов», добавил Никита Полатайко. В свою очередь Мария Ортинская отметила, что в нашем государстве получен патент на «метод охраны дома с помощью собаки». В конце девяностых Роспатент выдал охранный документ на «симптоматическое лечение заболеваний с помощью осиновой палочки в момент новолуния для восстановления целостности энергетической оболочки организма человека» — привел пример г­н Полатайко.

Затем г­жа Ортинская остановилась на важности рисунков в заявке. «Если нам приходит предварительный отказ в связи с отсутствием новизны, отсутствием изобретательского уровня, мы можем изменить, сузить заявку в пределах первоочередных поданных документов. Если описывать словами, то эксперту нужно пояснить, что эти слова — рамки того­то. Если у меня чертеж, я могу говорить, что тут у меня описано это, там — то», — отметила докладчик, дополнив, что такую технологию активно используют в компании.

Также на семинаре поднимался вопрос охраны баз данных правом sui generis. Старший научный сотрудник отдела авторского права и смежных прав НИИ ИС НАПрН Украины Валентина Троцкая проанализировала Директиву Европейского парламента и Совета о правовой защите баз данных, согласно которой правом sui generis охраняются права на содержание баз данных. Целью права sui generis является обеспечение защиты инвестиций, вложенных производителями в создание и наполнение баз данных.

Очередное мероприятие по охране программного обеспечения завершилось. Но эксперты обещали вернуться, ведь в рамках этой тематики запланирован еще один семинар.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Отдавать себе отсчет

Встречный риск

Государство и юристы

Заведомо сложный вызов

Золотая ОРДа

Код работы

Спаси и охрани

Документы и аналитика

ВТО, если не мы

Получить определение

Такой непостоянный суд

Повысить обжалование

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal сопровождали признание и исполнение решения МКАС при ТПП Украины в Турции

МЮФ DLA Piper консультирует по вопросам создания фонда энергоэффективности на Украине

Sayenko Kharenko — юридический советник одной из крупнейших международных сетей продуктовых гипермаркетов

Отрасли практики

Продуктовый напор

Позиция нравов

Жить дружинно

Репортаж

Фон помощи

Одесский говор

Самое важное

Власть имущих

Время ВСПять

Судебная практика

Поверительные отношения

Судебная практика

Судебные решения

Прекращение договора не всегда свидетельствует о прекращении начисления инфляционных потерь и 3 % годовых

Судебная практика

Гарантированное право

Судебная практика

Судебные решения

О защите права на выплату стипендии до окончания учебы

Судебная практика

Выезд ограничен

Определенная юрисдикция

Предел границ

Тема номера

Продвинуть тренд

Выжать срок

Демонстративное проведение

Приватности судьбы

Частная практика

Знак различия

Испытательный прок

Інші новини

PRAVO.UA