Спам-процедуры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (1030) » Спам-процедуры

Спам-процедуры

В связи с широким распространением смартфонов и доступного мобильного интернета обмен SMS­-сообщениями в нашей стране, как и во всем мире, постепенно становится все менее популярным, переписка переместилась в социальные сети и различные мессенджеры. Поэтому чаще всего во входящих SMS мы видим различные рассылки от операторов связи, рекламные сообщения, в том числе и мошеннические. Хватает таких спам­-сообщений и в ящиках электронной почты, и даже в «личке» соцсетей. По мнению народных депутатов, «решение проблемы нежелательных сообщений является крайне важным вопросом повестки дня современного общества» — об этом идет речь в пояснительной записке к законопроекту № 7043 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно противодействия телефонному спаму».

В названии законопроекта, инициаторами которого выступили народные депутаты Борислав Береза и Леонид Емец, почему­-то говорится только о спаме телефонном, хотя предлагаемые изменения касаются всего телекоммуникационного трафика. Прежде всего в Законе Украины «О телекоммуникациях» предлагается определить понятие «спам» как «электронные, текстовые и/или мультимедийные сообщения, которые без предварительного согласия (заказа) потребителя умышленно и/или массово направляются на его адрес электронной почты, других служб передачи сообщений или конечное оборудование абонента».

Как говорится в пояснительной записке, технические средства борьбы со спамом не всегда достигают своей цели, поэтому для эффективного противодействия необходимо на законодательном уровне внедрить механизм защиты абонента телекоммуникационных услуг от несанкционированных сообщений, а также от дальнейшего использования контактных данных абонентов. Для этого предлагается установить, что потребители во время заказа или получения телекомуслуг имеют право на защиту своих персональных данных, включающих в том числе и абонентский номер, а также право требовать от операторов телекоммуникаций, предоставляющих услуги подвижной (мобильной) связи, обеспечить нераспространение и блокировку спама. В свою очередь, телекомоператоры не должны передавать личные персональные данные абонента без заключения с ним отдельного письменного договора. Также на операторов хотят возложить обязанность принятия мер по недопущению распространения спама и его блокированию.

С целью наказания нарушителей предлагается дополнить статью 1481 Кодекса Украины об административных правонарушениях нормой, в которой указать, что непрекращение оператором/провайдером предоставления услуг абонентам, которые они не заказывали, в том числе рассылки электронных текстовых, мультимедийных и голосовых сообщений, спама, влекут за собой возмещение прямых и косвенных убытков, причиненных абоненту, и наложение штрафа в размере от 30 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения соответствующего административного взыскания, повлекут за собой возмещение прямых и непрямых убытков, причиненных абоненту, и наложение штрафа в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Почему же мы получаем спам и как с ним бороться, используя актуальные возможности и действующее законодательство? Среди самых распространенных видов нежелательных сообщений — SMS-­рассылки от операторов мобильной связи, ведь при заключении контракта на обслуживание, приобретении стартового пакета и установлении в мобильный телефон SIM­-карты мы автоматически предоставляем согласие на получение информационных сообщений. Такие положения прописаны и в контракте, и в условиях обслуживания, прилагаемых к пакету с SIM-­картой, но чаще всего мы не читаем их полностью. Если вам надоела рассылка от оператора, отказаться от нее весьма просто: стоит позвонить оператору или узнать механизм отказа на его сайте.

Дать согласие на рассылку от различных компаний мы можем сами того не зная. При регистрации на сайте, онлайн-­оформлении покупки, получении дисконтной карты в магазине и т.п. потребители часто не обращают внимания на пункт о получении рекламной информации, где стоит «галочка» о согласии, и оставляют контакты. В таком случае можно обратиться в компанию с требованием удалить свой телефонный номер из базы данных рассылки. Если же компания не пойдет навстречу, юристы рекомендуют обращаться в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, ведь в SMS или другом сообщении можно найти нарушения положений Законов Украины «О защите прав потребителей» и «О рекламе». Кроме того, существует Закон Украины «О защите персональных данных», в котором говорится о недопустимости сбора, хранения и использования данных о физическом лице без его согласия. Если согласия на получение сообщений на свой телефонный номер или электронную почту лицо не предоставляло, можно жаловаться Уполномоченному Верховного Совета Украины по правам человека, ведь именно омбудсмену с 2014 года были переданы полномочия по защите персональных данных. Отдельная история — мошеннические сообщения, в этом случае необходимо вмешательство правоохранительных органов.

Критически оценивает законопроект № 7043 Сергей Олексин, адвокат Pavlenko Legal Group: «Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях», ввести определение, что такое «спам», расширить права потребителей телекомуслуг и добавить обязанности оператора телекомуслуг, которые будут корреспондироваться с новыми правами потребителя. С целью обеспечения исполнения операторами новых обязанностей предлагается внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за рассылку спама. Следует обратить внимание, что законопроект приравнивает абонентский номер к персональным данным. В связи с этим логично было бы внести изменения и в Закон Украины «О защите персональных данных», чего авторы законопроекта не предлагают. Анализ законопроекта в целом вызывает сомнения в том, что он будет выполняться операторами на практике, поскольку предлагаемый размер штрафов за распространение спама операторами составляет от 510 до 1700 гривен — такие суммы на фоне доходов операторов телекоммуникационных услуг выглядят несущественно».

Во всем мире уже давно ведется серьезная борьба со спамом, принимается достаточно жесткое законодательство, также функционируют различные коалиции и организации, борющиеся со спамерами. Рассылка спама грозит не только штрафами, но и ухудшением деловой репутации компании. В нашей стране ассоциации в различных отраслях также пытаются бороться со спамом. Например, Украинская ассоциация директ маркетинга разработала Кодекс мобильного маркетинга (относительно рекламирования товаров, работ и услуг через телекоммуникационные сети), подписанный ключевыми игроками рынка, мобильными операторами, рекламными, консалтинговыми компаниями и т.д. На сайте ассоциации ведется «черный список» компаний, которые в нарушение правил данного кодекса используют в своих маркетинговых активностях неэтичные методы: производят несанкционированные рассылки абонентам без их согласия на получение информационных сообщений, не реагируют на просьбы абонента удалить номер из базы рассылки, указывают недостоверную информацию и т.п.

При подготовке этой статьи мы обратились в несколько компаний, предоставляющих услуги по рассылке рекламных SMS и электронных писем, под видом клиентов, желающих заказать услуги, и спросили, законным ли путем собраны их базы для рассылок, есть ли риск привлечения к ответственности за спам. Представители компаний уверили, что проблем не будет, «никто никуда не жалуется», при этом уклонялись от разговора по поводу законности баз, и лишь в одном ответе прозвучало, что «сбор номеров делается из открытых источников, из сайтов типа OLX, соответственно, клиенты не давали согласия на рассылку». Пусть на Украине к спаму пока не относятся серьезно, но вряд ли методы массовых рассылок сообщений для рекламирования своей продукции и услуг приведут компанию к успеху, поэтому перед использованием таких полулегальных методов стоит внимательно изучить законодательство о рекламе и защите персональных данных.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Бизнесмобиль

Акцент

Благие двести

В фокусе: адвокатура

Адвокатский запрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

НБУ усилит регулирование финмониторинга

Изменен Порядок проведения служебных расследований

Подготовлен новый закон о рынке земли

Государство и юристы

Спам-процедуры

Тень студента

Правопринудительная практика

Срок для ликвидатора

Секрет формы

Документы и аналитика

Старый том

Новости из зала суда

Судебная практика

Судье не удалось добиться исправления описок в решении ВККС через суд

Убытки не могут быть принудительно взысканы путем предъявления требования — суд

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Integrites закрыли две крупные сделки по привлечению финансирования для украинского агрохолдинга

Interlegal защитил интересы судовладельца в споре по демереджу, возникшем из рейсового чартера

Отрасли практики

Бремя надежд

Раскрытие покажет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Быть в движении

Самое важное

День арбитража

Субъектный состав

В режиме нон-скоп

Формула успеха

Судебная практика

Судебные решения

Арендатор вправе расторгнуть договор аренды земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания объекта строительства

Судебная практика

Расторженный взгляд

Критерии вмешательства

Выжать сроки

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях рассрочки исполнения судебного решения

Судебная практика

Согласование? Нет

Тема номера

Стадия готовности

Допускная способность

Конкурентное имущество

Хорошее построение

Удаленная работа

Частная практика

Премьерное поведение

На GRани выжидания

Інші новини

PRAVO.UA