В этой статье рассматриваются проблемные вопросы созыва общих собраний АО (далее — собрания) по новому Закону Украины «Об акционерных обществах» (далее — Закон) и способы их решения.
Часть 2 статьи 32 Закона делит собрания на следующие:
— годовые, которые обязательно созываются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (в их повестку дня в числе прочих обязательно включаются вопросы об утверждении годового отчета АО; о распределении прибыли и убытков АО; о принятии решений по результатам рассмотрения отчетов наблюдательного совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии (ревизора), а раз в 3 года — вопросы об избрании членов наблюдательного совета, об утверждении условий гражданско-правовых либо трудовых договоров с ними и принятии решений о прекращении их полномочий);
— внеочередные собрания — все остальные.
Статьи 35 — 38 Закона предусматривают процедуру созыва собраний, определяя порядок уведомления акционеров о проведении собрания, формирования повестки дня и ознакомления акционеров с документами, необходимыми для принятия решений. В этих статьях не указано, относится ли предусмотренная ими процедура к любым собраниям, только к годовым или только ко внеочередным собраниям. Однако системный анализ статей 35 — 38 и статьи 47 «Внеочередные собрания» Закона позволяет сделать вывод, что в статьях 35 — 38 Закона речь идет о процедуре созыва годового собрания, а в статье 47 Закона — об особенностях созыва внеочередного собрания.
Процедура созыва годового собрания выглядит следующим образом (см. таблицу).
Можно отметить следующие основные новеллы Закона, касающиеся процедуры созыва годового собрания.
1. Годовое собрание всегда созывает наблюдательный совет (раньше такая задача возлагалась на исполнительный орган). Думается, если наблюдательный совет не делает этого, вопросы, обязательные к рассмотрению на годовом собрании, могут быть рассмотрены на внеочередном собрании, созванном акционерами.
2. Установлены сроки получения перечня акционеров, которым направляются письменные уведомления о проведении собрания. В случае, если состав акционеров изменчив, актуальным является вопрос даты, на которую составляется такой перечень, так как в АО с большим количеством акционеров отправить все уведомления в день получения перечня не всегда представляется возможным, а на следующий день состав акционеров может быть несколько иным. Раньше этот вопрос никак не регулировался законом, и лица, которые стали акционерами на день рассылки уведомления, но не являлись таковыми на день составления перечня, в случае их неучастия в собрании (иногда умышленного) могли обжаловать его решения, ссылаясь на нарушение их права принимать участие в управлении делами общества. Теперь уведомления рассылаются согласно перечню, составленному на дату не ранее чем за 60 дней до собрания.
3. Письменные уведомления акционерам всегда отправляются с описью вложения и с уведомлением о вручении (пункт 14 статьи 2 Закона), что предотвращает злоупотребления, хотя и существенно повышает расходы по созыву собрания в тех АО, которые пользовались другими способами уведомления.
4. Сроки созыва собрания уменьшены: уведомления даются не за 45, а за 30 дней до проведения собрания — это, бесспорно, позитивный фактор.
5. Предусмотрено обязательное уведомление фондовой биржи, на которой публичное АО прошло процедуру листинга, что также следует оценить положительно.
6. Публикация уведомления требуется только в случае, если количество акционеров — собственников простых акций превышает 1000. Публикация осуществляется в официальном печатном органе (в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона — в одном из официальных печатных изданий Верховного Совета Украины, Кабинета Министров Украины либо ГКЦБФР). На наш взгляд, такой подход не оправдан: официальная публикация является достаточно дешевым способом уведомления акционеров в любом АО и одновременно — неподдельным доказательством такого уведомления. Кроме того, ее роль возрастает в спорных ситуациях, особенно при проведении параллельных (альтернативных) собраний, к чему мы еще вернемся в конце этой статьи.
7. Процент простых акций, которыми должны обладать акционеры, чьи предложения обязательно включаются в повестку дня, снижен с 10 % до 5 %. Предложения таких акционеров включаются в повестку дня автоматически, решение наблюдательного совета по данному вопросу не требуется. Предложения остальных акционеров могут быть отвергнуты советом только в случае нарушения сроков подачи либо неполноты сообщенных акционером данных (часть 5 статьи 38 Закона).
8. Предусматривая уведомление акционеров и фондовой биржи, на которой публичное АО прошло процедуру листинга об изменениях в повестке дня, Закон не предусматривает публикации соответствующего уведомления в официальном органе (для АО, в котором количество акционеров — собственников простых акций превышает 1000), что, безусловно, говорит о недоработке.
Говоря о процедуре созыва внеочередного собрания, следует сразу отметить, что статья 47 «Внеочередные собрания» является одной из наиболее проблемных норм нового Закона. Эта статья не определяет самостоятельного четкого алгоритма созыва внеочередного собрания и устанавливает только отдельные специальные нормы, дополняющие общие положения статей 35—38 Закона, касающиеся подготовки собрания и уведомления о нем акционеров.
В соответствии со статьей 47 Закона внеочередные собрания созываются:
1) наблюдательным советом:
— по собственной инициативе,
— по требованию исполнительного органа — в случае возбуждения дела о банкротстве АО либо при необходимости совершения значительной сделки,
— по требованию ревизионной комиссии (ревизора),
— по требованию акционеров, являющихся на день подачи требования собственниками 10 % и более простых акций АО,
— в других случаях, прямо предусмотренных законом либо уставом общества;
2) акционерами, требующими созыва собрания в случае, если наблюдательный совет не принял решения о созыве собрания в течение 10 дней с момента получения их требования.
Закон предоставляет ревизионной комиссии и исполнительному органу право обращаться в наблюдательный совет с требованием созвать собрание, но не право созывать собрание в случаях, если наблюдательный совет не удовлетворит такое требование. Следовательно, хотя инициаторами проведения собрания могут быть наблюдательный совет, ревизионная комиссия, акционеры, владеющие 10 % и более простых акций, действия по созыву и подготовке собрания могут проводить только наблюдательный совет и указанные акционеры.
Анализ статьи 47 Закона позволяет утверждать, что она фактически устанавливает несколько порядков созыва внеочередных собраний, в зависимости от того, кто является инициатором их проведения и кто осуществляет действия по их созыву и подготовке.
Если наблюдательный совет созывает внеочередное собрание по собственной инициативе, он может проводить созыв:
— в обычном порядке, предусмотренном статьями 35—38 Закона для годовых собраний, то есть в соответствии с хронологией, приведенной в таблице;
— в порядке, который можно охарактеризовать как срочный либо экстраординарный — с лишением акционеров права вносить предложения в повестку дня в соответствии с частью 5 статьи 47 Закона. Процедура срочного созыва четко не определена, Закон говорит только, что акционеры уведомляются о проведении собрания и повестке дня письменно не позднее чем за 15 дней (обычный срок уведомления составляет 30 дней). Обращение к такому порядку созыва возможно, «если этого требуют интересы общества», при этом единственный прямой запрет использования процедуры касается случаев, когда повестка дня содержит вопрос о выборах членов наблюдательного совета, что создает возможность произвольного использования наблюдательным советом экстраординарного порядка созыва общего собрания.
В связи с этим возникает важный вопрос, на который Закон не дает ответа: в какие сроки должна даваться публикация в официальном издании, если количество акционеров — собственников простых акций превышает 1000, и/или уведомление фондовой биржи, на которой АО прошло процедуру листинга, если АО — публичное? По общему правилу, согласно статье 35 Закона, публикация должна даваться не позднее чем за 30 дней до дня проведения собрания. Специальные нормы по данному вопросу отсутствуют, а применение общих положений статьи 35 Закона лишает смысла всю процедуру, так как потеря времени лишает ее характера срочности. По нашему мнению, в этом случае следует руководствоваться частью 1 статьи 8 ГК Украины и применять по аналогии часть 5 статьи 47 Закона. Действительно, статья 35 Закона определяет единый срок для письменного уведомления акционеров, биржи и публикации — 30 дней. Соответственно, если для срочного (экстраординарного) порядка созыва внеочередного собрания предусмотрен 15‑дневный срок письменного уведомления акционеров, для уведомления биржи и публикации должен применяться по аналогии закона тот же срок — 15 дней.
Вместе с тем считаем, что, несмотря на возможность такого толкования положений Закона, законодателю следует внести изменения в статью 47 указанного Закона и прямо установить сроки письменного уведомления фондовой биржи и публикации уведомлений.
Также считаем, что право наблюдательного совета созывать экстраординарные (срочные) внеочередные собрания с лишением акционеров права вносить предложения в повестку дня (часть 5 статьи 47 Закона) должно быть ограничено определенным кругом случаев с более детальным урегулированием процедуры.
Если наблюдательный совет созывает внеочередное собрание по инициативе акционеров, ревизионной комиссии (ревизоров) либо исполнительного органа, статья 47 Закона устанавливает следующие особенности созыва.
1. Такое требование подается исполнительному органу, однако решение о созыве собрания принимает наблюдательный совет (части 1, 2 статьи 47 Закона). В большинстве случаев это будет вызывать искусственные процедурные осложнения и потерю времени.
2. Наблюдательный совет принимает решение о созыве собрания либо об отказе в созыве в течение 10 дней с момента получения требования о созыве (часть 2 статьи 47 Закона). В то же время собрание должно быть проведено в течение 30 дней со дня подачи требования (часть 4 статьи 47 Закона). Это означает, что все действия по созыву собрания наблюдательный совет должен осуществить в течение 20 дней. Но поскольку Закон не устанавливает для внеочередных собраний специальных сроков получения перечня акционеров, их уведомления, осуществления публикаций, внесения предложений в повестку дня, следует руководствоваться сроками, установленными общими нормами Закона Украины «Об акционерных обществах» для годовых собраний (см. таблицу).
Можно видеть, что эти сроки не будут нарушены только в случае, если в день получения требования о созыве внеочередного собрания (то есть — за 30 дней до проведения собрания):
1) исполнительный орган передаст требование наблюдательному совету;
2) наблюдательный совет соберется и примет решение о проведении собрания;
3) будет получен перечень акционеров, которые должны быть письменно уведомлены о предстоящем собрании (при этом, в соответствии с частью 7 статьи 47 Закона, лица, ведущие учет прав собственности на акции общества — депозитарий или регистратор — обязаны предоставить перечень в течение 5 рабочих дней; если они предоставят его не в тот же день, Закон они не нарушат, однако собрание не может быть проведено в связи с просрочкой наблюдательного совета);
4) акционеры согласно перечню будут письменно уведомлены о проведении собрания, и если количество акционеров — собственников простых акций превышает 1000, будет сделана соответствующая публикация в официальном издании, если АО — публичное, будет письменно уведомлена фондовая биржа, на которой АО прошло процедуру листинга.
Совершить все эти действия в один день практически невозможно. Единственный выход для наблюдательного совета, который действительно желает удовлетворить требование о созыве собрания — попробовать провести экстраординарное (срочное) собрание в соответствии с частью 5 статьи 47 Закона с лишением акционеров права вносить дополнительные предложения в повестку дня, уведомив их не позднее, чем за 15 дней.
Такое регулирование является неудовлетворительным, так как открывает широкие возможности для злоупотреблений как со стороны общества через ограничение прав акционеров вносить дополнительные предложения в повестку дня (мажоритарный акционер, контролирующий общество и его органы, будет инициировать общее собрание не через наблюдательный совет, а лично, наблюдательный совет удовлетворит его просьбу, «вынужденно» ограничив права других акционеров дополнять повестку дня), так и со стороны акционеров-гринмейлеров или рейдеров, которые получают основания для подачи исков к обществу либо для проведения альтернативных собраний после предсказуемого нарушения обществом сроков созыва собраний.
Устранить все эти противоречия можно, на наш взгляд, только путем:
— внесения изменений в часть 1 статьи 47 Закона с тем, чтобы требования акционеров о проведении собрания адресовались наблюдательному совету (исполнительному органу — только если совет в обществе не создан);
— приведения сроков, определенных статьей 47 Закона в один контекст со сроками, предусмотренными статьями 35 — 38 Закона: срок, в течение которого должно быть проведено внеочередное собрание, следует увеличить до 45 дней (10 дней на принятие решения наблюдательным советом +5 дней на получение перечня акционеров +30 дней на уведомление акционеров, фондовой биржи и публикации =45 дней);
— ограничения права наблюдательного совета созывать собрания с лишением других акционеров права вносить предложения в повестку дня определенным кругом вопросов, по крайней мере в случаях, если созыв собрания инициируют акционеры, исполнительный орган, ревизионная комиссия (ревизор) АО, с более детальным урегулированием такой процедуры.
Если внеочередное собрание созывают акционеры, чьи требования о созыве не были удовлетворены наблюдательным советом в течение 10 дней с момента получения требования, созыв происходит с соблюдением процедуры и сроков, определенных статьями 35 — 38 Закона.
В таком случае уведомления акционеров о предстоящем собрании и другие материалы рассылаются акционерам лицом, ведущим учет прав собственности на акции общества (абзац 2 части 7 статьи 47 Закона).
Главной проблемой в этом случае представляется полное отсутствие в Законе механизмов предотвращения проведения наблюдательным советом и акционерами параллельных (альтернативных) собраний, а также применения корпоративной технологии «пулемета», когда одно лицо созывает ряд собраний с промежутком в 1-2 дня.
По нашему мнению, целесообразно было бы законодательно запретить созыв и проведение следующих внеочередных собраний до проведения уже созванных, за исключением случая, если уже созванное собрание отменяется теми же лицами, которые его созвали. При этом следует вернуть в законодательство требование об обязательной публикации уведомления о собрании в официальных изданиях в любом случае, а не только при созыве собрания в АО, где количество акционеров — собственников простых акций превышает 1000. Это позволит идентифицировать «первый созыв» по дате публикации и в целом сделает процедуру созыва общего собрания АО более прозрачной.
При таком подходе параллельные собрания будут возможны только в случае совпадений, когда в один день выходит 2 публикации в разных официальных изданиях от разных инициаторов собрания (например — наблюдательного совета и группы акционеров), что будет являться редким исключением из правила.
Таблица. Хронология созыва годового собрания АО
Дни до собрания | Действия | Норма Закона |
60 (не ранее) | Принятие решения о проведении собрания и составление перечня акционеров, которым направляются письменные уведомления о проведении собрания | Абзац 1 части 1 статьи 35 |
30 (не позднее) | Письменное уведомление акционеров о проведении собрания и его повестке дня, а также соответствующая публикация в официальном органе (если акционеров — собственников простых акций свыше 1000 лиц) и/или уведомление фондовой биржи, на которой АО прошло процедуру листинга (если АО — публичное) | Абзацы 2, 3 части 1 статьи 35 |
20 (не позднее) | Внесение предложений в повестку дня акционерами | Часть 1 статьи 38 |
15 (не позднее) | Принятие наблюдательным советом решений о включении предложений акционеров в повестку дня (для предложений акционеров, владеющих менее чем 5 % простых акций) | Часть 3 статьи 38 |
СМИТЮХ Андрей — к.ю.н., доцент ОНУ им. И.И. Мечникова, г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…