Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №27 (497) » Создавали холдинг, а получили ОАО

Создавали холдинг, а получили ОАО

Реалии и перспективы правового регулирования создания и деятельности холдинговых компаний

Политический курс Украины на интеграцию в Европейский Союз предусмат­ривает приведение национального законодательства в соответствие законодательству ЕС. Помимо этого, переход от административно-командной экономики к построению рыночных отношений на Украине также способствовал учреждению и развитию фондового рынка, акционированию и приватизации больших предприятий и объединений. Это послужило экономической основой для создания холдинговых компаний на Украине. Для современного корпоративного мира характерно усиление процессов интеграции, результатом которых явилась серия объединений, слияний и поглощений. Холдинговые компании как продукт этих процессов возникают по всему миру, и Украина не является исключением. В странах с развитой корпоративной собственностью холдинговые компании давно являются фундаментальным инструментом, который используется для консолидации собственнос­ти международных групп операционных компаний, корпоративного управления, а также для внедрения инвестиционных проектов и оптимизации налогового планирования. Наименование «холдинговая компания» и ее производные могут быть использованы только теми компаниями, которые соответствуют требованиям Закона Украины «О холдинговых компаниях на Украине» от 7 февраля 2006 года. В соответствии со статьей 1 указанного Закона холдинговая компания — открытое акционерное общество, которое владеет, пользуется и распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) двух или более корпоративных предприятий. В свою очередь, холдинговый корпоративный пакет акций (долей, паев) представляет собой пакет акций (долей, паев) корпоративного предприятия, превышающий 50 % или составляющий величину, которая обеспечивает право решающего влияния на хозяйственную деятельность корпоративного предприятия. Исходя из положений рассматриваемого Закона, можно прийти к выводу, что создавался и принимался он с целью определения, кто же будет иметь право именоваться «холдинговая компания», так как в нем прописаны только особенности создания и некоторая специфика работы холдинговых компаний.

В широком смысле холдинговая компания представляет собой главную компанию какой-либо финансовой группы компаний. Она владеет контрольным пакетом акций дочерних предприятий и специализируется на управлении группой, которую составляют эти предприятия со своими дочерними, «внучатыми и племянничными» компаниями. Корпоративная система холдинга ориентирована на вертикальную интеграцию для поддержки процессов управления верхнего уровня, таких как стратегическое планирование, управление инвестициями, финансами и рисками, а также охватывать деятельность дочерних предприятий с точки зрения управления материальными ресурсами, затратами, проведения единой производственной и сбытовой политики. Обретение холдинговой компанией статуса юридического лица имеет свои особенности. Моментом его получения является день государственной регистрации компании в Государственном реестре холдинговых компаний Украины. Этот реестр создается как часть Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Государственную регистрацию холдинговых компаний проводит государственный регистратор в порядке, определенном правительством. При определении такого порядка применяются нормы Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Решение о создании холдинговой компании принимают собственники холдинговых корпоративных пакетов акций, долей или паев. Уставный фонд холдинговой компании формируется за счет вкладов учредителей в форме холдинговых корпоративных пакетов и дополнительных вкладов. Такими вложениями могут быть имущество, денежные средства и нематериальные активы, необходимые для обес­печения деятельности холдинговой компании. Эти дополнительные взносы не должны превышать 20 % уставного фонда холдинговой компании.

Уставный фонд холдинговой компании формируется за счет вкладов учредителей в форме холдинговых корпоративных пакетов акций (долей, паев), а также дополнительных вкладов в форме имущества, средств и невещественных активов, необходимых для обеспечения деятель­ности холдинговой компании. В случае если в повестку дня общих собраний акционеров холдинговой компании включен вопрос об отчуждении каких-либо пакетов акций (долей, паев) корпоративных предприятий и/или ликвидации холдинговой компании, такие общие собрания признаются правомочными при условии регистрации для участия в них акционеров (их представителей), имеющих, в соответствии с уставом холдинговой компании, более 80 % голосов. Принятие решения об отчуждении каких-либо пакетов акций (долей, паев) корпоративных предприятий или ликвидации холдинговой компании принадлежит к исключительной компетенции общих собраний холдинговой компании. Указанные решения принимаются большинством в 3/4 голосов акционеров (их представителей), зарегистрировавшихся для участия в общих собраниях. Уставом холдинговой компании устанавливаются ограничения относительно сделок, которые имеют право совершать органы управления компании, а также выпуска ценных бумаг.

15 мая 2007 г. Верховный Совет принял в первом чтении внесенный в начале года Кабинетом Министров законопроект «Об акционерных обществах», которым предполагается снижение кворума на общих собраниях акционеров с нынешних 60 % акционеров до 50 % плюс одна акция. По оценкам специалистов, в случае вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений, это приведет к катастрофическому росту корпоративных конфликтов и рейдерских захватов на Украине. Под угрозой корпоративных войн оказываются многие крупнейшие компании, в том числе и принадлежащие к числу «голубых фишек» украинского фондового рынка. По мнению специалистов, миноритарные акционеры компаний, которые и так не располагают в нашей стране достаточно надежной защитой своих корпоративных прав, станут еще более бесправными и практически не смогут обеспечить защиту своих имущественных интересов. В то же время акционеры, владеющие контрольными пакетами акций, тоже не смогут спать спокойно, так как значительно упростится возможность для проведения рейдерских атак и недружественных поглощений. Также в этом случае практически «до нуля» снижается инвестиционная привлекательность всех украинских компаний, планирующих привлечь средства на международных финансовых рынках, и в целом, ухудшится рейтинг Украины как государства. Однако, как известно, «благими намерениями дорога в ад вымощена», а тем более, в нашем государстве. Данная постановка вопроса повергла в шок фондовиков: снижение кворума — дело правильное, но только не у нас! Низкий уровень корпоративной культуры непременно приведет к негативным последствиям! С принятием данного законопроекта может радикально измениться уже сформировавшиеся корпоративные отношения между акционерами в 3,9 тыс. акционерных обществ. При этом в 85 акционерных обществах, где государство имеет пакеты акций от 40 до 50 %, оно вообще может потерять контроль. Но, помимо прочего, вступление в силу изменений по снижению кворума может также резко увеличить количество рейдерских захватов, которых и на сегодня достаточное количество — только за первое полугодие 2006 года было зафиксировано около 500 попыток рейдерских атак!

В соответствии с Законом хозяйственное общество не может иметь в собственности ценные бумаги холдинговой компании, корпоративным предприятием которой оно является. К исклю­чительной компетенции общих собраний холдинговой компании относится решение следующих вопросов:

— формирование единой финансовой, инвестиционной, производственно-хозяйственной и научно-технической политики относительно корпоративных предприятий;

— определение направлений и порядка использования прибыли корпоративных предприятий;

— утверждение планов производственного и социального развития корпоративных предприятий.

К исключительной компетенции общих собраний холдинговой компании законом или уставом может быть также отнесено решение других вопросов.

Особенности образования и деятельности государственных холдинговых компаний

Государственные холдинговые компании образуются органами, уполномоченными управлять государственным имуществом и/или государственными органами приватизации. Единственным акционером государственной холдинговой компании от момента ее образования до завершения процедуры приватизации или прекращения является государство.

Основателями государственных холдинговых компаний в процессе корпоратизации государственных предприятий являются органы, уполномоченные управлять государственным имуществом. Основателями государственных холдинговых компаний в процессе приватизации государственных предприятий являются органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, и/или государственные органы приватизации в соответствии с законодательством. Уставный фонд государственной холдинговой компании формируется за счет надлежащих государству акций (частиц, паев) соответствующих хозяйственных обществ в установленном законодательством порядке. Отрасли или сферы деятельности, в которых не допускается образование государственных холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации, определяются Кабинетом Министров Украины. Инициатором образования государственной холдинговой компании в процессе корпоратизации может быть:

— государственное предприятие;

— орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.

Инициатором образования государственной холдинговой компании в процессе приватизации может быть:

— государственный орган приватизации;

— предприятие, относительно которого принято решение о приватизации;

— хозяйственные общества, образованные в процессе корпоратизации.

В случае если инициатором образования государственной холдинговой компании является орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, перечень предприятий и их структурных подразделений, на базе которых предлагается образовать государственную холдинговую компанию и ее корпоративные предприятия, и проект устава государственной холдинговой компании готовит этот орган. Порядок образования государственных холдинговых компаний утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам экономики и Фондом государственного имущества Украины. Управление пакетами акций государственных холдинговых компаний осуществляется в соответствии с законодательством. Акции государственных холдинговых компаний не могут быть переданы в управление каким-нибудь лицам. Государственные пакеты акций (доли, паи) и государственное имущество, переданные государством в уставный фонд государственной холдинговой компании, не могут быть отчуждены или находиться в залоге, использоваться для формирования уставных фондов каких-либо предприятий. Государственной холдинговой компании запрещается совершать какие-нибудь действия, которые могут привести к отчуждению акций (долей, паев) или имущества, внесенных в ее уставный фонд, до завершения процесса ее приватизации. Государственная холдинговая компания не может быть корпоративным предприятием другой холдинговой компании. Решение о приватизации государственной холдинговой компании может быть принято лишь после принятия решения о приватизации всех корпоративных предприятий, пакеты акций (долей, паев) которых переданы в уставный фонд такой холдинговой компании.

Подготовку к продаже акций государственной холдинговой компании проводят ее учредители и государственные органы приватизации в установленном законом порядке с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О холдинговых компаниях на Украине». При этом акции (доли, паи) корпоративных предприятий, внесенные в ее уставный фонд, не передаются государственным органам приватизации с целью их последующей продажи. Пакеты акций (долей, паев) или другое имущество, переданные в уставный фонд государственной холдинговой компании, находятся в государственной собственности и закрепляются за ней на праве хозяйственного ведания.

Для обеспечения принятия согласованных решений относительно образования государственных холдинговых компаний 25 октября 2006 года правительством были приняты постановления № 1476 и № 1477. Постановление № 1477 определяет Порядок согласования с Кабинетом Министров решения об образовании государственных холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации. Постановлением № 1476 утвержден Порядок избрания представителя интересов государственной холдинговой компании на общих собраниях корпоративного предприятия.

Как уже отмечалось, инициатором образования государственной холдинговой компании в процессе корпоратизации может быть предприятие или орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. Инициатором образования государственной холдинговой компании в процессе приватизации может быть государственный орган приватизации, предприятие, относительно которого принято решение о приватизации, или хозяйственные общества, образованные в процессе корпоратизации.

Уставный фонд государственной холдинговой компании формируется за счет принадлежащих государству акций соответствующих хозяйственных обществ, а также дополнительных взносов в виде имущества, средств и нематериальных активов, необходимых для обеспечения деятельности холдинговой компании. Часть этих дополнительных взносов, необходимых для обеспечения деятельности компании, не должна превышать 10 % ее уставного фонда. Отрасли или сферы деятельности, в которых не допускается образование государственных холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации, определяются Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с постановлением № 1477, проект распоряжения правительства о согласовании решения относительно образования холдинговой компании в процессе корпоратизации и приватизации готовится и вносится на рассмотрение в соответствии с порядком, установленным Временным регламентом Кабинета Министров. Также основатель государственной холдинговой компании должен послать проект для согласования Минэкономики, Минфину, Минюсту, Антимонопольному комитету, Фонду государственного имущества и другим заинтересованным органам исполнительной власти.

Основатель холдинговой компании вместе с документами, предусмотренными Временным регламентом правительства, подает обоснование целесообразности образования этой компании, перечень предприятий и их структурных подразделений, на базе которых предлагается образовать компанию и ее корпоративные предприятия, проект устава холдинговой компании. К настоящим документам основатель должен предоставить результаты анализа финансово-экономической деятельности предприятий, на базе которых будет образовываться холдинговая компания, результаты анализа на рынках сбыта товаров, которые производят эти предприятия.

Также к документам прилагаются заключения комиссии по приватизации, заключения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам, копия документа, удостоверяющего согласие Минэкономики и Фонда государственного имущества на создание компании, и копию разрешения Антимонопольного комитета на концентрацию субъектов ведения хозяйства и их согласованные действия.

Порядок избрания представителя интересов государственной холдинговой компании на общих собраниях корпоративного предприятия определен постановлением правительства от 25 октября 2006 года № 1476. Утвержденный порядок определяет требования к представителю и устанавливает, что для его избрания по решению уполномоченного органа образуется соответствующая комиссия. Представитель государственной холдинговой компании избирается комиссией из не менее чем двух претендентов и назначается руководителем компании. Представителю предоставляется поручение на голосование по каждому из вопросов повестки дня общих собраний корпоративного предприятия.

Принятие настоящих документов скоординирует действия центральных органов исполнительной власти, усилит контроль над процессом создания государственных холдинговых компаний, в частности, путем согласования таких решений с Кабинетом Министров.

По данным ИА Advisers, прогнозам независимых экспертов-экономистов в области корпоративных отношений, снижение планки кворума является серьезной угрозой для предприятий с государственной долей собственности. По их мнению, из-за снижения кворума государство может потерять контроль на таких предприятиях, как «Укртатнафта» (государственная доля составляет 43 %), «Северодонецкое объединение «Азот» (госдоля — 40 %) и других, где доля государства меньше 50 %. Эксперты также утверждают, что в случае снижения кворума можно ожидать корпоративных конфликтов между акционерами таких компаний, как «Укр­нафта» (50 % + 1 акция в собственности государства), «Киевэнерго» (50 % + 1 акция в собственности государства), «Запорожкокс» (СКМ и АРС совместно владеют более 50 % акций, «Запорожстали» принадлежит более 40 %), а также в нескольких облэнерго. Более того, бытует мнение, что вступление в силу такого закона окажет непосредственное влияние на один из наибольших на сегодня корпоративных конфликтов на Украине — между акционерами компании «Киевстар», где норвежскому Telenor принадлежит 53,5 % акций, а российской «Альфа-Групп» — 46,5 %.

Холдинговые компании были и остаются не только очень эффективным инструментом управления активами предприятия, но зачастую холдинговые компании, в частности европейские, являются стратегией налогового планирования для многих групп, ведущих международную деятельность. На сегодня законодательство многих стран, в отличие от нашего, предусматривает налоговые льготные ­режимы для холдинговых компаний, что позволяет их использовать как эффективный инструмент распределения ­денежных потоков и снижения налогового бремени. Так, Директивы ЕС о дочерних — материнских компаниях предусматривают применение особого налогового режима для европейских холдинговых компаний, суть которого заключается в том, что при выполнении определенных условий компания освобождается от налога на получаемые ею дивиденды и на доходы от реализации активов (прирост капитала), а также от налога у источника на исходящие дивиденды.

Когда речь заходит об инвестициях в рамках Евросоюза, то зачастую предпочтение отдают созданию холдинговой компании внутри Европейского пространства. В последние годы между странами Европы развернулось своеобразное соревнование с целью удержать под своей крышей «родные» холдинговые компании, а также привлечь благодаря льготам иностранные корпорации. Самые активные в этом процессе страны — это Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Франция и Швейцария. Эти страны обладают развитой системой налоговых соглашений, благодаря чему налог на выплачиваемые дивиденды или взимается по льготным ставкам, или вовсе сведен к нулю.

БЕЛИКОВ Олег — аналитик юридического департамента МЧП «Атос», г. Харьков

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Съезд еще не закончился...

Деловая практика

«Подводные камни» начисления пени

Законодательная практика

Земельные новшества

Комментарии и аналитика

Суперфиций в законодательстве Украины

Создавали холдинг, а получили ОАО

Проблемы приватизации «коммуналки»

Неделя права

Ударная работа перед отпуском

Что такое унитарное предприятие?

ВХСУ обобщит практику

Содействие укреплению права

На очереди хлеботорговцы

Для СМИ создают реестр

Реестр событий

Лебединая песня — судьям

Об использовании лиц публичных оппонентов

Награды ко Дню Конституции

Судебная практика

«Мы делили апельсин…»

Судебные решения

Об аспектах рассмотрения дел о признании права пользования жилым помещением

О последствиях рассмотрения судебного дела в отсутствие одной из сторон

О правах членов семьи нанимателя жилого помещения

О признании членом семьи условий, дающих право на жилье

О регистрации вещных прав на жилое помещение, обремененных правом на наследство

Тема номера

Кто крайний в очереди на соцквартиру?

Взял кредит — (не)плати налоги!

Частная практика

Адвокат и его бюро

Юридический форум

Завершился турнир на кубок «ЮП»

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: