Проведение судебной реформы на Украине является одним из самых актуальных требований украинского общества. В частности, в Верховный Совет Украины группой депутатов был подан новый законопроект № 4180 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей».
Указанным законопроектом предлагается внести существенные изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и смежные законодательные акты. В частности, изменения касаются требований к членам ВККС и ВСЮ, процедуры ликвидации и реорганизации судов, оснований дисциплинарной ответственности судей, требований к судьям апелляционной, кассационной инстанций и ВСУ, проведения тестирования и оценивания кандидатов на должность судей, установления дополнительного общественного контроля за судьями и т.д.
Отдельно стоит отметить введение дополнительного общественного контроля за судьями путем создания Общественного совета добропорядочности (Совет добропорядочности).
Совет добропорядочности предлагается создать с целью содействия ВККС в оценивании судей и определении их добропорядочности. Совет добропорядочности будет иметь право собирать информацию о судьях, предоставлять ВККС заключения о несоответствии судей критериям добропорядочности.
По нашему мнению, институт Совета добропорядочности имеет ряд критических недостатков:
— дополнительный рычаг влияния на судей — существует достаточно большой риск использования указанного механизма для склонения судей к принятию необходимых решений;
— размытые полномочия Совета добропорядочности — законодательно не установлены четкие границы понятия «добропорядочность» и критерии соответствия судьи этому понятию;
— ограничение в избрании членом Совета добропорядочности — утверждение общественной организации на участие в съезде общественных организаций для избрания Совета добропорядочности будет осуществлять ВККС;
— наличие оценочных понятий — законопроект в целом характеризуется низкой юридической техникой, наличием большого количества оценочных понятий, которые можно использовать на свое усмотрение.
Таким образом, мы считаем, что институт Совета добропорядочности не может быть принят в том виде, в котором он предусмотрен в законопроекте, поскольку несет в себе ряд коррупционных рисков и будет способствовать злоупотреблениям при назначении, оценивании судей, а также при привлечении их к дисциплинарной ответственности.
ТИЛИПСКИЙ Дмитрий — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…