На сегодня Украина занимает одно из первых мест в Европе по количеству заключенных. Согласно данным, предоставленным World Prison Population List, в пенитенциарных учреждениях Украины содержатся приблизительно 330 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения: в странах Западной Европы эта цифра минимум в два раза меньше, а из всех стран Европы дела обстоят хуже только в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Однако такая безутешная статистика не всегда отображает общую криминогенную обстановку в стране. Считается, что на территории Украины существует некая правовая традиция избирать меру пресечения в виде содержания под стражей для лиц, которые совершили даже незначительные уголовные проступки. Таким образом, при избрании меры пресечения национальные суды на стадии досудебного следствия не используют индивидуальный, взвешенный подход, и каждый пятый подозреваемый в совершении преступления попадает за решетку. Необходимо отметить и длительность уголовных процедур, которые касаются проведения следствия и рассмотрения судами уголовных дел.
Согласно Закону Украины «О предварительном заключении», норма жилой площади в камере, выделяемой на одного взятого под стражу лица, не должна быть меньше 2,5 м2. Пенитенциарные правила для осужденных к лишению свободы лиц предполагают, что осужденному предоставляется жилая площадь не менее 3 м2. Но даже эти нормы не выполняются государством, и очень часто заключенный имеет в своем распоряжении меньше метра жилой площади.
Так, в докладе украинскому правительству, выполненном Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Комитет), который составлен по итогам визита на Украину в 2011 году, сделал неутешительный вывод. В украинских пенитенциарных учреждениях многие камеры находятся в плохом состоянии, практически полностью отсутствует доступ к природному свету, но самая большая обеспокоенность касается сильного переполнения камер. К примеру, в Харьковском СИЗО во время визита представителей Комитета пребывали 3425 заключенных, тогда как СИЗО предполагал только 2850 мест. Комитет отметил усилия уполномоченных лиц государства справиться с проблемой, однако все попытки освободить заключенных или перевести их в другие камеры кардинально не меняют общей ситуации.
Так, делегация отмечает, что в Харьковском СИЗО в камере общей площадью около 45 м2 содержатся 44 человека, а по сообщениям, полученным от заключенных, были случаи, когда в камере содержалось и большее количество лиц. Для заключенных доступны только 28 лежачих мест. В этой же камере им приходится держать свои личные вещи, купаться, стирать и готовить пищу. Комитет предписал украинскому правительству следующее: обеспечить каждого заключенного личным чистым спальным местом, принять меры по снижению переполненности тюрем и располагать заключенных равномерно, принимая во внимание европейский норматив в 4 м2 на каждого заключенного, а также обеспечить надлежащую систему вентиляции в камерах и доступ к природному свету.
Несмотря на то что Президент в середине 2012 года из-за давления подобных европейских организаций распорядился заменить многим заключенным меру пресечения, а также выпустить на свободу лиц, осужденных за экономические преступления, ситуация с переполненностью тюрем существенно не изменилась. В конце 2012 года Комитет в который раз выразил обеспокоенность относительно сильной переполненности в пенитенциарных учреждениях и отметил, что изменений в лучшую сторону не наблюдается.
Различные правозащитные украинские организации также регулярно отмечают проблему переполненности в своих докладах.
В таких условиях на Украине годами живут не только преступники, но и те, кого просто задерживают по подозрению в совершении преступления, а после оправдывают. Кроме того, большинство людей, которые оказываются за решеткой, попадают туда за нетяжкие преступления. Естественно, никакой компенсации за такое обращение, даже в случае дальнейшего оправдания, никто не получает.
В начале этого года Европейский суд по правам человека (Евросуд) своим пилотным решением по делу, касающемуся переполненности итальянских тюрем, обязал выплатить двум заявителям 100 тысяч евро компенсации. Также власть Италии призвали к созданию в течение года средств защиты, способных возместить вред в связи с подобными нарушениями Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция). Итальянское правительство всерьез занялось решением этой проблемы.
Евросуд решил применить процедуру пилотного решения в связи с большим количеством подобных решений и растущим числом потенциальных жертв в Италии. Хочется отметить, что ситуация в Италии все же значительно лучше по сравнению с Украиной.
В свою очередь, Евросуд 17 января с.г. принял решение в отношении Украины. Так, 17 заключенных тюрьмы г. Изяслава обвиняли украинские власти в пытках и различных нарушениях прав человека в период их содержания под стражей. По данной жалобе Евросуд обязал украинскую сторону выплатить каждому из заключенных по 25 тысяч евро в качестве компенсации.
Но, в отличие от Италии, украинские власти не спешат менять ситуацию. Очевидно, ждут схожего пилотного решения в отношении Украины.
В любом случае, если ситуация с условиями содержания в пенитенциарных учреждениях не изменится, Совет Европы и Парламентская ассамблея Совета Европы наделены полномочиями применить к Украине более жесткие санкции за неисполнение решений Евросуда.
Решение проблемы заключается не в увеличении финансирования, а в изменении самой системы. Необходимым условием является применение меры пресечения и заключения под стражу лиц, которые действительно являются общественно опасными и совершили тяжкие преступления. Второй шаг должен быть направлен на борьбу с проблемой длительности досудебного следствия и рассмотрения дел в судах. Считается, что 80 % заключенных в СИЗО сегодня просто ожидают решения суда.
Ратифицировав Конвенцию и приняв Закон Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда», Украина признала юрисдикцию Евросуда, тем самым возложив на себя обязательства по соблюдению основополагающих прав человека. Так, статья 3 Конвенции воплощает одну из наиболее фундаментальных ценностей демократичного общества, а это означает, что нечеловеческое обращение с заключенными просто недопустимо. Также Евросуд в своих решениях неоднократно указывал, что, в отличие от других материальных норм, в Конвенции и протоколах к ней нет ни одного положения, которое допускало бы исключения, даже при условиях общественной опасности, угрожающей существованию нации, или любых подозрений, хоть и хорошо обоснованных, что лицо может быть причастно к террористической организации или другой преступной деятельности. Таким образом, государство должно обеспечить следующее: содержать лицо в условиях, совместимых с уважением к его человеческому достоинству; способ исполнения этой меры не может наносить ему страдания и вызывать трудности, превышающие обычный уровень страданий, присущий содержанию под стражей; вопреки практическим требованиям заключения, здоровье и безопасность заключенного должны быть обеспечены путем предоставления надлежащих условий содержания.
СОШЕНКО Юрий — юрист ЮФ ILF, г. Харьков
Алексей СТЕПАНЕНКО,
юрист «Юридической группы LCF»
Необходимо напомнить, что 17 января с.г. Европейским судом по правам человека (Евросуд) обнародованы решения по 211 жалобам против Украины, которые были удовлетворены. Отдельно хочется сказать несколько слов о, возможно, наиболее резонансном решении из вышеуказанных. Так, Евросуд удовлетворил жалобу 17 бывших заключенных тюрьмы города Изяслава относительно нарушения Украиной прав человека во время их содержания в колонии. Данные нарушения проявились в жестоком пресечении групповой голодовки заключенных в знак протеста против плохих условий их содержания.
Впрочем, такая практика Евросуда в отношении нашего государства с каждым годом становится закономерностью. В то же время Украина не спешит исполнять такие решения. В связи с этим наше государство заняло «почетное место» в списке государств-лидеров по неисполнению решений Европейского суда по правам человека. Тотальное игнорирование Украиной решений Суда серьезно встревожило Совет Европы, в связи с чем все чаще поднимается вопрос относительно применений к Украине соответствующих санкций.
Говоря о санкциях, которые могут быть применены к Украине за неисполнение решений Евросуда, стоит отметить, что такие санкции могут быть лишь политическими. Мы должны понимать, что государство — это не физическое лицо, и обязать его исполнить решение вопреки его воле довольно непросто. Исполнение решений Евросуда — это, скорее, вопрос авторитета государства в международном сообществе. Таким образом, санкции могут заключаться лишь в определенном давлении на государство, которое может проявляться, например, в ограничении прав Украины в Совете Европы и т.д.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…