Профессия юриста предоставляет широкие возможности при выборе специализации и направления деятельности. Кто-то, определившись на последних курсах обучения со сферой деятельности, постоянно следует заданному направлению, а кто-то, разочаровавшись, ищет для себя что-то новое.
В любом случае у каждой юридической специальности есть свои особенности, в том числе это касается и юрисконсультов предприятий. Будущие выпускники и молодые специалисты, не столкнувшиеся на практике со всеми нюансами работы, будут весьма приятно удивлены, когда найдут описание их должностных обязанностей в объявлениях о вакансиях отличным от того, с чем им придется столкнуться в трудовом процессе.
О том, кто же такой юрисконсульт, какова основная специфика его работы и какими профессиональными навыками он должен обладать, рассказал генеральный юрисконсульт ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Юрий Терентьев.
— Юрий Александрович, что вы вкладываете в понятие «юрисконсульт»?
— В основе, конечно, лежит буквальное значение — «человек, знающий право и дающий по нему консультации». В современном бизнесе выполнение только такой «пассивной» роли недостаточно. На предприятии от юриста требуется выполнение и многих «активных» задач: обучение сотрудников, контроль выполнения законодательных требований, выявление рисков и управление ими, повышение экономической безопасности предприятия, управление проектами. За последние 10—15 лет роль юристов выросла как на Украине, так и в мире. Юридический отдел на предприятии — это самостоятельная служба, которая подчиняется генеральному директору и часто представлена в правлении компании. В 90-х юристы часто подчинялись финансовому директору, и роль их была менее заметной. В крупных мировых компаниях главный юрист группы нередко, кроме правовых вопросов, отвечает также и за комплаенс, недвижимость, связи с государственными органами и безопасность.
— Почему карьере в юридической фирме вы предпочли работу корпоративным юристом?
— В начале карьеры у меня не было специфических предпочтений. Я начал работать в международных компаниях и со временем глубже ушел в юридический менеджмент. Работая в компании корпоративным юристом, ты не только даешь советы, а принимаешь решения и выполняешь бизнес-задачи. Ты можешь увидеть конкретные результаты своей работы. Когда я работал в «Метро», мы за шесть лет построили и открыли 25 торговых центров, сеть вышла на оборот 1 млрд долларов «с нуля». Сейчас в «АрселорМиттал» в работе юридической функции есть проекты, имеющие экономическое значение для предприятия, на десятки, а иногда и сотни миллионов долларов.
— В чем заключается основная специфика работы юрисконсульта? Какие специальные навыки ему требуются для такого рода работы?
— Юрисконсульт, в отличие от внешнего советника, часто работает с еще не оформившимися проблемами, нередко участвует в принятии бизнес-решений и может видеть определенные рисковые тенденции в организации. Хороший юридический менеджер ценится прежде всего за лидерство и способность доводить проект до завершения, а это подразумевает умение выходить за узкие рамки должностных обязанностей.
— Расскажите, какие требования выдвигаются к молодым специалистам для работы в этой сфере?
— Крупные компании во всем мире предъявляют целый ряд требований к сотрудникам, как правило, интересуют профессиональная компетентность претендента, его коммуникативные навыки, ориентированность на достижение результата, понимание бизнеса.
Требование профессиональной компетентности сейчас принимается везде как данность. Но это не только знание нормативных актов, а даже в большей мере постоянная способность обучаться и не бояться новых задач. Если генеральный директор или акционер доверяет твоему профессионализму, ты можешь получать задачи, даже не всегда связанные с правом в чистом виде. Способность работать на английском языке также является неотъемлемым элементом компетентности.
«Простого юрисконсульта» от «хорошего» отличают личностные качества. В первую очередь — коммуникативные навыки. Дефекты коммуникации лежат в основе 80 % проблем любой компании. Очень важно правильно понять проблему, анализировать бизнес-ситуацию и задавать надлежащие вопросы, структурированно и сжато излагать свои мысли, убедиться, что тебя поняли. В крупных компаниях решения должны быть системными и учитывать интересы многих сторон. Для этого приходится работать не только с внешними симптомами проблемы, но и докапываться до причины их возникновения. Показатель успешности работы внутренней юридической службы — не количество выигранных судебных процессов, а минимальное количество судов.
— Каковы мотиваторы в вашей профессии (как для руководителей юрдепартамента, так и для штатных юристов)?
— Мотивация у нас, как у всех, материальная и нематериальная. Нематериальных мотиваторов много: это и гордость от того, что работаешь на крупнейшем предприятии Украины, и масштабность проектов, которые у тебя в работе, и возможность постоянно учиться и расти как специалист и руководитель, и круг твоего общения и контактов.
— Как в вашей компании организована коммуникация юристов с топ-менеджментом, другими структурными подразделениями?
— Коммуникация с менеджментом и коллегами может быть формальной и неформальной. Но и та и другая должны быть эффективными. В системных компаниях работают четкие правила, поэтому формальная коммуникация имеет основное значение. Если формальную коммуникацию не сопровождать и не усиливать неформальной, большинство проектов утонет в бюрократии. Основная форма коммуникации сейчас — электронная почта. Но она не всегда самая эффективная. По важному вопросу лучше всегда подойти и поговорить лично. У Сэма Волтона, основателя WalMart, крупнейшей торговой компании в мире, был принцип — management by walking around (управлять, заходя к сотрудникам).
В структуре юрслужбы мы выделили два больших блока: хозяйственно-договорный и регуляторно-трудовой. Это позволяет закрепить за основными внутренними клиентами «одно лицо» от юрслужбы и правильно распределить объемы входящей информации. У сотрудников уходит много времени на участие во встречах, собраниях, комиссиях. Это, конечно, хороший способ быть информированным о проектах предприятия, но не всегда эффективный с точки зрения управления временем. Правильно организованная встреча — это когда есть четкая цель и приглашенных участников не более шести. Оптимизация процесса решения задач и коммуникации — задача, над которой мы постоянно работаем.
Коммуникация с топ-менеджментом идет на регулярной основе на заседаниях Управляющего комитета и еженедельных координационных собраниях менеджмента у генерального директора. Она должна быть четкой, сжатой и ориентированной на принятие решения и действия. Любая важная задача должна отрабатываться системно и рассматриваться как небольшой проект: описывается проблема, воздействие на предприятие, риски, предлагаются решения с анализом сильных и слабых сторон, составляется план действий со сроками и ответственными лицами. Далее руководителю направляется отчет о статусе выполнения.
Важным элементом является коммуникация с юридической функцией главного офиса. Многие локальные решения необходимо согласовывать с региональным функциональным руководством. Это люди, которые много лет проработали в международных юридических фирмах, и стандарты качества работы и документов у них очень высокие.
— И все-таки какова основная роль юристов на производстве?
— В отношении производства роль юристов — «служить и защищать». Производственный процесс — это очень жесткие процедуры и контроль их неукоснительного исполнения. В случае возникновения проблемы решение должно быть найдено за считаные минуты. Непросто брать на себя ответственность в таких случаях.
Сам по себе производственный процесс не требует постоянного юридического сопровождения. Однако специфика юридической работы на крупном производственном предприятии есть: около половины вопросов в работе связаны с трудовым правом; на предприятии более 5000 договоров в год заключается по линии службы снабжения и около 500 — по линии сбыта; в год количество проверок контролирующих органов может доходить до 500; огромное значение имеет соблюдение законодательства об охране труда и охране окружающей среды.
(Беседовала Светлана ТАРАСОВА,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…