Назвать рынок юридических услуг Украины развитым равномерно — достаточно сложно. Тем не менее в последнее время прослеживается тенденция к расширению «ареалов» практики отечественных юридических фирм как в пределах отечества, так и вне оных. И, бесспорно, невозможно развить собственную юридическую практику без того, чтобы прибегнуть к помощи других юридических фирм, а иногда и ближайших конкурентов. Более того, почему-то думается, что в условиях становления отечественного рынка юридических услуг как такового, когда каждая фирма имеет примерно равные шансы как стать лидером (в целом или отдельной области права), так и потерять все, борьба за клиента все-таки заставляет субъектов рынка юридических услуг сотрудничать между собой.
Причины могут быть разными, но итог един — сотрудничество
Даже в условиях «острой необходимости» юридическая фирма, изъявившая желание прибегнуть к помощи другой компании, не будет сотрудничать с первой попавшейся. Поскольку зачастую сотрудничество заключается в предоставлении одной компанией отдельных юридических услуг клиенту другой компании, то и выбор партнера — дело ответственное.
Как правило, юридические фирмы Украины сотрудничают с иностранными юридическими фирмами либо с фирмами, которые имеют более узкую специализацию. Например, ЮФ «Лексвелл и Партнеры» сотрудничает с несколькими юридическими фирмами, а также частными адвокатами. При этом среди них есть как украинские юридические фирмы, так и иностранные. А по словам партнера адвокатской конторы «Коннов и Созановский» Татьяны Глуховской, на данном этапе адвокатская контора сотрудничает с иностранными компаниями различного профиля и «прописки» — российскими, американскими, европейскими.
Стоит отметить, что критерии, по которым та или иная юридическая фирма выбирает партнеров для сотрудничества, существенно не отличаются. Так, Сергей Финогин, партнер юридической фирмы «Лексвелл и Партнеры» отмечает, что основными причинами, по которым их компания сотрудничает со своими партнерами, являются, во-первых, более узкая специализация этих фирм (например, в патентных или уголовных вопросах, а потребность в знании права по ним иногда возникает при решении других юридических вопросов); а во-вторых, географическое положение компании (как за границами Украины, так и в отдельных регионах нашей страны). О «региональном» сотрудничестве речь будет идти позже.
При этом партнер должен соответствовать определенным критериям. Например, как отмечает Татьяна Глуховская, помимо специализации компании, важным критерием выбора является репутация фирмы, а также финансовые условия сотрудничества, поскольку они должны быть взаимно приемлемыми.
Также немаловажным в организации сотрудничества юридических фирм является то, кто инициирует такое сотрудничество и в чем оно, собственно, заключается. Например, если целью сотрудничества является подготовка отдельных документов, например, по регистрации товарного знака, для клиента, то, как правило, сама фирма обращается в другую фирму, которая занимается такой регистрацией, и клиент непосредственно не контактирует с последней. Но иногда и сами клиенты выступают инициаторами сотрудничества. Бывает, что клиент по одним вопросам обращается в одну компанию, по другим — в другую, а когда возникает вопрос более сложный или на стыке нескольких отраслей права, то клиент изъявляет желание, чтобы его вопросом занимались обе (или больше) юридические фирмы. В такой ситуации даже наиболее скептически настроенные фирмы будут сотрудничать со своими конкурентами — чтобы не потерять клиента.
Стоит также уделить внимание вопросу о форме сотрудничества — ее организационном и правовом выражении. Например, г-н Финогин считает наиболее приемлемой организационной моделью сотрудничества ту, при которой клиент имеет дело с одной юридической фирмой, которая, в свою очередь, самостоятельно подыскивает необходимую фирму для получения специализированных услуг и отвечает перед клиентом за их качество. Поскольку обе стороны — юристы, то очевидно, что потребуется достижение некоего соглашения. В частности, Татьяна Глуховская отмечает, что сотрудничество юридических фирм должно быть равноправным и осуществляться на основании договора об оказании услуг.
Разовое, периодическое, длительное, постоянное…
Сотрудничество юридических фирм можно поделить на несколько видов по временному критерию. Итак, сотрудничество юридических фирм может быть разовым: у фирмы возникает необходимость прибегнуть к услугам (оформить документы) другой фирмы, компании договариваются об этом и в дальнейшем не сотрудничают. Однако, если в дальнейшем у той или иной компании возникает необходимость повторно воспользоваться услугами другой компании, скорее всего, юридическая фирма обратится к той, с которой уже сотрудничала, при условии, конечно, успешности предыдущего сотрудничества. Возникает такой вид сотрудничества, как периодическое.
Сотрудничество может быть как длительным, так и постоянным. Под длительным следует понимать сотрудничество, продолжающееся в течение определенного времени, пока фирмы занимаются совместным ведением дела (дел) клиента. А под постоянным — сотрудничество, при котором фирмы имеют гласное или негласное соглашение всегда, в случае возникновения необходимости, обращаться по определенным вопросам именно друг к другу. Более того, эти виды сотрудничества в целом могут применяться относительно одних и тех же контрагентов на разном этапе развития партнерских взаимоотношений.
Если такое сотрудничество развивается в «силу географического фактора», то есть основано на том, что фирме приходится часто вести дела в определенном регионе, то со временем возникает вопрос об открытии офиса (филиала, представительства) собственной компании в этом регионе. В таком случае создается ситуация, при которой бывшие партнеры становятся конкурентами. Впрочем, открытие собственного офиса в любом случае должно быть оправдано финансово, и иногда все-таки более выгодно предоставлять услуги посредством сотрудничества.
Как бы ни было организовано сотрудничество юридических фирм и вне зависимости от причин, по которым оно возникло, но юридическую фирму, которая бы смогла абсолютно самостоятельно успешно функционировать на рынке юридических услуг (особенно на иностранных рынках), найти тяжело. Как отмечает Татьяна Глуховская, если дело касается предоставления юридических услуг клиентам в других странах, то украинской юридической фирме, не имеющей офисов в этих странах, тяжело будет оказать качественную юридическую помощь без поддержки местных экспертов, сведущих в законодательстве соответствующей страны. Хотя, по мнению г-на Финогина, в каждом конкретном случае возможны различные последствия отказа юридической фирмы сотрудничать с коллегами.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…