18 апреля с.г. Большая Палата Конституционного Суда Украины (КСУ) в форме письменного производства начала рассмотрение дела по конституционному обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины, регистр. № 7203, проект № 7203) требованиям статей 157, 158 Конституции Украины. На этом заседании КСУ завершил слушание дела в открытой части пленарного заседания и перешел к его закрытой части для составления заключения.
Судья-докладчик по этому делу — Александр Тупицкий.
Проектом № 7203, внесенным Президентом Украины, предлагается изложить статью 80 Основного Закона в новой редакции, согласно которой «народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету». Это идентично положениям нынешней части 2 указанной статьи, однако после таких изменений она останется единственной.
Любопытно, что неделей ранее, 11 апреля с.г., КСУ начал рассмотрение другого законопроекта об отмене депутатской неприкосновенности (по конституционному обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (в части отмены депутатской неприкосновенности, регистр. № 6773, законопроект № 6773) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. И тоже в форме письменного производства. Судья-докладчик по этому делу — Наталья Шаптала.
Законопроектом № 6773, внесенным народными депутатами Украины, предлагается исключить из статьи 80 Конституции Украины части 1 и 3, оставив лишь вторую часть. То есть по сути своей оба законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины идентичны по своему смыслу, и какой бы из них ни был принят в итоге, редакция статьи 80 будет примерно одинаковой (за исключением нумерации и указания о том, что некоторые части утратили силу). Суть не меняется: депутаты не смогут быть привлечены к юридической ответственности за голосование и высказывания, кроме как за клевету или оскорбления.
Однако неприкосновенность им больше не будет гарантирована (часть 1 статьи 80 в действующей редакции), и отменяется правило о том, что арестовать или задержать парламентария можно только с согласия Верховной Рады (часть 2 этой же статьи).
Принципиальное отличие проектов — в их заключительных положениях. Президентский проект № 7203 предусматривает, что такая норма должна начать действовать с 2020 года, а депутатский законопроект № 6773 предполагает воплощение этого правила в жизнь в максимально короткие сроки — со дня, следующего за днем опубликования.
Весьма любопытно узнать, что Верховная Рада хочет получить в ответ на свои ходатайства, ведь по сути ответ должен быть идентичным, а определение даты введения нормы в действие — дискреция парламента, политическое решение, которое не подлежит проверке в рамках статей 157 и 158 Конституции Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…