На протяжении последних лет сформировалась устойчивая тенденция к солидарному взысканию кредитной задолженности в рамках одного производства, но с различным субъектным составом. Так, в рамках одного гражданского производства предъявлялись исковые требования к должнику — физическому лицу, а также к поручителю — юридическому лицу с целью экономии процессуальных средств.
В корне противоположную правовую позицию изложил Верховный Суд Украины (ВСУ) в недавнем постановлении по делу № 6-1047цс16 (от 6 июля 2016 года).
Суд указал, что объединение в одно производство требований, подлежащих рассмотрению по правилам различных видов судопроизводства, не допускается, если иное не установлено законом. Следовательно, суд открывает производство по делу исключительно в части требований, относящихся к его юрисдикции, и отказывает в открытии производства по делу, связанному с требованиями, рассмотрение которых проводится по правилам другого вида судопроизводства.
В случае если производство все же было открыто, суд своим определением должен прекратить производство по делу в части требований, заявленных к юридическому лицу на основании пункта 1 части 1 статьи 205 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины.
Таким образом, во избежание процессуальных рисков кредитору необходимо подавать отдельные иски о взыскании к физическим и юридическим лицам в рамках различных производств и юрисдикций даже в случае общих оснований возникновения и предмета спора, что ведет к увеличению расходов на судебные издержки, но гарантирует отсутствие процессуальных рисков.
Говоря о рисках, не стоит забывать, что банки, требуя досрочного погашения кредитной задолженности, нередко допускают ошибки в исчислении сроков предъявления требований к поручителю, чему способствует и вариативное толкование судами кассационной инстанции положений законодательства по данному вопросу.
Но ВСУ постановлением Судебной палаты по гражданским делам по делу № 6-368цс16 (от 22 июня 2016 года) подтвердил, что предъявление требования о досрочном погашении задолженности по кредиту является изменением срока исполнения основного обязательства. Таким образом, если кредитор на основании части 2 статьи 1050 Гражданского кодекса (ГК) Украины изменил срок исполнения основного обязательства, то предусмотренный частью 4 статьи 559 ГК Украины шестимесячный срок подлежит исчислению именно с этой даты.
При этом под предъявлением требования следует понимать именно исковое заявление, а не претензию, что устанавливает для банков строгие временные ограничения для инициирования судебного разбирательства.
КИЦЕНКО Денис — к.ю.н., партнер МЮФ Integrites, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…