Резонансные сообщения о якобы незаконном прослушивании телефонных разговоров политиков и должностных лиц Генеральной прокуратуры вылились в конкретные законодательные предложения. Народные депутаты Украины Сергей Мищенко, Виктор Швец и Юрий Прокопчук (все в прошлом сотрудники органов прокуратуры) внесли на рассмотрение парламента законопроект, в котором «с целью обеспечения надлежащей защиты и соблюдения прав и свобод человека, предотвращения незаконного вмешательства в жизнь граждан путем негласного проникновения в жилье или в другое их владение, для снятия информации с каналов связи, установления контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применением других технических средств получения информации» предлагается установить новые правила получения разрешения на проведение соответствующих следственных действий.
Проектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Украины новой статьей 1872, в которой установить порядок негласного проникновения в жилье или в другое их владение, снятия информации с каналов связи, установления контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применением других технических средств получения информации до возбуждения уголовного дела. Согласно законопроекту, соответствующее представление руководителя правоохранительного органа к председателю апелляционного суда должно быть согласовано с прокурором. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, будет обеспечено исполнение статьи 121 Конституции Украины, согласно которой к функциям прокуратуры относится надзор за соблюдением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие. Интересно, что нормы новой статьи УПК предполагается распространить на проведение соответствующих мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности.
Председатель суда или его заместитель обязан проверить достоверность изложенных в представлении обстоятельств, невозможность получения информации иным способом, изучить материалы оперативно-розыскного дела, а также может выслушать служебное лицо, в осуществлении которого находится оперативно-розыскное дело, и мнение прокурора, после чего вынести мотивированное постановление о применении технических средств получения информации или об отказе в этом. Предусматривается, что руководитель правоохранительного органа, который обратился в суд, в течение суток в письменном виде сообщает прокурору о принятом судом решении. Постановление обжалованию не подлежит, но на него может быть внесено кассационное представление прокурором.
Право подавать кассационное представление на такие постановления предполагается предоставить прокурору, который принимал участие в рассмотрении дела судом первой или апелляционной инстанции, прокурору, который утвердил обвинительное заключение, а также прокурору, который осуществляет надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Закон Украины «О контрразведывательной деятельности», изложив, в частности, в новой редакции статью 12 этого Закона и предоставив органам прокуратуры исключительное право контроля за соблюдением законов органами, проводящими контрразведывательную деятельность. Причем границы такого контроля трактуются в законопроекте достаточно широко.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…