Конкуренция — одна из отличительных черт рыночного хозяйства. Ведь она выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, вынуждая производителей вводить научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.п.
Конкурируют все. Товары — за покупателей. Предприятия — за долю рынка (читай — доход). Отрасли — за рынки, госзаказ, инвестиции. Конкурируют страны. Возможно, именно поэтому у предпринимателей возникает соблазн скооперироваться. И скооперироваться не просто так, а чтобы согласовать свои действия, создать ситуацию, при которой конкуренция отсутствует или будет ограничена. Как следствие — более слабые конкуренты оставят рынок, а объединившиеся лица займут на рынке господствующее положение, их доход в конечном итоге увеличится и останется сравнительно стабильным (пока о таком согласовании не узнает Антимонопольный комитет Украины (АМКУ)).
Такие действия, как известно, государство не поощряет, принимая законодательные акты, указывающие, что является антиконкурентными согласованными действиями, а что — нет, когда позволительно согласовывать свои действия, а когда — увольте. Речь идет, конечно же, о Законе Украины «О защите экономической конкуренции».
Да и ситуация в последнее время складывается так, что государство демонстрирует повышенный интерес к конкурентному законодательству. Чем это вызвано — вопрос другой. А в качестве примера — рассмотрение и принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления правовой защиты экономической конкуренции». То, что государство стремится защитить всех предпринимателей, усиливая контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, конечно же, хорошо, и будто бы должно вызывать только одобрение. Но как понимать некоторые моменты данного Закона, о которых уже писалось в номере «ЮП», пока неизвестно.
В Законе речь идет о том, что антиконкурентными согласованными действиями будет считаться создание объединения, целью или последствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования… или вступление в такое объединение.
Какое объединение имеет в виду законодатель? Ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, другие объединения предприятий, описанные в Хозяйственном кодексе? Возможно, законодатель говорит об объединении, определение которого дает, например, Бусел В.Т. в своем «Большом толковом словаре современного украинского языка»: 1) организация людей на основании общей цели, заданий; 2) целостный производственно-хозяйственный комплекс, который состоит из предприятий, научно-исследовательских, конструкторских и других организаций? Или законодатель смотрел «Экономическую энциклопедию» под редакцией Гаврилишина Б.Д. и др., которая гласит, что это — объединение нескольких организаций, предприятий в одно?
Предпринимателям остается об этом только догадываться, как и догадываться о значении термина «схожие действия», ведь они тоже считаются антиконкурентными согласованными действиями, которые приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Где же он, тот Рубикон, переступив который, вы посягаете на схожие действия и нарушаете антимонопольное законодательство? Об этом, пожалуй, можно будет узнать непосредственно от представителей АМКУ, которые в одно замечательное утро придут в вашу компанию с проверкой или пришлют официальный запрос на интересующую их тему. Такие действия АМКУ будут означать, что вы или создали — вступили в объединение, или совершили схожие действия, о которых идет речь в Законе.
Вдобавок, как показывает судебная практика, на Украине существует прецедент открытия АМКУ дела об антиконкурентных согласованных действиях против предпринимателей лишь на основе вроде бы существующей устной договоренности между ними об установлении одинаковых цен на бензин в Закарпатской области. Постановлением Верховного Суда Украины была поставлена точка в этом деле в пользу хозяйствующих субъектов, а не АМКУ. А что же будет, если АМКУ будет руководствоваться в своей деятельности такими неточно сформулированными понятиями?
И почему законодатель не внес никаких изменений, которые бы касались государственных органов власти? Ведь они тоже могут быть нарушителями антиконкурентного законодательства?
А где написано о сделках с участием третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о предшествующей сделке незаконных антиконкурентных согласованных действиях между партнерами? То есть, если я подписываю, скажем, договор присоединения, а мои контрагенты уже нарушили законодательство в разрезе согласованных действий, и их сделка будет признана ничтожной, что же будет с моими интересами, деньгами, деловой репутацией? И кто должен доказывать, что третье лицо не знало и не могло знать о таких нарушениях? Вот о чем должен был подумать законодатель. Подумать и отобразить в законе то, когда их действия будут считаться противоречащими антимонопольному законодательству (трактоваться как незаконные согласованные действия) и на каком этапе нужно брать разрешение на такие действия, если ассоциация, корпорация или союз уже возникли? Вопросов больше, чем ответов.
В законопроекте есть еще и такое вроде бы незначительное уточнение, вызывающее интерес. Часть 5 статьи 10 документа еще на йоту расширит компетенцию Кабинета Министров Украины, который будет помогать АМКУ, если понадобится, конечно, выдавать разрешения на совершение согласованных действий. Кабинет Министров — всегда и везде…
Таким образом, законодатель, формулируя такие, не совсем точные определения, заставляет хозяйствующих субъектов «поднимать забрала» и защищаться, если АМКУ инициирует дело на основе измененного Закона.
Но может возникнуть и такая ситуация, при которой вы как руководитель компании недавно узнали о том, что ваши подчиненные или коллеги таки нарушили антимонопольное законодательство в разрезе антиконкурентных согласованных действий.
Например, менеджер по услугам вашей компании и менеджеры иных компаний постоянно координируют свои действия, выигрывая тендеры, заранее зная, кто будет победителем. Действия менеджера в этом случае губительны для компании, ведь ответственность за действия работников несет как раз компания.
Каким же образом действовать? Какую модель поведения выбрать? Ведь представители АМКУ могут появиться в любой момент! Возможно, стоит обратить внимание на следующие меры, используемые в странах Европейского Союза.
Как вариант, вы можете выйти из объединения и не сообщать о его существовании АМКУ. Но в таком случае нужно выяснить, не пойдут ли иные участники объединения с повинной первыми? Да и о сроках давности нужно помнить. Кто даст гарантию, что расследование не начнется раньше, чем такие сроки истекут?
Так вот, прежде всего, нужно пообщаться с работником, втянувшим компанию в объединение, и как можно подробнее изучить ситуацию. Целесообразным будет и проведение внутреннего аудита, что даст вам возможность проверить документы, компьютерную технику и работников прежде, чем это сделает АМКУ. Реально нужно оценивать и риски для вашей компании: к какому виду ответственности будут привлечены работники, в каком размере АМКУ наложит штраф за нарушение норм антимонопольного законодательства, что будет с деловой репутацией и будущим компании.
Если же вы решили, что самой лучшей моделью поведения в данном случае будет сотрудничество с органами АМКУ (согласно части 3 статьи 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», лицо, совершившее антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно сообщившее об этом АМКУ или его территориальному отделению и предоставившее информацию, которая имеет существенное значение для принятия решения в деле, освобождается от ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий), то должны как можно быстрее предоставить все известные вам доказательства, которые должны быть в самом деле твердыми, неопровержимыми и достаточными для освобождения от ответственности.
Далее — постоянное сотрудничество с органами АМКУ на протяжении всего расследования дела. Выходить из объединения или нет, чтобы не спугнуть других участников, — решит уже АМКУ. Вариант, конечно, не совсем этичный по отношению к другим лицам-участникам, которые таки понесут ответственность. Но вы должны думать о своих работниках, о себе и о будущем компании.
Но что делать, если вы не успели пойти с повинной и представители АМКУ уже стучатся в дверь вашего офиса, требуя доступа к документам и помещениям?
Не паникуйте, проверяйте служебные удостоверения представителей АМКУ и их полномочия. Затем звоните юристам, лучше всего — не своей компании, а внешним, ведь вы не можете знать наверняка, известно ли вашим юристам о существовании объединения и не участвовали ли они в нем. Дожидаясь юристов, органы АМКУ не могут проверять материалы или помещения, содержащие конфиденциальную информацию, и не допрашивают работников по сути дела. Когда расследование началось, юристы присматривают за каждым представителем АМКУ, копирующим материалы, опрашивают работников, выясняют, касается ли вопрос сути дела и т.п.
Как вариант — представители АМКУ не приходят в офис компании, а присылают вам официальный запрос об определенных аспектах деятельности компании, мотивируя это подозрением в вашем участии в антиконкурентных согласованных действиях. Если вы хотите сотрудничать, то предоставляете информацию в полном объеме и обязательно правдивую. Если не хотите сотрудничать, АМКУ не сможет принудительно получить доступ к информации, но вскоре возвратится с полномочиями, подтвержденными судьей.
Юристы компании, которая проверяется, представляют свою компанию, но в то же время выступают посредниками между контролирующим органом и клиентом, в частности, во время проведения плановых проверок (объясняют предмет расследования и права контролирующего органа на проведение расследования, часто советуют клиенту сотрудничать с целью смягчения последствий). В конце концов, компании, согласившиеся на сотрудничество, предоставляют самую лучшую информацию.
В общем, господа предприниматели, советуйтесь с юристами, изучайте внимательно антиконкурентное законодательство, думайте, что именно хотел сказать законодатель и как это соотносится с практикой, еще более внимательно следите за изменениями законодательства и, конечно же, за своими работниками. Тогда в ваших отношениях с АМКУ будет тишь да гладь.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…