Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) будет согласовывать приобретение юрлицом или физлицом существенного участия в профессиональном участнике фондового рынка. Это предусмотрено Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования рынков финансовых услуг» № 3462-VI, вступившим в силу 9 января с.г. Кроме того, на НКЦБФР возложены обязанности по разработке и утверждению стандартов корпоративного управления в профессиональных участниках фондового рынка, а также по контролю за их соблюдением.
Таким образом, следует согласовывать в установленном Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (Закон) порядке приобретение юридическим или физическим лицом существенного участия в профессиональном участнике фондового рынка или увеличение его таким образом, что указанное лицо будет прямо или опосредствованно владеть или контролировать 10, 25, 50 и 75 процентов уставного (складочного) капитала такого участника или права голоса приобретенных акций (долей) в органах управления профессионального участника фондового рынка. Такое согласие должно быть получено в письменной форме.
Требование носит императивный характер, ведь в случае если лицо приобретает существенное участие в финансовом учреждении или увеличивает свое существенное участие без получения письменного согласия органа, осуществляющего государственное регулирование рынков финансовых услуг, указанное лицо не получит права прямо или опосредствованно, полностью или частично пользоваться правом голоса приобретенных акций (долей) и принимать каким-либо образом участие в управлении финансовым учреждением — при выявлении нарушений, компетентным органом назначается доверенное лицо, которому передается право принимать участие в голосовании.
Для получения согласования соответствующее юридическое или физическое лицо (заявитель) подает органу, осуществляющему государственное регулирование рынков финансовых услуг, информацию, предусмотренную нормативно-правовыми актами указанного органа (которые еще предстоит принять), в частности о собственном финансовом состоянии и деловой репутации, а также о структуре собственности (для юридического лица).
Законом одновременно дается определение деловой репутации: совокупность документально подтвержденной информации о лице, дающей возможность сделать вывод о соответствии его хозяйственной и/или профессиональной деятельности требованиям законодательства, а для физического лица — также о надлежащем уровне профессиональных способностей и управленческого опыта и отсутствии у лица судимости за корыстные преступления и за преступления в сфере хозяйственной деятельности, не снятой или не погашенной в установленном законом порядке. Как видим, оно тождественно определению «безупречная деловая репутация», содержащемуся в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».
Законом также дается определение понятия корпоративного управления в финансовых учреждениях, устанавливаются особенности корпоративного управления и особенности раскрытия информации финансовыми учреждениями, в том числе в форме отчета о корпоративном управлении и при предоставлении информации клиентам. Итак, согласно новой статье 12‑1 Закона, финансовые учреждения должны раскрывать финансовую и консолидированную финансовую отчетность, отчет о корпоративном управлении (для финансовых учреждений, образованных в форме акционерных обществ), который подается акционерам финучреждения и органам, которые в соответствии с законом осуществляют надзор за деятельностью соответствующего финучреждения, вместе с годовой отчетностью.
Кроме того, подлежат раскрытию отчетные данные, отличные от финансовой и консолидированной финансовой отчетности, — на основании соответствующего решения регулятора. Финансовые учреждения, образованные в форме акционерных обществ, дополнительно раскрывают информацию как эмитенты в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах.
Что интересно, о необходимости усиления контроля финучреждений говорили еще в начале 2008 года, но соответствующий законопроект разрабатывался более двух лет и только в середине 2011 года был принят парламентом.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…