Добросовестная конкуренция — необходимое условие для динамичного развития «здоровой» рыночной экономики. Именно с этой целью государство создает необходимые защитные механизмы для контроля и, в предусмотренных законом случаях, вмешательства в правила игры на конкретном рынке с целью недопущения недобросовестной конкуренции, злоупотребления монопольным положением, прекращения антиконкурентных согласованных действий и пр. Вместе с тем в определенных случаях меры, предпринимаемые государством, не всегда адекватны. В этой статье речь пойдет об эффективности разрешительной системы, заложенной конкурентным законодательством Украины.
Так, Законом Украины «О защите экономической конкуренции» (Закон) определено, в частности, что согласованными действиями является заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие объединениями решений в любой форме, а также любое согласованное конкурентное поведение (действие или бездействие) субъектов хозяйствования. Кроме того, согласованными действиями является создание субъекта хозяйствования, целью или последствием которого есть координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования или между ними и созданным субъектом.
Антиконкурентными согласованными действиями, согласно Закону, являются действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Например, такие действия касаются установления цен или иных условий покупки товаров, ограничения производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними, разделение рынков или источников поставки по разным показателям, существенного ограничения конкурентоспособности иных субъектов хозяйствования и т.п. Несложно догадаться, что указанные действия запрещены законодательством и в случае их совершения влекут за собой предусмотренную Законом ответственность.
По логике Закона, на совершение согласованных действий не требуется разрешение органов Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), в случае если их участники докажут положительный эффект от таких действий. Кроме того, как предусмотрено Законом, согласованные действия не нуждаются в разрешении АМКУ, если они отвечают типичным требованиям к отдельным видам согласованных действий, устанавливаемых АМКУ.
Проведя системный анализ указанных норм, можно сделать вывод, что законодатель наделил понятие «согласованные действия» слишком широким значением. Например, отнесение к согласованным действиям создание субъекта хозяйствования является нецелесообразным по нескольким причинам. Во-первых, при создании общества непросто определить, приведут ли такие действия к координации конкурентной политики задействованных субъектов. Во-вторых, сотрудничество в связи с учреждением и управлением такой компании в любом случае содержит в себе элементы согласованных действий. Таким образом, напрашивается заключение, что разрешение АМКУ необходимо получать в случае, если новый субъект создается несколькими учредителями, особенно если в их числе есть юридические лица. Но и это еще не все. В таком случае неясно, как может АМКУ квалифицировать действия субъектов хозяйствования: как согласованные действия или же как экономическую концентрацию.
Другой пример. В определении антиконкурентных согласованных действий законодатель оперирует такими терминами, как «существенные ограничения» и «оправдательные причины», и при этом не дает их определений, не говоря уже о конкретных критериях. И так далее.
Думаю, что неэффективность такого подхода к действиям субъектов хозяйствования очевиден. Тем более зарубежная практика свидетельствует: государства постепенно заменяют громоздкую разрешительную систему на более «продвинутую» — уведомительную. То есть в законодательствах предусмотрен конкретный перечень действий, для совершения которых необходимо получить разрешение соответствующего контролирующего органа. Остальные же действия совершаются субъектами без оного, и единственное требование к ним — уведомить контролирующий орган о планируемых действиях.
Нужно отметить, что АМКУ предпринимаются определенные шаги в этом направлении. Так, недавно были приняты разъяснения, касающиеся проведения сделок, не считающихся концентрацией и не требующих предварительного разрешения АМКУ. Так что, возможно, через некоторое время АМКУ огласит свою позицию и касательно согласованных действий.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…