За последние четыре года существенно возросло количество отказов Управления Пенсионного фонда Украины (УПФ), Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН), Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в выдаче социальных выплат (пенсий, ежемесячной адресной помощи) внутренне перемещенным лицам.
В категорию риска отказа в получении таких выплат может попасть любое лицо, которое на момент возникновения конфликта было зарегистрировано в районе проведения антитеррористической операции (АТО), которая недавно переименована в операцию объединенных сил.
Кому отказывают
Причины такого отказа в выплатах могут быть различными:
1) отсутствие по месту регистрации внутренне перемещенного лица более 60 суток;
2) отсутствие лица по месту регистрации при проведении проверки (притом что проверка проводится в будние дни с 9.00 до 18.00, когда большинство находится на работе или обучении);
3) отсутствие города (поселка, района), где проживало лицо, в Перечне населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия;
4) отсутствие справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица и прочее (перечень причин для отказа с учетом пробелов законодательства, к сожалению, огромен).
Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, на практике защитить свои права эффективно удается лишь в суде.
Рассмотрим более детально самые распространенные случаи.
Отсутствие лица более 60 суток по месту регистрации
Принимая решение на таком основании, УПФ зачастую ссылается на Порядок назначения (возобновления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 года № 365 (Порядок).
Согласно указанному Порядку решение о возобновлении или об отказе в возобновлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам принимают соответствующие комиссии.
Однако это противоречит положениям Конституции Украины, Закону Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» и Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Так, в соответствии со статьей 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» выплата пенсии по решению территориальных органов Пенсионного фонда или по решению суда прекращается в следующих случаях: 1) если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения; 2) на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины; 3) в случае смерти пенсионера; 4) в случае неполучения назначенной пенсии в течение шести месяцев подряд; 5) в других случаях, предусмотренных законом.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим и предусматривает возможность прекращения пенсионных выплат на других основаниях только в случаях, прямо предусмотренных законом.
При этом право гражданина на получение назначенной ему пенсии по своей правовой и социальной природе не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на территории подконтрольной правительству Украины, а государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо.
Поэтому отсутствие лица по месту регистрации более 60 суток не является предусмотренным законом основанием для прекращения выплаты пенсии, а постановление Кабинета Министров Украины № 365 от 8 июня 2016 года, подзаконный нормативно–правовой акт, по сути ограничивает установленное законодательством право на получение пенсий.
Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд, что усматривается из его последних постановлений — от 22 августа 2018 года по делу № 265/3304/17, от 4 сентября 2018 года по делу № 805/402/18 и др. Так, Большая Палата Верховного Суда в своем постановлении от 4 сентября 2018 года по образцовому делу № 805/402/18 отметила, что «принятие Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» направлено на установление дополнительных гарантий соблюдения прав, свобод и законных интересов внутренне перемещенных лиц, а не на сужение объема их прав, закрепленных в других законодательных актах Украины, в частности в части 1 статьи 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
И поскольку в действующем законодательстве Украины нет такой нормы, которая бы предоставляла УПФ полномочия на лишение лица права получения пенсионных выплат из–за того, что граждане передвигаются по территории Украины или посещают временно неподконтрольные территории, действия УПФ в таком случае являются неправомерными.
Лишение социальных выплат
из-за отсутствия населенного пункта в Перечне
Именно такое основание со ссылкой на Перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 7 ноября 2014 года № 1085-р (Перечень) указывает УТСЗН в своих устных или письменных ответах на обращения граждан.
При этом нередки случаи, когда село/поселок/район находится в городе/районе, который отнесен к указанному Перечню, однако по каким–то техническим причинам его просто в нем не указали (например, с. Буроз (Кирово), Советский район города Макеевки — город отнесен к перечню, а с. Буроз (Кирово) — нет, что, по мнению УТСЗН, служит основанием для отказа в выплатах).
Так, постановлением КМУ № 505 от 1 октября 2014 года утвержден Порядок предоставления ежемесячной адресной помощи лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно–коммунальных услуг (Порядок № 505).
Однако в Порядке № 505 отсутствует такое основание для отказа или прекращения выплат ежемесячной адресной помощи, как отсутствие города/села/поселка в Перечне (пункты 5 и 6 Порядка № 505).
Следует также обратить внимание на приказ руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины № 33/6/а от 7 октября 2014 года, согласно которому вся территория Донецкой и Луганской областей определена районом проведения антитеррористической операции.
В свою очередь Верховный Суд в постановлении от 10 июля 2018 года по делу № 222/250/15 высказал следующую позицию: «Ссылка на распоряжение КМУ от 7 ноября 2014 года № 1085-р безосновательна, поскольку указанным распоряжением утвержден перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют в полном объеме свои полномочия, однако этот перечень не определяет населенные пункты, относящиеся к районам проведения антитеррористической операции».
Таким образом, УТСЗН выходит за пределы положений Порядка № 505, принимая решения об отказе в социальных выплатах, и такие решения следует обжаловать в судебном порядке.
Неотъемлемое право
И напоследок, в постановлении от 20 сентября 2018 года по делу № 243/3505/16-ц Большая Палата Верховного Суда указала, что отсутствие справки о постановке на учет истца как лица, которое перемещается с временно оккупированной территории Украины или района АТО, не может быть основанием для невыплаты ему страховых выплат.
Вместе с тем Верховный Суд отметил, что реализация лицом права, связанного с получением бюджетных средств и основанного на специальных и действующих на момент возникновения спорных правоотношений нормативно–правовых актах национального законодательства не может быть поставлена в зависимость от наличия бюджетных ассигнований.
Таким образом, Верховный Суд еще раз подчеркнул, что каждый гражданин имеет неотъемлемое право на надлежащие ему социальные выплаты.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в случае лишения социальных выплат следует обратиться в компетентный государственный орган (УПФ, УТСЗН) за разъяснениями, и если ответ будет неудовлетворительным — незамедлительно обращаться в суд с исковым заявлением о признании действий (бездействия) соответствующего органа неправомерными и восстановлении нарушенных прав.
ПЕТРУШИНА Екатерина — юрист Lavrynovych & Partners Law Firm, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…