Государственная налоговая администрация Украины в очередной раз предпринимает попытки модернизации деятельности ведомства и формирования его положительного имиджа. Одним из направлений такой модернизации определена разработка и внедрение программы развития информационной инфраструктуры, что предусматривает создание системы информационного взаимодействия между контролирующими органами, другими органами государственной власти, банками и другими субъектами налогообложения.
В парламенте зарегистрирован законопроект, направленный на создание законодательных основ такой модернизации. Отметим, что автор законопроекта, народный депутат Сергей Власенко, перешел на работу в парламент из Государственной налоговой администрации Украины, где занимал должность заместителя председателя ГНАУ, соответственно законопроект максимально учитывает интересы ведомства. Законопроектом определяется понятие налоговой информации, порядок ее предоставления, устанавливаются штрафы за нарушение упомянутого порядка, вносятся изменения в порядок раскрытия банковской тайны органам ГНАУ.
Какая информация считается налоговой?
Законопроектом предлагается дополнить Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине» новой статьей 141 «Налоговая информация». Под налоговой информацией подразумевается совокупность сведений и данных, которые созданы или получены субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности, необходимых для реализации возложенных на органы государственной налоговой службы задач и функций. В законопроекте предложен исключительный перечень видов налоговой информации, состоящий из 14 пунктов (систематизированный по источникам происхождения — налогоплательщики, госорганы, банки и финучреждения и т.д.). По режиму доступа налоговая информация распределяется на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом. Открытая налоговая информация — это вся агрегированная или обезличенная информация, кроме информации, используемой для целей внутреннего контроля и отбора налогоплательщиков для аудита. Агрегированная информация — это обезличенная информация, обобщенная по определенному признаку. Обезличенная информация — это персонифицированная информация, преобразованная таким образом, чтобы не дать возможности идентифицировать лицо. Персонифицированная информация — это информация о конкретном лице с ее идентификацией. Налоговой информацией с ограниченным доступом считается конфиденциальная или тайная информация.
Налоговой информации предлагается предоставить особый статус, ее защита будет гарантироваться государством.
Периодически и по запросу
Налоговая информация должна предоставляться налоговым органам от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также от резидентов и нерезидентов (физических лиц, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую или независимую профессиональную деятельность, и юридических лиц, независимо от того, осуществляют ли они хозяйственную деятельность) на бесплатном основании периодически или в ответ на письменный запрос налогового органа.
Органам государственной налоговой службы предлагается предоставить право обращаться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации и копий удостоверенных документов, ее подтверждающих.
Такой запрос должен быть подписан руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать, кроме перечня необходимой информации, основания для направления запроса. Налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений будут обязаны предоставлять информацию, определенную в запросе органа государственной налоговой службы, и удостоверенные копии документов на протяжении одного месяца со дня, следующего за днем получения запроса. За невыполнение требований налоговой службы предусматривается применение штрафных санкций.
Информационный взаимообмен
Кроме порядка получения налоговой информации органами ГНАУ, законопроектом предлагается урегулировать особенности предоставления налоговой информации органами государственной налоговой службы. Итак, что логично, предоставление открытой налоговой информации обеспечивается в соответствии с положениями Закона Украины «Об информации».
По предварительному запросу право на ознакомление с налоговой информацией с ограниченным доступом относительно себя имеют физические, юридические лица, их правопреемники и уполномоченные представители. Исключение составляет информация, полученная от третьих лиц, если это информация с ограниченным доступом третьего лица, и информация, собранная во время оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия. Также устанавливаются ограничения на период проведения налогового аудита.
Порядок предоставления налоговой информации органами государственной налоговой службы должен определяться Кабинетом Министров Украины. Налоговая информация с ограниченным доступом будет предоставляться органам государственной власти, органам прокуратуры, органам местного самоуправления по их запросам или по протоколам об обмене налоговой информацией.
Банки расскажут почти все
Проектом также предлагается изменить порядок раскрытия банковской тайны. Соответствующие изменения будут внесены в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». В частности, банки предлагается обязать раскрывать органам государственной налоговой службы по их письменному требованию: информацию о наличии и движении средств на счетах налогоплательщиков — юридических лиц, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности и самозанятых физических лиц; информацию о фактах нарушения резидентами установленных законодательством сроков расчетов во время проведения внешнеэкономических операций.
Информация о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика согласно законопроекту должна предоставляться банками и другими финансовыми учреждениями органам государственной налоговой службы по решению суда. Для получения такой информации орган государственной налоговой службы обращается в компетентный суд. Судья соответствующего суда не позднее следующего рабочего дня единолично рассматривает запрос органа государственной налоговой службы и выносит решение, которым обязывает банки и финансовые учреждения предоставить органу государственной налоговой службы информацию о наличии и движении средств на счетах плательщика налога с указанием сумм, назначений и оснований осуществления платежа, номеров счетов контрагентов и его названия (фамилия, имя, отчество) и налогового номера (регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика), название банка контрагента или решение об отказе в предоставлении такой информации. Решение об удовлетворении требований органа государственной налоговой службы относительно обязательства банков и финансовых учреждений предоставить информацию органу государственной налоговой службы является окончательным и не подлежит обжалованию, сказано в законопроекте. Иными словами, существующие ныне ограничения на распространение банковской информации не будут распространяться на случаи предоставления органу государственной налоговой службы информации о финансовых операциях по решению суда.
Таким образом, предложенная в законопроекте модель информационного взаимодействия представляется несколько тенденциозной, приоритетно учитывающей интересы налоговиков. И традиционно для налогового законодательства используется формулировка исключительности правового регулирования — если другими законами устанавливаются какие-либо ограничения на распространение той или иной информации, отнесенной к налоговой, применять следует нормы налогового законодательства…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…