Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Собирательный образ

Рубрика Репортаж
Каким образом кардинальные изменения в законодательстве о налогообложении международного бизнеса улучшат сбор налогов, выясняли участники VII Международного налогового форума
Ярослав РОМАНЧУК (слева) и Василь АНДРУСЯК уверены, что принятием Закона №466-ІХ изменения в налоговой системе не заканчиваются

Вопросы налогообложения особо обострились в период пандемии коронавируса — они стали основными на повестке дня поддержки бизнеса в непростых экономических условиях.  украинские парламентарии уже приняли ряд законов для смягчения его последствий, которые предусматривают в том числе  налоговые преференции для украинских предпринимателей. Одновременно вступили в силу глобальные налоговые изменения и сами налоговые органы в этот период претерпели системные и кадровые преобразования.

И хотя окончание периода карантина откладывается, ничто не смогло помешать украинским предпринимателям, юристам, бухгалтерам и аудиторам собраться на виртуальной площадке VII Международного налогового форума, организатором которого выступила «Юридическая практика»,   генеральным партнером — Юридическая группа EUCON, а экспертным партнером — АО MORIS GROUP, чтобы обсудить как новое профильное законодательство, так и практику его применения.

Принять вызов

Первая сессия Форума открылась дискуссией «Налоговые вызовы для мира и Украины», модератором которой выступил Ярослав Романчук, управляющий партнер Юридической группы EUCON.

О планах законодателей рассказал Даниил Гетманцев, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Он отметил, что сейчас Комитет разрабатывает целый блок законопроектов относительно детенизации работы крупного бизнеса, реализации Украиной Соглашения о налоговых требованиях к иностранным счетам (FATCA) и присоединения к Международному стандарту аудита (МСА), что позволит осуществлять автоматический обмен информацией, в том числе об активах наших резидентов за рубежом.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» № 466-ІХ внесены системные изменения в налоговое законодательство, направленные на предотвращение уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Совместно с бизнес-сообществом уже наработаны поправки, чтобы отсрочить внедрение института контролируемых иностранных компаний (КИК) на год.

Анализируя преимущества и недостатки Закона № 466-ІХ, Светлана Мусиенко, партнер Sayenko Kharenko, отметила, что внедрение международной практики в украинское законодательство является неизбежным, иначе бы нашу страну внесли в черные списки ЕС, что поставило бы под удар сотрудничество с иностранными донорами, такими как Международный валютный фонд (МВФ).

На ее взгляд, часть претензий бизнеса действительно оправданы. Те, что касаются полномочий налоговых органов, перегруженности судебной системы, сохранности конфиденциальной бизнес-информации, которая будет передаваться налоговым органам. Г-жа Мусиенко посоветовала бизнесу и адвокатам использовать время отсрочки введения в действие норм Закона № 466-ІХ для подготовки и приведения бизнеса в соответствие с нормами, которые действуют в ЕС.

Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР», сделал небольшой экскурс в историю создания Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и подчеркнул, что предпринимаемые этой организацией меры не смогли кардинально улучшить противодействие уклонению от уплаты налогов.

По его мнению, имплементируя международные правила, Украина лишает свой бизнес последних преференций, что приведет к бегству бизнеса и капиталов за рубеж, в то время как другие страны стараются льготы сохранить, а с ними и свою инвестиционную привлекательность.

Позицию бизнеса представил Александр Громыко, президент Украинской ассоциации производителей. Он отметил, что является сторонником всеобщей фискализации, при этом привел пример Болгарии, где такая практика успешно работает. Г-н Громыко считает неизбежными процессы деофшоризации и детенизации экономики, однако резкие изменения тяжело воспринимаются бизнес-сообществом, поэтому он положительно относится к идее отложить на 2023 год внедрение некоторых норм Закона № 466-ІХ.

О влиянии налоговых инициатив на фармацевтическую отрасль говорил Дмитрий Таранчук, директор по правовому обеспечению АО «Фармак». Он заявил, что большой бизнес готов играть по правилам, но эти правила должны быть понятными, предсказуемыми и иметь экономический смысл. Если говорить о Плане действий ОЕСР по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (план BEPS) в общем, можно отметить позитивные моменты, которые дала Украине его реализация, в частности, компания «Фармак», как один из крупнейших экспортеров, почувствовала положительные изменения в валютном регулировании.

Говоря о «нулевой декларации» для конечных бенефициаров КИК, Мирослав Гнидка, руководитель юридического департамента, руководитель проектов ГК Merx, адвокат, обратил внимание, что в случае ликвидации КИК до 31 декабря 2020 года полученные в результате доходы подлежат налогообложению. Сохраняется риск исключения этой нормы из Налогового кодекса (НК) Украины и владельцы бизнеса вместо преференций получат налогообложение по ставке 18 %.

Анализируя нормы Закона № 466-ІХ, спикер подчеркнул, что они не решают проблему неуплаты налогов полностью и не стимулируют к кардинальным переменам. По его мнению, не только низкие налоги заставляют украинский бизнес держать активы за рубежом, но и безопасность, судебная и правоохранительная системы, а также нестабильность налогового законодательства.

Налоговые новости

Продолжился Форум дискуссией «Новеллы в налогообложении — 2020», модератором которой стал Роман Загрия, управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT.

Характеризуя Закон № 466-ІХ, Ярослав Железняк, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, подчеркнул, что этот закон комплексный, хоть и содержит некоторые болезненные для бизнеса нормы. Для уменьшения его негативного влияния на бизнес спикер предложил несколько новаций: сужение применения теста деловой цели и перечня вопросов, по которым можно опрашивать работника налогоплательщика при проверке; уменьшение штрафов по налогу на добавленную стоимость (НДС) по операциям, освобожденным от налогообложения. Также следует пересмотреть правила амортизации и дополнительных акцизов на сырье; убрать норму об увеличении предельного срока проведения проверок относительно «зарплатных» налогов; и уточнить основания для привлечения лица к финансовой ответственности за налоговые правонарушения и тому подобное.

Говоря о такой болезненной для бизнеса теме, как блокирование налоговых накладных, Василий Андрусяк, руководитель практики налогового права  АО MORIS GROUP, подчеркнул, что 2019 год принес для плательщиков неприятное известие в виде решения Верховного Суда (ВС) об отсутствии у налогоплательщика права обращаться в суд с иском об исключении его из перечня рисковых. По словам спикера, это включение/невключение в перечень стало даже более актуальным, чем блокирование налоговых накладных.

Спикер предложил ряд поправок в этой сфере, начиная с предоставления права  налогоплательщику присутствовать на заседании комиссии, которая принимает решение о включении его в перечень рисковых.

Виталий Мазур, заместитель начальника управления юридического сопровождения ГП «Укрспирт», поделился опытом участия своего предприятия в борьбе с коронавирусом, когда Украина столкнулась с дефицитом защитных и дезинфицирующих средств и с неоправданным завышением цен на них в розничных сетях.

Юристы «Укрспирта» совместно со специалистами Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины разработали изменения и предложили компромисс с налоговыми органами для того, чтобы на отечественных государственных заводах производить дезинфекторы из денатурированного спирта с нулевой ставкой акцизного налога. Они вошли составной частью в Закон №  40-ІХ.

Михаил Третьяков, руководитель управления правового обеспечения ООО «СОКАР ЭНЕРДЖИ УКРАИНА», рассказал о том, как изменятся проверки налогоплательщиков в связи со вступлением в силу Закона № 466-ІХ. Первое, на что спикер обратил внимание, — определение формата внесения изменений в план-график проведения проверок.

По мнению Михаила Третьякова, в лучшую сторону изменились и основания для проверок, в частности отныне полностью исключено в этом качестве определение следственного судьи. В то же время дополнительным основанием стало получение информации от контролирующих органов иностранных государств.

Налоговый консалтинг

Налоговые споры и консалтинг стали предметом обсуждения на сессии «Налоговый консалтинг», модератором которой выступил руководитель практики налогового права АО MORIS GROUP Василий Андрусяк.

Управляющий партнер Stron Legal Олег Дерлюк сосредоточил внимание на правилах относительно контролируемых иностранных компаний, которые по своей сути направлены на борьбу с так называемыми карманными компаниями. По мнению спикера, если бы Украина ввела их еще в 2012—2013 годах, возможно, удалось бы изменить локальную практику ведения бизнеса, предложить какие-то преференции и обеспечить безопасность.

Юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Нина Бец рассказала о внедрении критерия разумной экономической причины в украинское законодательство, о международных стандартах и применении этого принципа в ЕС. Любая операция должна иметь разумную экономическую цель. Этот концепт не является новым ни для законодательства, ни для налоговых органов, ни для судебной практики. «Нашим налогоплательщикам необходимо пересматривать все операции, которые осуществляются с нерезидентами, теперь практически любую операцию можно приравнять к той, целью которой является уменьшение объема налогообложения, и необходимо ориентироваться на рыночные цели», — подчеркнула г-жа Бец.

Василий Андрусяк поинтересовался у Нины Бец, двигается ли Украина в правильном направлении, декларируя такой концепт. Спикер ответила: «Это тот случай, когда законодательные нормы отвечают международным стандартам, а практика их применения — нет».

Виталий Бодюк, адвокат MITRAX, остановился на процедуре выведения обществ из категории рисковых налогоплательщиков. Эта тема стала очень актуальной с начала 2020 года. Часто налоговый орган определяет операцию рисковой по причине недопонимания. Г-н Бодюк отметил, что зачастую клиенты, которые обращались с подобными запросами, не хотели инициировать судебное дело, пытались решить вопрос в порядке административного обжалования и весьма успешно.

Светлана Лебеденко, юридический советник Philip Morris Ukraine, раскрыла детали первого спора по трансфертному ценообразованию (ТЦО) в табачной индустрии. Это одно из немногих дел, где обжалуется не процедура, а экономический характер: оценка выборки сопоставимых компаний, бизнес-процессов, функций сторон в операции. Более двух лет длилась проверка, завершившаяся штрафом на сумму 123,5 млн грн. Philip Morris Ukraine обжаловала такое решение в судебном порядке. Примечательно, что в данном деле налоговый орган не признал ни одной компании из выборки Philip Morris Ukraine и сформировал собственную выборку, в которую включил даже компанию по производству электронных сигарет и компании с других рынков, с другим конкурентным положением. В суде Philip Morris Ukraine будут доказывать, что их выборка является корректной, отвечает практике ОЭСР и НК Украины.

В завершение сессии Василий Андрусяк попросил спикеров прокомментировать Закон № 466-IX. В целом позитивно его оценил Олег Дерлюк: закон не совершенен, но это лучше, чем ничего. Несмотря на то что в результате появились дополнительные риски и ответственность для бизнеса, нужно посмотреть на практику его применения. Светлана Лебеденко согласилась с таким тезисом, а Виталий Бодюк акцентировал на необходимости упрощения коммуникации с налоговым органом ввиду изменения законодательного ландшафта. «Хотелось бы не борьбы с налоговым органом, а конструктивного диалога», — резюмировал он.

Судебные тенденции

Налоговые споры — неотъемлемая часть налоговых правоотношений, которою не обошли вниманием участники Форума. Модератором сессии выступил управляющий партнер АО «Вдовичен и Партнеры» Олег Вдовичен. Он подчеркнул, что за время карантина производств по налоговым спорам было немного ввиду ограничения общения, но налоговых актов и судебной практики прибавилось.

Правовые позиции ВС по спорам относительно ТЦО осветила судья Кассационного административного суда (КАС) в составе Верховного Суда Наталия Блаживская. За последний год, по словам г-жи Блаживской, ВС принял много знаковых решений. К примеру, в постановлении от 27 января 2020 года по делу № 620/528/19 КАС ВС отметил: законодатель не определяет, что отношения между лицами (юридическими и/или физическими), которые прямо или опосредовано владеют корпоративными правами другого юридического лица, могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют.

Судья резюмировала, что судебная практика по налоговым спорам является динамичной, а Кодекс административного судопроизводства Украины дает возможность обращаться в Большую Палату ВС, даже если практика по тому или иному вопросу устоялась.

Виталий Оджиковский, советник Sayenko Kharenko, отметил, что пока судебной практики по спорам в сфере ТЦО не так и много, особенно касающейся экономической стороны вопросов ценообразования. Спикер подчеркнул, что определить рыночную цену непросто, и пояснил на примере цены на яблоки: в Украине она будет одна, а в Китае совсем другая. Для того чтобы сравнить цену на яблоки, необходимо учесть множество факторов и провести соответствующие корректировки, следовательно, анализируется не цена на товар, а прибыльность операции, и эта прибыльность сравнивается с прибыльностью другой операции другой компаний. При таком сравнении необходимо учитывать еще больше нюансов: бизнес-стратегию, правовое регулирование, инфраструктуру… Как вся эта сложность соотносится с правовыми принципами? В этом плане украинское законодательство достаточно жесткое, но с другой стороны, ТЦО не является «точной наукой». «По моему мнению, судам и контролирующим органам при анализе экономики споров по ТЦО важно учитывать, что есть много неизвестных и не детализированных вещей, соответственно, любые сомнения следует толковать в пользу налогоплательщика», — резюмировал г-н Оджиковский.

Владимир Скок, заместитель управляющего партнера АО LES, рассказал о практике обжалования актов о назначении налоговых проверок и их результатов. С началом работы ВС юристы надеялись, что практика изменится и у налогоплательщика появится возможность обжаловать результаты проверки из-за процедурных нарушений даже после допуска к ней налогового органа. Однако только 21 февраля 2020 года ВС признал, что при обжаловании налоговых уведомлений-решений и других решений налогоплательщик не лишен возможности ссылаться на процедур­ные нарушения проверки, если считает, что они обусловливают противоправность оспоренных актов.

«Налоговые органы и суды — это те органы, которые должны защитить благонадежного налогоплательщика и создать равные условия ведения бизнеса», — убеждена Лилия Тимакина, директор по юридическим вопросам агропромхолдинга «Астарта-Киев». Спикер указала, что длительные судебные разбирательства отвлекают от основной производственной деятельности. Г-жа Тимакина отметила, что, несмотря на большие суммы уплаченных ими налогов, в их производстве не меньше налоговых споров, чем имеет любой другой налогоплательщик — благонадежный или нет. Каждый год холдинг получает около 50 решений о доначислении, и 99 % потом отменяются в судебном порядке.

Александр Олефиренко, заместитель директора по правовым вопросам ООО «Киевский БКК», рассказал о более позитивном кейсе, по результатам которого были внесены изменения в НК Украины. В их деле последний день уплаты согласованного обязательства приходился на выходной — 30 сентября 2018 года, и они осуществили оплату 1 октября 2018 года, на следующий после выходного день. Налоговый орган счел это нарушением и оштрафовал компанию на сумму 200 тыс. грн. Несмотря на устоявшуюся судебную практику в этом вопросе, административное обжалование не дало позитивных результатов, а вот суд пришел к выводу, что если последний день срока уплаты суммы налога приходится на выходной или праздничный день, предельным сроком уплаты денежного обязательства является первый после него рабочий день (решение от 9 сентября 2019 года по делу № 640/5489/19).

А 23 мая 2020 года вступил в силу Закон № 466-IX, который устраняет эту проблему.

Затем главный юрист отдела претензионно-исковой работы и представительства в судах юридического департамента АО «Укрзализныця» Елена Калинина поделилась опытом оспаривания признания хозяйственных операций нереальными. Спикер сосредоточилась на довольно нетипичном случае, касающемся взаимоотношений с контрагентом. Претензия налогового органа к ним как к покупателю товара касалась налога на прибыль и НДС. Для подтверждения реальности операции им необходимо было не просто подать соответствующие документы, но и вникнуть в суть указанных налоговым органом нарушений.

Цифровые налоги

Взаимоотношения контролирующих органов с цифровой индустрией в Украине в последнее время напоминают сериал, а налогообложение привыкших к легкости ведения дел и свободе действий креативных предпринимателей — одно из наиболее обсуждаемых в стране. Безусловно, обойти такую тему в рамках Форума было бы опрометчивым решением. Этому вопросу посвятили отдельную дискуссию Digital & Tax, модератором которой выступил Ярослав Романчук, управляющий партнер Юридической группы EUCON. Приведенная им статистика, что суммарный оборот пяти крупнейших мировых интернет-гигантов в 2018 году составил 800 млрд долларов США, только подтверждает, что это большой и высокомаржинальный сегмент рынка, а значит, здоровые отношения власти и IT-отрасли будут взаимовыгодны.

В диалоге власти с представителями отрасли появилась платформа «Дія City», подробнее о которой рассказал Александр Борняков, заместитель министра цифровой трансформации Украины по вопросам развития IT. Участники системы — IT-компании — не только получают возможность более удобно коммуницировать с властью, платить налоги по сниженным ставкам, но и приобщаются к разработке продукта. «Это объединяющая платформа. Мы хотим, чтобы IT-бизнес вовлекался в систему, инвестировал в этот проект и таким образом принял участие в его развитии», — пояснил г-н Борняков. При этом глобальный план Минцифры в том, чтобы за три года перевести все административные услуги в государстве в онлайн.

Позитивно о практике Минцифры привлекать специалистов, консультироваться и главное — доверять экспертам с рынка отозвался венчурный партнер TA Ventures Игорь Перция. Вместе с тем он остановился на сложностях, с которыми его компания сталкивается при привлечении инвестиций в украинскую IT-отрасль. Главная из них — непонятность для иностранцев налогового законодательства, отсутствие простых правил: как, за что, в каком случае и сколько надо будет заплатить. С запуском «Дія City», по словам г-на Перции, общаться стало легче.

Вторая большая проблема для IT-отрасли — это сроки. «В IT-бизнесе сделки заключаются в течение суток, и уже на следующий день инвестор готов внести деньги, рассчитывая через три месяца получить результат», — поясняет Игорь Перция. Однако все этапы сделки по инкорпорации в Украине занимают около полугода. Это останавливает многих инвесторов — в мире IT за это время все может измениться.

Светлана Воробей, заместитель министра финансов Украины, раскрыла секреты проекта «Дія City», рассказав, что снизить ставку по налогу на доходы физических лиц для сотрудников IT-компаний до 5 % удалось за счет договора о переводе подрядчиков в наемные сотрудники с сохранением реальных заработков. То есть вместо того чтобы работать с физическими лицами — предпринимателями (ФЛП), которые на упрощенной системе налогообложения платят 5 % с оборота и единый социальный взнос (ЕСВ) за себя, IT-компании наймут этих ФЛП на работу по трудовым договорам и будут платить в бюджет за них по 5 % ЕСВ и подоходного налога для физлиц. Это был компромисс, поскольку особенностью IT-индустрии является то, что наибольшие затраты идут на оплату труда сотрудников. Плюс для государства в том, что оно получит налоги с реальных доходов, а для бизнеса — что они смогут преобразоваться в крупные хорошо структурированные компании и тем самым повысить свою привлекательность для инвесторов и заказчиков.

Одновременно спикер подчеркнула, что Министерство финансов Украины готово вести диалог с представителями всех отраслей, они не менее важны для экономики страны. И если во всех сегментах удастся найти баланс интересов, сниженные ставки подоходного налога и ЕСВ могут быть внедрены повсеместно.

«По причине введения самых разных налоговых и социальных льгот за 20 лет база налогообложения сократилась до минимума, в таких условиях снижение ставок налогов не даст достаточных поступлений в бюджет. Поэтому расширение базы налогообложения и выведение доходов из тени являются залогом снижения ставок», — поддержал г-жу Воробей Александр Борняков.

Говоря о практических вопросах, которые возникают у бизнеса в связи с повсеместной диджитализацией, Ольга Капелянова, директор юридического департамента ООО «Омега» (сеть VARUS), рассказала об опасениях в связи с внедрением программных регистраторов расчетных операций (РРО). В целом такая идея перехода на электронные чеки привлекательна не только для мелких предпринимателей, но и для крупного бизнеса. Однако бизнес опасается, что работа через веб-портал Государственной налоговой службы (ГНС) Украины будет замедлять обслуживание клиента розничной сети. Также беспокоит ответственность за несвоевременную регистрацию чеков в виде 100-процентного кэшбека покупателю. Главные вопросы: как это будет работать и кто будет нести ответственность, если чек передается в систему в автоматизированном порядке?

Комментируя вопросы использования РРО, Светлана Воробьева уточнила, что программные регистраторы — это дополнительная опция, которую можно использовать наравне с привычными «железными» кассовыми аппаратами. Остаются местности без покрытия интернетом и бизнесы (например, АЗС), в которых применение программного РРО пока невозможно. В местах, где нет устойчивого интернет-покрытия, такие РРО будут позволять работать до 160 часов в месяц оффлайн за счет забронированных номеров чеков, которые при восстановлении связи автоматически будут отправляться на сервер. Отчет по ним будет генерироваться без участия продавца и без ответственности для него.

Также г-жа Воробей отметила, что уже с июля любой налогоплательщик может бесплатно тестировать программный РРО, чтобы до запуска (в августе) устранить основные ошибки. Что касается сроков запуска опции, то с 1 августа она будет доступна для всех, кто и сегодня обязан использовать РРО в своей работе, с 1 января 2021 года — станет обязательна для всех субъектов независимо от оргформы, кто реализует «рискованные» товары и услуги, а с 1 апреля 2021 года — для всех физлиц-предпринимателей второй — четвертой групп. Для «единщиков» первой группы РРО не будет обязательным.

Подводя итоги форума, Ярослав Романчук поблагодарил спикеров за наполненные практическими советами доклады и выразил надежду, что в 2021 году мероприятие пройдет в более привычном формате живого общения.

Ирина ГОНЧАР, Олесь ЕВТЕЕВ, Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ

«Юридическая практика»

____________________________________

МАСТЕР-КЛАСС

Вячеслав КРУГЛЯК остановился на ошибках ТЦО, через призму судебной практики

Работа над ошибками в ТЦО

Практический блок ивентов в рамках VII Международного налогового форума был представлен мастер-классом «Наиболее распространенные ошибки бизнеса при применении правил ТЦО», который провели совместно Лариса Врублевская, аудитор, партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования Юридической группы EUCON, и Вячеслав Кругляк, заместитель начальника управления трансфертного ценообразования ГНС Украины.

Лариса Врублевская остановилась на типовых ошибках, которые допускают налогоплательщики. Они, по словам спикера, возникают не только по причине неправильной оценки самой операции как контролируемой, но еще на стадии идентификации клиента. Часто они являются следствием работы по старым договорам без последующей верификации данных. Также Лариса Врублевская напомнила ценовой предел контролируемых операций: годовой доход свыше 150 млн грн и каждая отдельная операция с каждым отдельным контрагентом на сумму более 10 млн грн. При этом надо смотреть не на чистый доход, а на операционный. Спикер подчеркнула, что к контролируемым относятся и операции, которые могут повлиять (а не обязательно напрямую влияют) на объект налогообложения, и обратила внимание на приоритет методов определения цены, а также обязательную их постепенную проверку как в отношении себя, так и контрагента. И только после достаточных аргументов невозможности применения первого метода можно переходить к последующему.

Вячеслав Кругляк, в свою очередь, рассказал о типовых проблемах, которые возникают в сфере ТЦО, по итогам проведения более 70 проверок в этой категории дел. Так, исходя из спорных моментов, которые приходится рассматривать судам, наиболее часто ошибки, а соответственно, и споры возникают относительно (в порядке распространенности) метода применения; выборки сопоставимых операций; релевантных источников информации; определения периода исследования.

Также эксперт напомнил о приоритете сути над формой. Это означает, что главным при анализе операции будет то, имела ли она реальную экономическую цель или была осуществлена только для получения некой налоговой преференции. В каждой операции цель должна быть реальной, экономической, коммерческой, а не фискальной. То есть вследствие ее осуществления должна сохраняться возможность для успешной деятельности предприятия в будущем.

____________________________________

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Экзамен на отлично

Ярослав РОМАНЧУК, управляющий партнер Юридической группы EUCON

Пандемия коронавируса значительно ускорила темпы изменений, заставив экстренно адаптироваться к новым реалиям. Активное осваивание онлайн-пространства — это прекрасная возможность для генерации новых идей и решений не только для бизнеса, но и государства. В данном контексте следует подчеркнуть, что VII Международный налоговый форум сдал экзамен на карантинную адаптацию на отлично, позволив нам с коллегами в онлайн-режиме продуктивно обсудить наиболее важные вопросы и насущные проблемы в налоговой сфере и спрогнозировать будущие вызовы.

Безусловно, главными вопросами для обсуждения стали дискуссионные аспекты Закона № 466-IX (имплементация плана BEPS), вопросы регулирования относительно КИК, теста деловой цели, трансфертного ценообразования, судебной практики.

Очень интересной оказалась последняя панельная дискуссия Digital & Tax. IТ-отрасли предлагают перейти на пониженные ставки налогов на труд, которые будут постепенно расти. Сейчас обсуждается возможность платить налог на доходы физических лиц 5 % + 1,5 % военный сбор + единый социальный взнос с минимальной заработной платы в первый год резидентства, а затем довести общую нагрузку до 10 %. Таким образом IT-компании смогут официально трудоустраивать своих работников и стать более привлекательными для иностранных заказчиков их услуг.

__________________________________________________

НАБЛЮДЕНИЯ

Виски, кофе, лимонад?

Василий АНДРУСЯК, руководитель практики налогового права АО MORIS GROUP

Недавнюю налоговую реформу обсуждали все, причем точки зрения отличались кардинально в зависимости от принадлежности к группе заинтересованных лиц: государство, бизнес, консультанты. Однако VII Международный налоговый форум показал значительные различия даже внутри одной группы интересантов: мнения консультантов разделились на прямо противоположные. Одни видят стакан наполовину пустым, говоря о несвоевременности изменений в налоговом законодательстве, вторые — наполовину полным, считая их нормальным мировым трендом. Для кого-то реформа — как крепкий виски, вводящий в совершенно новый мир, кто-то смакует ее как бодрящий утренний кофе перед началом кропотливой работы, а для кого-то это — прохладительный лимонад, который ничего кардинально не меняет.

Также были удачно расставлены акценты и на других проблемах: блокировка налоговых накладных и расчетов корректировки, «коронавирусные» льготы и прочие, требующие решений с учетом интересов плательщиков и государства.

Едва ли не единственной точкой соприкосновения стало убеждение участников в том, что плохим является не столько закон, сколько проблема в его администрировании. Именно улучшение администрирования — основной вызов, который стоит перед нами для повышения общего уровня культуры уплаты налогов в Украине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Системный сбой

Акцент

На ошибках мучатся

В фокусе: сплит

С 1 июля 2020 года регулятором небанковских финансовых учреждений стал НБУ

Государство и юристы

Законопроект №3485 поддержан Верховной Радой Украины в первом чтении и готовиться ко второму

Цель забот

Дайджест

Необходимая оборона — оправдание убийства?

Конспект

Неожиданный оборот

Новости

Новости из зала суда

Новости юридических фирм

Новости законодательства

Новости ЕСПЧ

Отрасли практики

Возразить по чтениям

Суррогатное материнство в Украине

Борьба с контрафактной и пиратской продукцией должна стать государственным приоритетом

Репортаж

Собирательный образ

Самое важное

Legal успеха

Ввернуть вспять

Судебная практика

Квалификация преступления по статье 369-2 УК Украины возможна и без примечания к ней

Мораторий на взыскание жилья запрещает и перерегистрацию права по ипотечной оговорке

Тема номера

Раскрыть сданные

Оспаривая решение АМКУ в суде, истец оспаривает квалификацию своих действий

Гарантийное обязательство

Разрешение на концентрацию выдается после оценки горизонтальных и вертикальных связей между объектом приобретения и другими активами покупателя

Комплексные процедуры

Установить согласие

Проведение антимонопольного due diligence

Частная практика

В новом амплуа

Центр повышения квалификации

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: