Смартфонд — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (1010) » Смартфонд

Смартфонд

И без того динамичную банковскую сферу ожидают радикальные перемены. Разработанный народными депутатами во главе с Михаилом Довбенко законопроект призван имплементировать нормы ЕС и выполнить требования МВФ. Соответствующий проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения эффективности вывода банков с рынка, продажи активов банков, а также адаптации к международным стандартам и актам законодательства ЕС был зарегистрирован под № 6273. Для начала рассмотрим инновационные решения, с помощью которых управление в данной сфере должно стать более эффективным.

 

Совет независимых

Радикально изменится подход к формированию административного совета Фонда гарантирования вкладов физических лиц (Фонд). Если сегодня совет состоит из пяти человек, представляющих разные государственные органы, то предлагается расширить его до девяти человек, в числе которых — пять независимых членов. Административный совет Фонда возглавляет председатель, избранный административным советом Фонда из числа независимых членов. Лишиться статуса члена админсовета можно будет на новом основании — в случае, если лицо приобретает статус близкого или связанного с банком.

Членом админсовета может быть лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности не менее десяти лет. Сегодня же часть 3 статьи 8 обязывает постоянно проживать на Украине, иметь пятилетний стаж работы и высшее образование сугубо в сферах экономики, финансов или права.

К независимым членам могут быть установлены дополнительные требования. Предусмотрены десять обстоятельств, не позволяющих лицу стать независимым членом админсовета Фонда. Так, им не может быть лицо, которое является или в течение последних пяти лет было руководителем банка или его дочернего предприятия, филиала, представительства и/или иного обособленного подразделения; являлось связанным лицом банка; получало от банка или его дочернего предприятия существенные доходы (превышающие 10 % доходов такого лица за предыдущий отчетный год) и т.д. Ставится цель дистанцировать назначенных людей как от государства, так и от банков.

 

Международная помощь

Избранием независимых членов будет заниматься конкурсная комиссия, создаваемая Президентом Украины. В ее состав войдут три представителя банковского сообщества и три независимых эксперта. Требования к членам конкурсной комиссии будут конкретизированы Президентом. Право совещательного голоса в комиссии предлагается предоставить международным финансовым организациям (МВФ).

Этим «международный» аспект не ограничивается. Претенденты на должность независимых членов отбираются компанией по подбору персонала, имеющей десятилетний опыт подбора руководящего состава страховщиков депозитов или органов по выведению банков с рынков в иностранных государствах.

Примечательно, что все члены админсовета Фонда исполняют полномочия на общественных началах (часть 9 статьи 8 Закона). Но это не касается независимых членов, которые должны получать зарплату, основанную на «рыночных ставках», определяемых другими кадровыми компаниями с иностранным опытом. На оплату таких услуг Фонд должен выделить соответствующие средства.

Изменяются и требования к членам исполнительной дирекции Фонда: ими могут быть граждане Украины, которые «во время исполнения своих обязанностей» постоянно проживают на территории страны. В плане образования требования изменены так же, как и в случае с членами админсовета.

 

Новые полномочия

Админсовету добавят новые полномочия. В частности, он будет осуществлять следующее: согласовывать решения исполнительной дирекции Фонда о предоставлении/лишении банка статуса временного участника Фонда; утверждать решения исполнительной дирекции Фонда о списании имущества (активов) банка.

Исполнительная дирекция Фонда в сфере регуляторной деятельности устанавливает правила и процедуры продажи организаторами торговли активов (имущества) ликвидируемых банков; определяет предмет и условия проверок неплатежеспособного банка или ликвидируемого банка, направленных на выявление и документирование действий связанных с банком лиц и других лиц относительно такого банка, которыми был нанесен ущерб и/или которые привели к его неплатежеспособности.

Фонд вправе проводить дистанционную или выездную проверку (измененная статья 32 Закона «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (Закон). Предметом проверки может быть выполнение принимающим или переходным банком условий заключенных договоров относительно плана урегулирования, предусматривающего передачу активов и обязательств неплатежеспособного банка. Ограничение количества проверок (одна в год) распространяется только на выездные проверки (число дистанционных не ограничивается).

Национальный банк Украины (НБУ) будет осуществлять мониторинг даже банков, которые не относятся к проблемным, но показатели которых ухудшаются. Также НБУ «отстраняет членов наблюдательного совета и/или правления банка и назначает новых членов наблюдательного совета и/или правления такого банка в случае, если финансовое положение банка резко ухудшается и/или банк может быть отнесен к категории неплатежеспособных в ближайшем будущем».

 

Время инноваций

Есть и нововведения, которые способны создать своего рода прецедент в отечественной правовой системе. Фонд должен обеспечить правовую защиту своих сотрудников, в том числе путем обеспечения предоставления им правовой помощи адвокатами в случае подачи к ним исков или их участия в административном или уголовном производстве, связанных с исполнением ими своих полномочий (часть 3 статьи 16 Закона). Отметим, что раньше только в корпоративных структурах имелась подобная практика — предоставление помощи менеджменту в случае преследования. Видимо, прописанной сейчас гарантии о том, что работники Фонда не несут ответственности за действия, совершенные в рамках закона, авторам законопроекта показалось недостаточно. Что делать в случае установления управленческих ошибок приговором суда? Должен ли будет осужденный вернуть средства Фонду? К тому же у нас и так функционирует система бесплатной правовой помощи. Данные нормы объясняются требованием МВФ усилить правовую защиту персонала Фонда (хотя в соответствующем меморандуме конкретных рекомендаций найти не удалось).

Более того, вносятся изменения в статью 45 Уголовного кодекса (УК) Украины: связанное с банком лицо, которое возместило ущерб государству в лице Фонда или кредитору в лице банка, в полном объеме освобождается от уголовной ответственности, тогда как по общему правилу, согласно статье 66 УК Украины, предусматривается только смягчение ответственности при возмещении ущерба.

Инновационными выглядят поправки к статье 37 Закона. В случае воспрепятствования доступу Фонда и уполномоченного лица Фонда в банк и/или невозможности осуществления временной администрации такой доступ осуществляется «принудительно, в том числе с привлечением по договору третьих лиц». Почему привлечение «третьих лиц» без указания требований к ним кажется более эффективным, чем обращение к правоохранительным органам?

Документ в целом (или по крайней мере отдельные его нормы) может стать частью правового поля. Поскольку такие идеи, как отстранение членов набсовета по инициативе НБУ, присутствуют в других законопроектах, можно признать перспективность этого предложения. Также в одном из альтернативных законопроектов поддерживается идея привлечения иностранных кадров компаний к подбору независимых членов админсовета Фонда. А вот поднятый в двух альтернативных проектах вопрос увеличения максимального размера возмещения до 1 млн грн с нынешних 200 тыс. грн вряд ли будет вынесен на повестку дня (хотя и обосновывается нормами директивы ЕС). Исходя из требований Меморандума между КМУ и МВФ, подобный законопроект должен быть принят в первом полугодии 2017 года.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Частная конкуренция

Акцент

Евроведение

Государство и юристы

Новеллы обеспечения

Смартфонд

Сила бездействия

Многоэтажное настроение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменен порядок проведения проверок инспекциями по труду

Урегулирован вопрос замены партнера в ГЧП

Подан проект закона о приватизации земли гражданами

Государство и юристы

Обжалование третьим

Просветительская забота

Обратная старина медали

Документы и аналитика

Акционное предложение

Неделя права

Семейные обстоятельства

Неделя права

Новости из-за рубежа

Евросуд выявил системное нарушение прав заключенных в Румынии

Неделя права

Привлекательный механизм

Конкурс с понятием

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ стал на сторону вкладчика в споре с ФГВФЛ

Тернопольский радиозавод «Орион» оштрафован за несвоевременную поставку шлемофонов

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы строительной компании

Interlegal представила интересы клиента в деле о привлечении таможенного брокера к админответственности

ЮФ «АНК» сопровождает подписание меморандума между АМПУ и Kernel

ЮФ «Патриот» защитила интересы компании- автоперевозчика

LEMAN International Law Group — юрсоветник по вопросам приобретения банка в иностранной юрисдикции

ЮК «Пронин и Партнеры» защитила интересы ПАО «Укргазпроект» в трудовом споре

МЮФ Jeantet объявила о назначении двух партнеров в киевском офисе

ПЮА «Дубинский и Ошарова» успешно защитило права владельца бренда Jack Daniel’s

Отрасли практики

Последний поиск моды

Головной упор

Открытое письмо

Запасной код

Репортаж

По большому зачету

Самое важное

Реформа и содержание

Только для КАС!

Кредитный взор

Судебная практика

Устойчивая реконструкция

Призраки нарушения

Общее дело

Тема номера

Гласные и согласные

Электронная почва

Мерное время

Тратить по-новому

Законное браво

Рекламная растяжка

Частная практика

Выйти на позиции

Legalный состав

Інші новини

PRAVO.UA