Может ли арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией или ликвидатор) быть субъектом служебных преступлений? С одной стороны, ничего странного в этом нет, а с другой — никаких оснований для признания арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией или ликвидатора) служебным лицом нет, соответственно нет ни состава преступления, ни оснований для привлечения к уголовной ответственности по ряду служебных преступлений.
Действующее законодательство не имеет в достаточной мере исчерпывающего перечня признаков служебных лиц, но расширенному толкованию уголовное законодательство не подлежит. Вне поля зрения уголовного закона оставлен правовой статус арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) в части принадлежности их к служебным лицам, не обусловлены другие формы ответственности, имеющие признаки служебных преступлений.
Согласно примечанию 1 к статье 364 Уголовного кодекса Украины (УК), служебными являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.
В свою очередь, в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» № 5 от 26 апреля 2002 года внимание судов обращается на то, что согласно действующему закону, ответственность за получение взятки могут нести лишь служебные лица. При решении вопроса, является ли то или иное лицо служебным, надлежит руководствоваться правилами, изложенными в пунктах 1 и 2 примечания к статье 364 УК. При этом нужно иметь в виду, что к представителям власти относятся, в частности, работники государственных органов и их аппарата, наделенные правом в пределах своей компетенции выдвигать требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности.
Организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства сферой промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности.
Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т.п.).
Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля этих операций и т.п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабжающих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т.п.
Лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, но и когда делает это временно или по специальному полномочию, при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным служебным лицом.
Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель), производственные (водитель) или технические (машинистка, охранник) функции, могут признаваться служебными лицами лишь при условии, что наряду с этими функциями они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.
Считаем, что при сегодняшней конструкции уголовно-правового закона арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) не может подпадать под признаки служебного лица. Соответственно он не может быть привлечен к уголовной ответственности за ряд служебных преступлений, исходя из следующих соображений.
Согласно преамбуле Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», этот Закон устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности — должника или признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, предприятие не осуществляет предпринимательской (хозяйственной) деятельности, если отсутствует сам факт ведения предпринимательской (хозяйственной) деятельности, соответственно на предприятии нет руководителя и нет не только объективной стороны служебного преступления, но и субъекта преступления.
Арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) — физическое лицо, которое имеет лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и действует на основании определения хозяйственного суда.
Даже если условно допустить то, что фактически (мы это сознаем) арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) выполняет какие-то действия, которые могут подпадать формально под признаки административно-хозяйственных обязанностей, то их содержание свидетельствует о противоположном, а именно: если это лицо наделено правовым статусом распорядителя имущества предприятия-банкрота, то на него в установленном этим Законом порядке возлагаются полномочия относительно надзора и контроля за управлением и распоряжением имуществом должника на период производства по делу о банкротстве в порядке, установленном Законом. В этой части полномочий и правового статуса распорядителя имущества предприятия-банкрота считаю, что дальнейшее доказывание нецелесообразно.
Другое дело, когда речь идет о правовом статусе управляющих санацией или непосредственно ликвидаторов предприятия. Учитывая снова-таки установленные понятия Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», управляющий санацией — это физическое лицо, которое по решению хозяйственного суда организовывает осуществление санации должника, ликвидатор — физическое лицо, которое, согласно решению хозяйственного суда, организовывает осуществление ликвидационной процедуры должника, признанного банкротом, и обеспечивает удовлетворение признанных судом требований кредиторов в установленном этим Законом порядке.
Обращаем внимание, что специальный Закон, имеется в виду Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», по отношению к Уголовному кодексу Украины, который определяет правовой статус арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), не предусматривает организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.
В результате логических размышлений напрашивается вывод о том, что действующее украинское законодательство сквозь призму презумпции невиновности и узкого толкования уголовного закона не устанавливает оснований для уголовной ответственности за ряд служебных преступлений (имеется в виду взяточничество, злоупотребление служебным положением и прочие) для арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов). Возможно, такой вывод является утопией, но он бесспорно доказывает необходимость внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство в части субъекта служебного преступления.
В обоснование такой позиции можно привести еще ряд оснований, а именно:
— арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) не состоит в штате предприятия;
— с ним не заключаются трудовые соглашения;
— он не получает заработную плату;
— ему не начисляется социальный пакет при выплате вознаграждения.
Наоборот, согласно пункту 4 статьи 31 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», он получает вознаграждение в размере и порядке, предусмотренных Законом, даже может создаваться фонд для оплаты услуг, возмещения расходов и т.д.
Согласно пункту 13 статьи 31 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», кредиторы имеют право устанавливать и выплачивать арбитражному управляющему (распорядителю имущества, управляющему санацией, ликвидатору) по результатам его деятельности дополнительное вознаграждение, размер которого утверждается хозяйственным судом. Формирование фонда и порядок использования его средств определяются решением комитета кредиторов и утверждаются определением хозяйственного суда.
Можно до бесконечности продолжать щеголять, условно говоря, неприкосновенностью служебного положения арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора). Полагаем, что мы привели много оснований, но не достаточно исчерпывающих, для того чтобы не считать арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) служебным лицом.
РАДЫК Иван — к.ю.н., президент Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков,
БИБКО Анна — специалист третьей категории Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…