Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Сложности перевода

Рубрика Акцент
Условия конкурса на занятие должностей судей в местных судах путем перевода вызвали резонанс в судейской среде

Объявление Высшей квалификационной комиссией судей Украины (ВККС) ряда конкурсов на занятие должностей в судах вызвало существенный резонанс. Последствия нехватки судейских кадров в последние пять лет ощущают как стороны процесса, так и сами судьи, работающие в условиях чрезвычайной нагрузки. На этом фоне всякие новости о кадровых вопросах от ВККС воспринимаются крайне настороженно. Такая участь постигла и конкурс на замещение вакантных должностей судей местных судов путем перевода судьи на должность в другой суд, ознакомившись с условиями которого, многие назвали их дискриминационными по отношению к судьям, чье квалификационное оценивание не завершено. Дополнило чашу негодования и то, что почти параллельно был объявлен конкурс на занятие большего количества должностей в местных судах для ­кандидатов не из числа судей, что дало повод действующим судьям говорить о дискриминации в отношении них.

В ВККС убеждены, что предложенный ею порядок наиболее приемлем для максимально скорого решения проблемы заполнения вакансий в судах. В Совете судей Украины (Совет) считают, что нужно быть последовательными и найти баланс интересов судебной системы и личных интересов судей. Мы же собрали мнения представителей всех участников этих правоотношений, с которыми предлагаем ознакомиться и читателю.

В Высшем совете правосудия (ВСП) вопросы, касающиеся заполнения вакансий в судах и условий конкурса, неоднократно были предметом обсуждения. Так, еще 20 июня 2019 года ВСП проанализировал вопрос о рассмотрении предложений Государственной судебной администрации Украины относительно определения количества вакантных должностей судей в конкретных местных судах, на занятие которых будет объявлен конкурс. Тогда стало известно, что можно заполнить 630 вакантных должностей судей в действующих местных общих судах, и это будет временная мера, применимая до завершения реорганизации в новые суды. В ВСП отмечали, что за последние два года судебная система накопила целый комплекс кадровых проблем: свыше двух тысяч судей уволены с должностей, более 14 судов не осуществляют правосудие в связи с отсутствием судей или полномочий у них, в 154 судах количество судей, осуществляющих правосудие, составляет менее 60 % от штатной численности.

При этом, по данным ВККС, еще тогда занять должности в судах были готовы 722 кандидата. В таких обстоятельствах объявление и проведение конкурсов на занятие вакантных должностей судей в действующих местных общих судах в пределах количества судей, определенного для вновь созданных окружных судов, в какой-то степени может решить проблему дефицита судейских кадров.

Собственно, ВККС 2 июля с.г. был объявлен конкурс на 505 должностей в местных судах для кандидатов в судьи, а 1 августа — еще один конкурс на 220 должностей для судей, желающих получить перевод в другой суд. То есть претендентов на одни и те же должности разделили в зависимости от наличия или отсутствия у них действующего статуса судьи. Более того, уже 7 августа ВККС определила результаты конкурса на 505 должностей и направила в ВСП рекомендации по назначению 467 кандидатов судьями в 263 общих местных судах вместе с особым мнением члена ВККС Юрия Титова, который ставит под сомнение законность указанного решения Комиссии. Г-н Титов считает, что Комиссия нарушила установленные законом требования проведения конкурса, что повлияло на его результаты. «Уменьшив количество вакантных должностей судей местного суда и ограничив круг лиц, которые по закону имеют право принять участие в конкурсе на занятие таких должностей, Комиссия своевольно вмешалась в конкурсную процедуру, нарушив гарантированное законом право (как кандидатов на должность судьи, так и судей) в установленном порядке на конкурсной основе занять вакантные должности судей местных судов», — считает член ВККС.

Поскольку ВСП при рассмотрении рекомендаций ВККС обязан проверить соблюдение определенного законом порядка назначения на должность судьи, принятие решения по этому вопросу повестки дня отложили. Кроме того, в ВСП указали на то, что сейчас в Верховном Суде на рассмотрении находится иск о признании противоправным и отмене решения ВККС об объявлении конкурса от 2 июля 2019 года (дело № 9901/378/19).

Таким образом, позиция ВСП по этому вопросу пока формируется.

Что касается мнения ВККС, то на запрос редакции был обещан комментарий, однако на момент сдачи номера в печать мы его не получили. В случае поступления он будет незамедлительно опубликован дополнительно на сайте.

Ирина ГОНЧАР «Юридическая практика»

 



КОММЕНТАРИИ СУДЕЙ

Экзамена достаточно

Елена СЕМЧУК, судья Хозяйственного суда Полтавской области

Порядок перевода судьи по результатам конкурса в другой местный суд, установленный Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон), на мой взгляд, не предусматривает возможности ограничить право на участие в конкурсе судей, сдавших квалификационный экзамен. Это прямо следует из таких норм, как:

— часть 2 статьи 82 Закона: перевод судьи на должность в другой суд осуществляется по результатам конкурса, проведенного в порядке, предусмотренном статьей 79 этого Закона;

— часть 12 статьи 79 Закона: конкурс состоит в определении участника конкурса, имеющего высшую позицию в рейтинге;

— часть 9 статьи 78 Закона: ВККС определяет рейтинг кандидатов на должность судьи по результатам квалификационного экзамена;

— часть 8 статьи 79 Закона: ВККС проводит конкурс на занятие вакантных должностей судей местного суда на основании рейтинга судей, по результатам квалификационных экзаменов, сданных в рамках процедуры квалификационного оценивания.

Таким образом, для должностей судей местных судов рейтинг определяется по результатам квалификационного экзамена, а не по результатам квалификационного оценивания, как, например, для должностей судей апелляционных судов.

Кроме того, согласно положениям статьи 78 Закона, результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет со дня его сдачи. Экзамен является отдельным этапом квалификационного оценивания и основным методом установления соответствия судьи критерию профессиональной компетентности. Поскольку результат экзамена действителен со дня его сдачи, значит, с этого момента такой результат может применяться для определения места судьи в рейтинге. Закон не устанавливает другой даты «вступления в силу» результатов экзамена, к примеру, «со дня завершения процедуры квалификационного оценивания». Само же оценивание может быть продолжительным (фактически длится уже второй год), и это не должно препятствовать реализации права судьи на участие в конкурсах на вакантные должности в течение срока действительности результатов экзамена.

Следовательно, возможность принятия участия судьи в конкурсе зависит исключительно от результатов квалификационного экзамена (отдельного этапа квалификационного оценивания), а результат экзамена действителен со дня сдачи, и его действительность не зависит от завершения другого этапа квалификационного оценивания. Тем более что очередность проведения этапов оценивания, согласно статье 85 Закона, может устанавливать сама ВККС.

 

Один для всех

Виктор ПОЛОВИНКА, судья Сватовского районного суда Луганской области

Считаю, что в случае с конкурсом на замещение вакантных должностей в судах путем перевода судей есть признаки дискриминации. Справедливо было бы объявить всеобщий конкурс на все вакансии в судах первой инстанции и тем самым дать возможность занять должности кандидатам не из числа судей, судьям, в том числе тем, чье квалификационное оценивание не завершено. В рамках такого конкурса кандидат бы сдал квалификационный экзамен (если не сделал этого ранее в пределах трех лет) и, таким образом, прошел бы квалификационное оценивание либо же завершил его прохождение. Успешное участие в таком конкурсе само по себе было бы подтверждением соответствия занимаемой должности судьи.

 

Начать заново

Александра ЖУКОВСКАЯ, судья Дубенского горрайонного суда Ровенской области

Считаю, что в условиях, когда уже есть сформированный резерв, по закону надо было бы объявлять единый конкурс: и для кандидатов, и для судей, которые хотят перевестись в другой суд. Часть 8 статьи 79 Закона определяет участниками конкурса на занятие вакантной должности судьи кандидатов на должность судьи и судей, намеренных перевестись в другой местный суд. В законодательной норме использован предлог «и», а не «или», что не оставляет места для дискреции. Более того, в части 13 этой же статьи четко выписан порядок действий на случай одинаковой позиции в рейтинге у кандидата и судьи, претендующих на одну и ту же должность.

На практике дала знать о себе системная ошибка, допущенная ВККС. Когда определяли уровень знаний судей во время квалификационного оценивания или в пределах конкурсов в суды вышестоящих инстанций/другие суды и уровень знаний кандидатов на должность судьи, применили разные подходы. Методология оценивания была разной. Однако это не позволяет не исполнять Закон. По моему глубокому убеждению, никакая целесообразность не может оправдывать нарушение Закона, тем более что понятие «суд, установленный законом» предусматривает также законность процедур назначения. Это не оставляет места для сомнений и компромиссов.

Также надо помнить, что в пределах одного отбора кандидатов на должность судьи точно также поделили на две условные группы: «помощники», для которых объявили конкурс, и «не помощники», завершающие обучение и не попавшие в резерв. Получается, что стартовал отбор одинаково для всех, а финал оказался разным: кому-то открыли больше вакансий, а кто-то должен удовлетворяться «остатками» после кандидатов и судей, желающих перевестись…

Надо искать пути выхода из кризиса. Неодинаковая методология оценивания судей и кандидатов повлекла за собой неравенство баллов этих двух групп претендентов. Судей тоже оценивали по-разному, что создало несоответствие и среди судей: кто-то проходил квалификационное оценивание, когда максимально возможный результат за экзамен составлял 100 баллов, а большинство — уже когда 210. Есть также незначительная часть судей, которые проходили первичное оценивание, и им баллы вовсе не выставляли. Есть судьи, прошедшие квалификационное оценивание в пределах других конкурсов, когда применялись другие значения минимальных баллов, позволяющие установить соответствие судьи занимаемой должности. То есть для уравнения шансов всех претендентов в рамках общего конкурса надо привести баллы к единому знаменателю. Тут лучше упустить разность методики оценивания и сконцентрироваться на пропорции максимального балла и минимально необходимого для прохождения экзамена в каждой отдельной группе. То есть использовать в качестве критерия минимальный балл, с которым лицо считалось подтвердившим квалификацию. Для кандидатов это выше 75 %, для большинства судей — выше 50 %. Также можно вывести процент минимального балла из конкурсов в Верховный, Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности. Если наивысший процент (для кандидата) взять за единицу, соответственно, для судей будет ­применяться ­коэффициент 1,25. То есть если судейские 70 баллов перевести в кандидатские, это будет 87,5 балла. Следовательно, судья, набравший 70 баллов в рейтинге, будет выше, чем кандидат, набравший 80. Конечно, в итоговом пересчитанном рейтинге общий балл может превышать максимально возможный в отдельном конкурсе, но зато рейтинг будет объективным.

Можно использовать более простой подход: создать разные рейтинги для кандидатов и судей (но баллы судей придется все равно приводить к единому знаменателю) и сравнивать места в рейтингах. И только при их совпадении принимать во внимание баллы за практическое задание, как того требует часть 13 статьи 79 Закона. Если же на перевод претендуют кандидаты, проходившие первичное оценивание без выставления баллов, то, очевидно, им придется сдать экзамен, чтобы иметь возможность конкурировать за должность. И это полностью соответствует части 3 статьи 84 Закона.

Не вижу проблемы допустить на конкурс всех судей, дать им возможность сдать экзамен (кто не сдавал), провести собеседования с принявшими участие и, таким образом, завершить прохождение ими многострадальной процедуры квалификационного оценивания. Аналогично ВККС поступала в рамках всех предыдущих конкурсов.

Единственное маленькое, но важное пожелание — оставить возможность для коллегий ВККС продолжать общую процедуру квалификационного оценивания судей, не принимающих участия в конкурсах. Три коллегии за восемь дней в месяц (по два дня в неделю) смогут оценить минимум 144 судей, что даже больше, чем в августе.

Вижу такой план выхода из кризиса:

1) продумать коэффициенты/рейтинги. Объявить конкурсы на все вакантные должности в местных судах (по реальному штатному расписанию, а не в эфемерных «вновь созданных» судах). Допустить к участию всех кандидатов отбора и всех судей, изъявивших желание получить перевод;

2) создать возможность сдать экзамен тем, у кого нет баллов для зачета в рейтинге или прошло больше года с момента квалифоценивания (по желанию). Завершить квалификационное оценивание судей, изъявивших желание перевестись;

3) сформировать рейтинг. Определить результат.

При наличии желания и концентрации усилий урегулировать ситуацию можно за два-три месяца. В условиях трехлетнего кадрового голода этот период не будет критическим.

Можно пойти другим путем: изменить нормы закона и разделить процедуры занятия должностей в судах для кандидатов и судей с установлением четкой периодичности таких конкурсов, чтобы не создавать подобных ситуаций в будущем.

 

Всем равно

Александр ПОЛЯКОВ, руководитель аппарата Хозяйственного суда Харьковской области

Относительно под­нятых вопросов есть множество мнений. Часто в ответ на заявления судей, желающих перевестись в другой суд, о нарушении равенства их статуса можно услышать, дескать, они знали, куда шли, когда в момент назначения подтверждали, что не планируют переводиться в другой суд. Но, на мой взгляд, условия конкурса по переводу не одинаковы для всех судей. Если уж объявлен такой конкурс отдельно, то надо было бы разрешить принять в нем участие всем лицам, имеющим статус судьи, в том числе тем, которые еще не успели пройти квалификационное оценивание. По крайней мере тем, кто уже успел сдать экзамен, пока именно эти баллы учитываются для рейтинга в рамках конкурсов на занятие должностей судей в местных судах путем перевода.

 



ПОЗИЦИЯ СОВЕТА СУДЕЙ

Найти баланс

Богдан МОНИЧ, председатель Совета судей Украины, судья Седьмого апелляционного административного суда

Убежден, что условия всех объявленных ВККС конкурсов на вакантные должности в местных судах являются несправедливыми по отношению к работающим судьям.

С 2014 года в судах образовался большой дефицит кадров, и проблема обостряется ежедневно. Например, 20 августа ВСП уволены в отставку еще семь коллег. Вероятно, с момента подготовки и до публикации этого материала нехватка кадров еще увеличится. При этом судьи, которые остаются в судах, работают в условиях чрезвычайной нагрузки и часто не по месту своего проживания. В 2018 году в судах первой инстанции рассматривались 3 343 284 дела. Фактически сейчас судья первой инстанции слушает около 120 дел в месяц, то есть по пять дел каждый рабочий день.

Когда 2 июля 2019 года ВККС объявила конкурс на занятие 505 должностей, с одной стороны, появился шанс существенно улучшить кадровое положение в судах, а с другой — действующие судьи ощутили, что их профессиональные права нарушили. Речь идет о праве каждого судьи принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности в любом суде. По данным сайта ВККС, по состоянию на 27 июня 2019 года в местных судах Украины было 794 вакантных должности судей.

Сегодня насчитывается около 400 судей, желающих получить перевод в другой суд. Часть из них обращались в Совет, указывая на необходимость объявления единого конкурса как для судей, так и для кандидатов. Всех беспокоит вопрос, каким образом ВККС определила, сколько должностей должны занять действующие судьи, а сколько — новые.

Логично, что Совет отреагировал на эту ситуацию решением № 35 от 5 июля 2019 года.

На мой взгляд, ВККС надо было провести консультации с членами Совета до объявления этого и других конкурсов, чтобы избежать вопросов, возникших сегодня вокруг них. В результате два конкурса — для судей и для кандидатов — проводятся параллельно.

На заседании Совета судей 2 августа с.г. члены ВККС разъясняли позицию Комиссии. И если причины невозможности общего конкурса можно понять, то причин, почему в дополнительно объявленных конкурсах не могут принять участие судьи, осуществляющие правосудие, но по независящим от них причинам не прошедшие квалификационное оценивание, мне понять сложно. Это также касается и судей-«пятилеток», не имеющих права осуществлять правосудие.

Сейчас я говорю о 2544 судьях, подавляющее большинство из которых сдали квалифэкзамен. По моему мнению и мнению Совета судей Украины, это позволяет допустить таких судей к конкурсу по переводу и определить их рейтинг по результатам одного лишь экзамена. Собственно, положения статей 78–79 Закона прямо на это указывают.

И в своем решении № 49 от 2 августа с.г. мы акцентировали внимание на необходимости безотлагательного внесения изменений в условия проведения конкурса для обеспечения права на участие в нем всех судей независимо от этапов квалифоценивания.

Не думаю, что члены ВККС, объявляя такие конкурсы, желали ограничить судей в их правах, но, на мой взгляд, соответствующим решениям Комиссии не хватает взвешенности, обоснованности и пропорциональности. Они не выглядят обеспечивающими баланс между возможными неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов участников соответствующих правоотношений и целями, для достижения которых они приняты.

Фактически на разных чашах весов оказались общие интересы судебной власти в хотя бы частичном утолении кадрового голода, соответствующие общественному интересу в улучшении доступа к правосудию, и частные интересы кандидатов на должности судей (желающих занять должности) и судей (желающих работать в суде, расположенном ближе к дому, к семье).

В моем представлении идеальным был бы такой вариант: сначала объявляется конкурс на все вакантные должности для судей, изъявивших желание перевестись в другой суд, по итогам которого количество вакантных должностей не изменится — освободятся должности в судах, в которых ранее работали судьи. После этого объявляется конкурс на все вакантные должности для кандидатов. Однако надо признать, что такой процесс слишком растянется во времени, особенно если часть из действующих судей пожелают пересдать экзамен. Соответственно, это еще более отсрочит заполнение 467 вакантных должностей в 263 общих местных судах.

Другой вариант, который Совет судей предложил своим решением № 35 от 5 июля 2019 года: конкурс мог бы быть объявлен сразу и для кандидатов, и для судей, с распределением всех вакантных должностей 50/50. Тогда шанс занять должность в некоем суде будет и у судей, которые ожидают перевода ближе к дому, и у кандидатов. Именно поэтому по моей инициативе в августе проведены встречи с отдельными членами ВККС для донесения нашей позиции. Мы также встречались с судьями, обратившимися в Совет. Хочу сразу обратить внимание, что преимущественно коллеги, с которыми я встречался, общие интересы судебной власти и интересы общества в улучшении доступа к правосудию ставят выше своих личных и понимают, что любое промедление с решением вопроса заполнения вакансий в судах не принесет пользы ни судам, ни судьям, ни гражданам.

Все сходятся во мнении, что объявление дополнительных конкурсов могло бы обеспечить баланс интересов судей и кандидатов в судьи при условии соблюдения рекомендаций Совета судей Украины, изложенных в решении № 49 от 2 августа 2019 года, а именно: в таких конкурсах смогут принять участие и судьи, не завершившие квалификационное оценивание, неполномочные судьи-«пятилетки». Также предлагалось, чтобы ВККС незамедлительно объявила конкурс на вакансии в апелляционных судах, чтобы дать возможность части действующих судей, ожидающих перевода, претендовать на должности в судах высшей инстанции.

К слову, последняя рекомендация была учтена, и 9 августа с.г. ВККС объявила такой конкурс на 346 должностей судей в апелляционных судах. Но к другим нашим предложениям в Комиссии пока не прислушались и изменения в условия конкурсов не внесли.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Содержание

VOX POPULI

Расставить приоритеты

Акцент

Сложности перевода

Государство и юристы

Сто дней от приказа

Банкопат

Убирать наповал

Залог победы

Документы и аналитика

Сдержать марку

Зарубежная практика

Сетевой фильтр

Новости

Новости юридических фирм

Новости из зала суда

Новости из-за рубежа

Карта событий

Отрасли практики

Обратная сторона модели

Ощущение недоказанности

Самое важное

Кадровый дуэт

Обстоятельное рассмотрение

Судебная практика

Читать до десяти

Простительная ошибка

Отменная редакция

Судебные решения

О нюансах обжалования действий госисполнителя, которыми при исполнении решения суда нарушены права лица, не являющегося стороной дела

Суд не должен принимать меры обеспечения иска, которые фактически являются тождественными удовлетворению исковых требований

Тема номера

Поставить под удар

Подтянуть форму

Частная практика

Балльное место

Другие новости

Slider

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: