Словарный запал — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (1034) » Словарный запал

Словарный запал

Нормотворческая коррекция — неизбежная процедура, которую время от времени проходит практически любой комплексный законодательный продукт, причем в некоторых сферах, например в уголовном праве, проба для законодательного пера проводится с завидным постоянством. Не так давно в парламенте был зарегистрирован законопроект № 7119 (его автор — народный депутат Украины Андрей Антонищак), которым предложено концептуально переосмыслить терминологию законодательства об уголовной ответственности.

Этой законодательной инициативой предусматривается внесение комплексных изменений в Уголовный кодекс (УК) Украины (коррекция порядка 50 статей из Общей и Особенной частей Кодекса), целью которых, как декларируется в пояснительной записке к проекту, является приближение законодательства об уголовной ответственности к международным актам, ратифицированным Украиной, и отказ от двойных стандартов, оценочной терминологии и «не юридических терминов». К последней категории автор законопроекта, в частности, относит понятие «душевное волнение», которое употребляется в положениях части 4 статьи 36, части 3 статьи 39, пункта 7 части 1 статьи 66, статьи 116, статьи 123 УК Украины. «Данный термин не является юридическим, тем более медицинским, поэтому есть необходимость в его замене», — констатируется в пояснительной записке к проекту закона. На замену предлагается ввести понятие «эмоциональное возбуждение».

УК Украины содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за телесные повреждения любой степени тяжести и видов (статьи 121–128 Кодекса). Проанализировав уголовное законодательство зарубежных государств (таких, например, как Республика Казахстан, Российская Федерация, Грузия), инициатор данных изменений приходит к выводу, что некоторые украинские понятия в них не применяются. А именно — для определения телесных повреждений используется термин «вред здоровью», который принадлежит, как отмечается, не только к уголовному праву, но и к другим сферам: судебной медицине, трудовому, гражданскому праву и т.д. Кроме того, статьи УК Украины по охране здоровья человека от преступных посягательств содержат термин «стойкая утрата трудоспособности», которую, по убеждению автора проекта № 7119, можно трактовать двояко: законодатель не определил, о какой именно работоспособности идет речь — «профессиональной» или «общей». «Конечно на практике, то есть у судебно-медицинских экспертов и сотрудников правоохранительных органов, это не вызывает особых вопросов, но нормы любого закона, в том числе и УК Украины, должны быть лаконичными и понятными», — подчеркивается в пояснительной записке к законодательной инициативе. В связи с этим предлагаются следующие коррективы. Термин «телесное повреждение» в положениях целого ряда статей УК Украины заменить на «вред здоровью», а в диспозициях статей 121, 122, 125 Кодекса словосочетание «стойкая утрата трудоспособности» — на «стойкая утрата общей трудоспособности».

Проектом закона также модифицируются положения, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, совершаемые по мотивам расовой, национальной и религиозной нетерпимости (пункт 14 части 2 статьи 115, часть 2 статьи 121, часть 2 статьи 122, часть 2 статьи 126, часть 2 статьи 127 УК Украины). Формулировку «по мотивам расовой, национальной и религиозной нетерпимости» в указанных нормах Кодекса предлагается заменить на более детальную нормотворческую конструкцию, охватывающую большее количество мотивов, — «по мотивам расовой, национальной, религиозной, политической, этнической нетерпимости или нетерпимости, обусловленной имущественным положением, местом (регионом) проживания или языком общения». Тем самым положения законодательства об уголовной ответственности гармонизируются с предписаниями Конституции Украины, в частности статьи 24 относительно того, что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

К категории противоречивой терминологии уголовного законодательства автор законопроекта № 7119 относит и определение «задержание преступника», содержащееся в статьях 38, 118, 124 УК Украины, ведь в понимании Основного Закона «преступником» считается лицо, вина которого доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Поэтому в указанных выше нормах Кодекса предлагается применить единую терминологию — «лицо, совершившее преступление».

Данной законодательной инициативой также обращается внимание на то, что статья 127 («Пытки») УК Украины содержит оценочные понятия: «сильная физическая боль», «физические или моральные страдания», «мучения», «иные насильственные действия». Как отмечается, такая «перегруженность» указанной нормы непонятной (не определенной в законодательных актах) терминологией на практике приводит к неправильной квалификации и злоупотреблениям. «Умышленное нанесение незначительных телесных повреждений или причинение сильной физической боли или физического или морального страдания без ущерба здоровью с целью принудить потерпевшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле, в том числе получить от него или другого лица сведения или признания или с целью наказать его или иное лицо за действия, совершенные им или другим лицом или в совершении которых он или другое лицо подозревается» — такое упрощенное определение «пыткам» дает инициатор законодательных изменений.

Помимо терминологической обработки УК Украины законопроектом № 7119 предусмотрены и другие концептуальные нововведения. Скажем, Андрей Антонищак ратует за снижение возрастного порога наступления уголовной ответственности за пытки (статья 127 Кодекса) с 16 до 14 лет. В пользу такого предложения приводятся следующие аргументы. Во время совершения деяния, которое причиняет сильную физическую боль или физическое или моральное страдание, человек может нанести потерпевшему умышленное тяжкое или средней тяжести телесное повреждение. Конечно, в этой ситуации квалификация будет осуществляться по совокупности статей, но в возрасте с 14 лет лицо осознает, какие общественно опасные действия оно осуществляет и какой вред могут принести последствия, предусмотренные статьей 127 УК Украины. Такое мнение, как указывается в пояснительной записке к проекту, разделяют и отечественные ученые, отмечая, что вряд ли характер и степень общественной опасности пытки являются меньшими, чем, скажем, умышленное нанесение телесного повреждения средней тяжести или изнасилование, ответственность за которые наступает как раз с 14 лет. Кроме того, пытки являются одним из самых опасных конвенционных (международных) преступлений, они занимают верхнюю позицию по шкале жестокости, являются апогеем ее появления.

Вместе с тем автор законодательной инициативы выступает за криминализацию угрозы причинения телесных повреждений (вреда здоровью — в контексте предлагаемых изменений). Для этого часть 1 статьи 129 УК Украины предлагается изложить в новой редакции, установив, что «угроза причинить вред здоровью, если имелись реальные основания опасаться ее осуществления, наказывается лишением свободы на срок до трех лет». Правда, такая безальтернативная мера наказания за угрозу причинить вред здоровью не совсем соизмерима со степенью ответственности, которая установлена за угрозу убийством, если имелись реальные основания опасаться ее осуществления (действующая часть 1 статьи 129 УК Украины, которая в соответствии с предложенными изменениями становится частью 2 указанной нормы), — арест на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до двух лет. Ужесточение наказания в этой части законодательной инициативой не предусмотрено.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Акцент

Указать влияние

Крутой пуск

Государство и юристы

Оправдать одежды

FX-фактор

Государство и юристы

Новости законотворчества

Создана Межведомственная комиссия по реализации активов

Правительство намерено урегулировать интернет-жалобы

Предлагается изменить законодательство об аренде

Государство и юристы

Открытый опрос

Возникающее отсутствие

Словарный запал

Документы и аналитика

Ждать согласие

Книжная полка

Регуляторный такт

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ отказал в отмене указа Президента в части прекращения гражданства истца

Избранный истцом способ защиты не обеспечивает эффективного восстановления нарушенных прав — ВАСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы LeGran.TT успешно урегулировали спор об оплате диспача

Украинские юрфирмы отмечены FT Innovative Lawyers-2017

Interlegal защитил интересы клиента в МАК при ТПП Украины

Baker McKenzie названа самым известным в мире брендом среди юридических фирм восьмой год подряд

Ведущие эксперты обсудят самые актуальные юридические вопросы для украинского бизнеса в новом семестре Юридической школы ЕВА-Asters

Станислав Скрипник выступил медиатором в решении бизнес-конфликта

Отрасли практики

Чувство места

Ускорение дела

Рисковое уведомление

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Танцуют все!

Награды юристам

Поддали GRу

Лобби дар

Самое важное

Срок труда

Конкурсное начало

Судебная практика

Срок по незнанию

Адвокатская диспозиция

Чьих рук дело

Тема номера

Бес привязанности

Бесполезное ископаемое

Этапы прекращения

Исправить оценку

Почвенная недостаточность

В поисках лада

Частная практика

Дело техники

Штатные учения

Сдать на пять

Інші новини

PRAVO.UA