За все время независимости Украины в парламенте было создано более 100 временных следственных комиссий (ВСК) по расследованию тех или иных обстоятельств или событий. Все они действовали или действуют в рамках такого понятия, как парламентский контроль Верховного Совета Украины. И все это время дискутировался вопрос об их правовом статусе. Ведь есть сферы правоотношений, в которые вмешательство политиков, прежде всего народных депутатов Украины, не допускается.
С недавних пор все действующие ВСК оказались вне правового поля — 15 сентября с.г. вступило в силу решение Конституционного Суда Украины № 20-рп/2009 по делу по конституционному представлению Президента Украины о соответствии Конституции Украины Закона Украины «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховного Совета Украины». Этим решением спорный закон признан неконституционным полностью. Известно, что в настоящее время парламентарии намерены принять этот же закон еще раз, но уже с соблюдением формальностей, повлекших неконституционность акта.
Но пока остается нерешенным главный вопрос: зачем парламенту необходимо право на создание ВСК с полномочиями, заменяющими работу органов внутренних дел и прокуратуры вместе взятых?
Согласно статистике, полученной в результате изучения постановлений парламента по работе ВСК, коэффициент полезного действия работы комиссий не превышает 0,45. И это при условии, если считать эффективной работу ВСК в случае, когда на рассмотрение парламента выносились хотя бы промежуточные результаты. Если же вести речь об утверждении отчетов, показатель будет гораздо ниже. Не говоря уже о том, чтобы данные отчетов стали предметом для реальных действий компетентных органов.
Собственно, а каким может быть результат, если принять во внимание то, что именно расследуется ВСК?
В 2009 году было создано парламентариями 13 ВСК. 19 мая была создана ВСК по вопросам расследования обстоятельств смерти народного депутата Украины IV созыва Плужникова И. и завладения неизвестными личностями его собственностью, акциями телекомпании «Интер». Не успела эта комиссия дать официальные результаты расследования, как в конце августа появился проект народного депутата из той же политической силы, что и инициаторы, о прекращении ее деятельности. Мотивация — то, что было выявлено комиссией, будет целесообразнее передать без публичного оглашения на заседании парламента правоохранительным органам для изучения в пределах их компетенции. Якобы это убережет один из наиболее влиятельных каналов от давления на него в период предвыборной кампании. Комиссия уже собирала информацию, народные депутаты уже имели доступ к конфиденциальной информации канала, и вдруг предпринимается попытка отказаться от идеи расследования. Вызывает сомнения то, что депутаты хотят защитить СМИ от давления, особенно если учесть, что инициатива прекратить работу ВСК чудным образом совпала с уходом из канала генерального продюсера.
В этот же день 19 мая были созданы сразу две ВСК по вопросам расследования инцидента с участием министра внутренних дел Украины Юрия Луценко 4 мая 2009 года. Важность парламентского контроля в данном инциденте, безусловно, есть. Ведь многих украинских граждан задерживают в международных аэропортах, и в том числе в аэропорту г. Франкфурт-на-Майне. Но, как ни странно, до сих пор ни одна из них не дала своего заключения… Да и вообще, об инциденте сейчас упоминают только в рамках шуток. А, между тем, в ходе этих расследований публично нарушено право гражданина на конфиденциальность информации о его здоровье.
В целом, 19 мая стало продуктивным днем в парламенте по созданию «непродуктивных» ВСК. Так же, как и упомянутые выше, не дали никакого результата ВСК по вопросам расследования обстоятельств нарушения Конституции и законов Украины при проведении внеочередных выборов в Тернопольский областной совет 15 марта 2009 года и фактов фальсификации их результатов. Стоит отметить, что вообще этот вопрос — прерогатива административного суда. Но зачем суд, если есть парламентский контроль?
Единственная ВСК, созданная в 2009 году, отчет которой утвержден парламентом — по вопросам расследования обстоятельств нарушения Конституции и законов Украины, принятия противоправных решений должностными лицами Киевского городского совета и его исполнительного органа. Но пока они не реализованы.
Конечно, работа ВСК требует времени, и иногда немалого. Например, отчет ВСК по установлению причин, повлекших кризисное финансовое состояние банка «Украина», и проверке законности при осуществлении его ликвидации был утвержден спустя 3,5 года (июль 2002 — декабрь 2005); три года работала ВСК по расследованию убийств журналистов Георгия Гонгадзе, Игоря Александрова, посягательство на жизнь народного депутата Украины Александра Ельяшкевича и фактов нарушения государственными деятелями Конституции и законов Украины (июль 2002 — сентябрь 2005). Но в среднем ВСК требуется от 2 до 6 месяцев. Хотя в отдельных случаях ВСК может работать крайне оперативно.
Обратим внимание на последствия работы одной из последних ВСК по вопросам установления обстоятельств поставки в Грузию украинской военной техники с целью установления фактов нарушения законодательства Украины и норм международного права, которая завершилась отчетом. Этот стал основанием для обращения в Генеральную прокуратуру за правовой оценкой действий министра обороны, и.о. председателя Службы безопасности Украины, Секретаря Совета национальной безопасности и обороны, которыми блокировалась либо игнорировалась работа ВСК.
Примечательно, что позже, несмотря на отсутствие заключения Генеральной прокуратуры, именно народными депутатами были сделаны заявления о нарушениях со стороны тогдашнего министра обороны Юрия Еханурова, которые не были предметом расследования ВСК, но стали причиной для его отставки.
Возможно, многие события в обществе и работе ВСК совпадение, но анализ их работы в последнее время наталкивает на мысль, что создаются они отнюдь не для публичного парламентского контроля (как представителей всего народа Украины) за некоторыми фактами и обстоятельствами, а лишь для получения доступа к информации, которую в дальнейшем можно использовать против политических и/или экономических конкурентов.
Год | Созданные ВСК | ВСК, завершившие работу отчетом |
1995 | 1 | 1 |
1996 | 5 | 0 |
1997 | 5 | 1 |
1998 | 11 | 8 |
1999 | 9 | 3 |
2000 | 3 | 2 |
2001 | 6 | 2 |
2002 | 13 | 3 |
2003 | 8 | 2 |
2004 | 8 | 1 |
2005 | 6 | 2 |
2006 | 11 | 10 |
2007 | 5 | 1 |
2008 | 10 | 4 |
2009 | 13 | 1 |
Всего | 114 | 41 |
*—по данным официального сайта Верховного Совета Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…