Следственная миссия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №17 » Следственная миссия

Следственная миссия

Народные депутаты Украины предложили свое виденье функционирования специальной временной следственной комиссии, задачей которой будет контроль над органами государственной власти

Алина Назарчук «Юридическая практика»

Регламент Верховной Рады Украины (Регламент) содержит ряд пробелов, которые объективно исключают возможность практической реализации положений Конституции Украины относительно снятия Президента Украины с поста в порядке импичмента. В частности, остаются неурегулированными отдельные вопросы, касающиеся порядка создания и работы временных специальных следственных комиссий, избрания специального прокурора и специальных следователей, а также их правового статуса.

Закон, который должен урегулировать порядок проведения парламентом расследования совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления, утратил силу. Речь идет о Законе Украины «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины» от 15 января 2009 года, который был признан неконституционным согласно решению Конституционного Суда Украины (КСУ) № 20-рп/2009 от 10 сентября 2009 года. Впрочем, эксперты отмечают, что основания для признания закона неконституционным были больше формального характера, чем касались содержания нормативно-правового акта. Поводом для рассмотрения закона на предмет его конституционности послужило представление Президента Украины. Тогда глава государства, Виктор Ющенко, говорил о нарушении конституционной процедуры вступления закона в силу. Закон был принят в результате преодоления права его вето. КСУ пришел к выводу, что повторно рассмотренный закон должен содержать дату его повторного принятия. В свою очередь, судья КСУ (на тот момент) Павел Ткачук изложил особое мнение, заявив, что сама по себе несогласованность даты под текстом закона со временем его повторного рассмотрения не является фактором несоответствия содержания закона положениям Конституции Украины.

Заполнить правовой вакуум не с помощью принятия нового закона, а путем изменения Регламента предложили народные депутаты Украины в законопроекте № 10197 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно порядка реализации конституционных механизмов ответственности власти» (законопроект № 10197).

Процедура формирования

Законопроектом № 10197 предлагается детально регламентировать процедуру формирования временной специальной следственной комиссии. Остановимся на ключевых дополнениях. Так, предложения относительно количественного и персонального состава временной специализированной следственной комиссии будут подаваться в письменной форме депутатскими фракциями (депутатскими группами) в пятидневный срок со дня принятия решения относительно инициирования вопроса о снятии Президента Украины с поста в порядке импичмента и включения такого вопроса в повестку дня сессии Верховной Рады Украины. При этом уточняется, что внефракционные парламентарии могут делегировать своих представителей в состав комиссии в количестве, установленном для депутатских фракций (групп). Право подачи таких предложений будет иметь группа внефракционных народных депутатов Украины в количестве, не меньшем состава наименьшей депутатской группы при условии подписания большинством такой группы.

Следует сказать, что, согласно действующей редакции Регламента, на должность специального прокурора, специального следователя может быть избрано лицо, которое имеет не менее чем десятилетний стаж работы на должности аттестованного прокурора или следователя правоохранительных органов Украины. Впрочем, в предложенной законопроектом № 10197 редакции такое требование для указанных лиц не выдвигается.

В конечном итоге решение об избрании специального прокурора и специальных следователей Верховная Рада Украины будет принимать открытым поименным голосованием большинством от ее конституционного состава.

Статус и полномочия

Заслуживают внимания положения законопроекта № 10197, которыми определяются полномочия и статус специального прокурора и специальных следователей. В частности, специальный прокурор будет пользоваться полномочиями прокурора, которые установлены Уголовным процессуальным кодексом (УПК) Украины, Законом Украины «О прокуратуре» и Регламентом, за исключением полномочий относительно внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, сообщения о подозрении, задержания подозреваемого, применения меры пресечения, предъявления обвинения, продления срока расследования, утверждения обвинительного акта, направления дела в суд. Специальный следователь также будет иметь право пользоваться полномочиями следователя, предусмотренными УПК Украины, за исключением некоторых из них.

С целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования авторы законодательной инициативы хотят предоставить членам временной специальной следственной комиссии право истребовать необходимые документы, материалы и другие сведения у органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, отдельных граждан и их объединений, в том числе сведений, содержащих государственную или другую охраняемую законом тайну (с учетом положений специальных законов).

Следует сказать, что в международной практике подобными полномочиями наделены органы, осуществляющие контроль над органами власти на постоянной основе. Целесообразность внедрения схожих механизмов контроля в нашем государстве отметил народный депутат Украины Георгий Логвинский. Например, в Израиле следственная комиссия парламента является специальным подразделением наиболее влиятельного органа государственной власти, которое обязано контролировать представителей правоохранительных органов. Такая комиссия имеет право вызвать госслужащего с целью получения пояснений относительно уголовного производства, отказ чиновника отвечать на вопросы комиссии служит основанием для его увольнения. Народный депутат Украины считает, что в нашей стране тоже необходимо создать такую систему, при которой следственная комиссия может контролировать не только органы государственной власти, но и правоохранительные органы, в том числе при расследовании ими уголовных производств. Сейчас же, наоборот, любое влияние народного депутата Украины на следствие может расцениваться как уголовно наказуемое деяние. С другой стороны, возникает вопрос: имеет ли следователь комиссии право истребовать документы или же с целью получить документы необходимо обращаться в суд? По мнению г-на Логвинского, на запрос следственной комиссии органы государственной власти должны предоставлять все необходимые материалы, в том числе и материалы уголовного производства, в котором проводится расследование.

Привести в соответствие

Вопрос устранения пробелов в Регламенте актуален в части ответственности не только главы государства, но и членов правительства.

В соответствии с положениями Основного Закона Украины (статья 87) Верховная Рада Украины по предложению Президента Украины или не менее чем одной трети народных депутатов Украины может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия правительству большинством от конституционного состава парламента. Однако на практике для воплощения этой нормы в жизнь необходимо ликвидировать пробелы в Регламенте, который не содержит положений относительно возможности рассмотрения такого вопроса по предложению Президента Украины. Таким образом, часть 1 статьи 231 Регламента (подготовка к рассмотрению Верховной Радой Украины вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины) предлагается дополнить уточнением о возможности рассмотрения вопроса об ответственности правительства не только по предложению одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава парламента, но и по предложению Президента Украины. Также отмечается, что в случае рассмотрения вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины по предложению Президента Украины в пленарном заседании принимает участие глава государства. Регламент уточняется и нормой о вступлении в силу решения парламента об ответственности правительства. Так, согласно законопроекту № 10197, постановление Верховной Рады Украины о выражении недоверия Кабинету Министров Украины вступает в силу с момента объявления председателем парламента на пленарном заседании о его принятии.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA