Новый Таможенный кодекс (ТК) Украины, принятый Верховным Советом Украины 13 марта с.г. с предложениями Президента Украины, вступит в силу 1 июня с.г. Безусловно, необходимость принятия ТК Украины, направленного на упрощение таможенных процедур и внедрение принципов, предусмотренных соглашениями ВТО и Киотской конвенцией, назрела уже давно.
Однако не обошлось без «ложки дегтя». Одним из основных камней преткновения является форсированное вступление в силу ТК Украины уже в начале лета, а не с 1 января 2013 года, как предлагал Президент Украины. Такое «ускорение», осуществляемое без принятия Кабинетом Министров Украины (КМУ) и Министерством финансов Украины (Минфин) необходимых для реализации тех или иных положений ТК Украины подзаконных актов при вступлении в силу достаточно объемного документа, в котором многие вопросы и процедуры регулируются по-новому, выглядит более чем рискованным.
Получается, что госслужащие могут поставить очередную галочку, а бизнесу опять придется осваивать «неизведанное море» отечественного законодательства. Всем понятно, что бизнес в столь короткие сроки не успеет не то что адаптировать свои бизнес-процессы к новым правилам, но даже хотя бы ознакомиться с финальной редакцией ТК Украины и всеми подзаконными актами, которых достаточно много. Например, только 8 мая с.г. на сайте Минфина было размещено 34 (!) проекта.
В целом ТК Украины достаточно прогрессивно регулирует многие вопросы. В рамках этой статьи мы не хотели бы еще раз повторяться и говорить о том, что уже неоднократно обсуждалось в различных публикациях. Например, о том, что теперь таможенное оформление должно занимать до четырех часов, что разрешено декларировать грузы в любой таможне, независимо от места регистрации субъекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД); что брокерам не нужно получать гарантию в размере 300 000 евро и др. Напротив, хотелось бы остановиться на других важных нововведениях ТК Украины.
Одним из важных нововведений должна стать возможность получения субъектами ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО), дающего право на ряд специальных упрощений при осуществлении таможенного оформления товаров. Однако неизвестно, легко ли будет субъектам ВЭД воспользоваться такими преимуществами на практике.
С одной стороны, ТК Украины предусматривает всего шесть условий, выполнение которых необходимо для получения статуса УЭО. С другой — субъект ВЭД обязан подавать анкету с широким перечнем информации о своей деятельности. При этом ТК Украины умалчивает, каким образом соотносятся информация в анкете и упомянутые шесть условий, то есть может ли таможенный орган отказать в предоставлении статуса УЭО, если информация в анкете раскрыта недостаточно полно, но все шесть условий соблюдены.
Более того, ТК Украины прямо устанавливает, что порядок и критерии оценки информации, поданной субъектом ВЭД для получения статуса УЭО, определяются Минфином. Минфин уже разработал проект приказа «Об утверждении Порядка и критериев оценки сведений, заявленных предприятием, для получения статуса уполномоченного экономического оператора» (Проект Минфина). Этот Проект не вносит ясность в вопрос о соотношении анкеты и шести условий. Напротив, утверждает форму анкеты с перечнем информации, которую должен подать субъект ВЭД для получения статуса УЭО на 30 страницах (!). Более того, Проект Минфина предусматривает, что статус УЭО может быть получен, если сумма набранных баллов ВЭД по оценке таможенного органа после проверки предоставленной в анкете информации составляет не менее 50. А куда же девались шесть условий?!
Еще одной «ложкой дегтя» для субъектов ВЭД является то, что, согласно ТК Украины, порядок применения специальных упрощений устанавливается КМУ. А каков будет этот порядок — пока неизвестно.
Довольно позитивной новеллой является право субъектов ВЭД получать у таможенных органов или у Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) индивидуальные консультации относительно практического применения отдельных норм законодательства по вопросам государственной таможенной службы либо обобщающие консультации ГТСУ, относящиеся ко многим субъектам ВЭД. Такие консультации могут быть устными, письменными или в электронной форме.
Следует отметить, что, в целом, это не совсем новый механизм, ведь и сейчас на практике таможенные органы и ГТСУ консультируют субъектов ВЭД. Важно другое: ТК Украины прямо предусматривает, что субъект ВЭД не может быть привлечен к ответственности, если он действовал на основании консультации, предоставленной в письменной или электронной форме (устная форма куда-то затерялась), или обобщающих консультаций ГТСУ, на основании того, что такие консультации были в последующем изменены или отменены. Это нововведение позволит избежать субъектам ВЭД доначислений и значительных штрафных санкций в случае изменения «подходов» таможни к тем или иным вопросам (например, к классификации отдельных товаров), что ранее на практике встречалось достаточно часто.
Также у субъектов ВЭД появилась «дополнительная инстанция» для оспаривания решений, действий или бездеятельности таможенных постов, таможен и самой ГТСУ в Минфине, что в отдельных случаях может быть очень полезным, поскольку позволит избежать судебного разбирательства, которое может длиться очень долго.
Кроме того, ТК Украины прямо предусматривает необходимость возмещения ущерба, причиненного неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью таможенных органов Украины. Все бы ничего, да вот в статье прямо указано, что такое возмещение осуществляется в порядке, предусмотренном законом. Однако, во-первых, где закон, предусматривающий такой порядок? А во-вторых, ни для кого не секрет, что возмещение упирается в то, предусмотрено ли это бюджетом.
Одной из основных задач, которые поставили перед собой разработчики ТК Украины, было разрешение ситуации с определением таможенной стоимости, ставшей притчей во языцех для всех без исключения субъектов ВЭД.
Безусловно, положения ТК Украины в этой части являются прогрессивными. Так, четко предусмотрено, что при определении таможенной стоимости носителей информации, содержащих программное обеспечение, должна учитываться только стоимость носителя информации. Не должны включаться в таможенную стоимость проценты, начисляемые согласно финансовым соглашениям (например, финансовому лизингу).
ТК Украины разделяет все документы, требуемые для таможенного оформления, на несколько групп. Первая группа — это основные документы, подача которых необходима в любом случае. В принципе, список основных документов достаточно «вменяемый». Например, он включает: договор, счет-фактуру, транспортные и страховые документы. Однако непонятно, что законодатель подразумевает под «другими платежными и/или бухгалтерскими документами, подтверждающими стоимость товара и содержащими реквизиты, необходимые для его идентификации».
В случае если документы содержат расхождения, признаки подделки или не содержат всех данных (интересно, кто и как будет определять, все или не все данные были поданы?!) согласно выбранному декларантом методу определения таможенной стоимости, декларант обязан предоставить таможенному органу соответствующие дополнительные документы (при наличии). Безусловно, позитивным является то, что ТК Украины устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые могут требовать таможенные органы. Такое требование должно подаваться в письменном виде и в четко определенных случаях. Однако не до конца понятно, обязан ли декларант предоставлять дополнительные документы только при их наличии…
Дополнительно Таможенный кодекс Украины предусматривает третью категорию документов, которые необходимо подавать исключительно в случае, если у таможенного органа есть обоснованные (?!) основания полагать, что взаимосвязь между покупателем и продавцом повлияла на заявленную таможенную стоимость. Среди таких документов есть и пресловутая калькуляция.
Важно, что ТК Украины запрещает таможенным органам требовать какие-либо другие документы, кроме прямо указанных в ТК Украины. Правда, у таможенных органов и так будет «место для маневров», ведь упомянутый перечень достаточно широк и в ряде случаев предусматривает возможность требовать «другие платежные или бухгалтерские документы».
Приведенный выше анализ (не говоря уже о несогласованностях между отдельными положениями ТК Украины) свидетельствует о том, что, наверное, все-таки не стоило так поспешно принимать столь важный для страны документ. Скорее всего, это понимают и сами законодатели, ведь не зря в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно согласования отдельных норм налогового и таможенного законодательства» № 10452. Этот законопроект предусматривает, в том числе, и внесение изменений в новый ТК Украины, который еще не вступил в силу (!).
МАХИНОВА Анжела — юрист ЮФ «Саенко Харенко», г. Киев
Ольга СЕМЕНОВА,
юрист ЮК «Сетра»
Новая редакция Таможенного кодекса Украины, которая вступает в силу с 1 июня с.г., принесла некоторое количество интересных новаций в вопрос определения таможенной стоимости товаров.
Как и раньше, метод определения таможенной стоимости по цене договора будет ограниченно применяться к операциям между связанными лицами. Но определения термина «связанные лица» в ТК Украины больше не будет — его заменит отсылка к определению в статье 15 Соглашения ГАТТ-94. Бремя доказывания в вопросе, повлияла ли «связанность» лиц на договорную стоимость товаров, перемещено с декларанта (пункт 4 части 4 статьи 267 действующего ТК Украины) на таможенный орган (пункты 12 — 15 статьи 58 нового ТК Украины). Выйдет ли это нововведение за пределы бумаги — покажет практика.
Также уточнен вопрос учета роялти и лицензионных платежей при определении таможенной стоимости товара. Вместо платежей за патенты, знаки для товаров и услуг и авторские права, учет которых предусмотрен в пункте 3 части 2 статьи 267 действующего ТК Украины, будут учитываться платежи за права на литературные и художественные произведения, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки и иные объекты интеллектуальной собственности, то есть перечень объектов интеллектуальной собственности стал намного шире. Подробнее порядок их учета урегулирует КМУ (подпункт 3 пункт 10 статьи 58 нового ТК Украины).
Уполномоченные экономические операторы будут иметь существенные привилегии при определении таможенной стоимости товаров (установлены в пунктах 22, 23 статьи 58 нового ТК Украины). Метод определения таможенной стоимости по цене договора будет применяться к ним автоматически, а контроль за правильностью определения таможенной стоимости — осуществляться исключительно после завершения таможенного оформления и пропуска товара через границу.
Константин СИДОРЕНКО,
директор ЮК Legal Eagles
Как известно, согласно действующей редакции Таможенного кодекса (ТК) Украины, деятельность таможенных брокеров осуществляется предприятиями на основании лицензии. За получение таковой уплачивается одна минимальная заработная плата (согласно постановлению КМУ № 1755 от 29 ноября 2000 года), а обязательным лицензионным условием является страхование деятельности на сумму не менее 34 000 грн (постановление КМУ № 756 от 4 июля 2001 года).
Проектом нового ТК Украины, подписанным Председателем Верховного Совета Украины 5 декабря 2011 года, было предусмотрено, что деятельность таможенного брокера будет осуществляться на основании разрешения. Само по себе изменение формата разрешительного документа (разрешение вместо лицензии) не несло существенного риска для таможенных брокеров — разве что приводило к необходимости снова проходить длинные коридоры разрешительной системы с их бюрократическими ямами и коррупционными барьерами.
Но в статьях 407, 408 редакции ТК Украины от 5 декабря 2011 года были заложены нормы, которые действительно имели шансы стать серьезным препятствием для многих предприятий, осуществляющих таможенно-брокерскую деятельность. К ним можно отнести: 1) необходимость заключить договор финансовой гарантии исполнения обязательств перед государственным бюджетом на сумму, равную совокупности таможенных платежей за последние двенадцать месяцев, но не меньшую, чем 300 000 евро (статья 408); 2) предоставление Государственной таможенной службе права устанавливать дополнительные критерии, правила и условия осуществления деятельности таможенного брокера (статья 407).
Упомянутые нововведения были способны серьезно повлиять на существующий рынок брокерских услуг — многие малые предприятия оказались бы неспособными обеспечить необходимые условия (финансовая гарантия плюс дополнительные условия, установленные ГТС), что привело бы к их вытеснению более мощными конкурентами. С одной стороны, такая ситуация является ограничением конкуренции, с другой — на рынке остались бы исключительно те предприятия, которые имеют определенный финансовый ресурс, что могло положительно сказаться на уровне качества предоставляемых услуг.
Так или иначе, но о последствиях несостоявшегося нововведения сейчас можно только гадать — парламент учел Предложения Президента от 21 декабря 2011 года (а именно их пункт 1), посчитавшего эти нормы «не соответствующими конституционному принципу защиты конкуренции в предпринимательской деятельности», и статья 408 окончательной редакции «таможенной конституции» приобрела безобидный для таможенных брокеров оттенок. Как и сейчас, таможенные брокеры будут действовать на основании лицензии, предоставляемой в общем порядке, предусмотренном Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
Относительно более крупных таможенных брокеров, которые осуществляют также деятельность, упомянутую в пунктах 2 — 6 статьи 404 ТК Украины (как, например, эксплуатация таможенного склада или грузового таможенного комплекса), то им все же придется вдобавок к лицензии получить соответствующие разрешения либо же статус УЭО, который полностью освобождает от разрешительных процедур согласно пункту 5 статьи 15 ТК Украины.
Елена ТРЕГУБОВА,
юрист ЮФ «Салком»
В целом принятие нового Таможенного кодекса можно назвать позитивным шагом для Украины, способствующим приведению украинского законодательства в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур и иными принятыми мировым сообществом актами.
Относительно порядка налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу, следует отметить, что поскольку порядок обложения налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом находится в сфере регулирования Налогового кодекса Украины, новеллы, внесенные Таможенным кодексом Украины, не коснулись этих налогов.
В то же время ТК Украины внес незначительные изменения в налогообложение перемещаемых товаров таможенными платежами. Среди таких нововведений можно отметить повышение беспошлинного лимита относительно стоимости товаров, перемещаемых (пересылаемых) в международных почтовых и экспресс-отправках, до 300 евро. Таможенный кодекс Украины освобождает от обязанности письменного декларирования товаров стоимостью не выше эквивалента 1000 евро, которые ввозятся гражданами Украины в ручной поклаже путем воздушного соединения, и товаров (за исключением подакцизных) стоимостью не выше эквивалента 500 евро, которые ввозятся другими видами соединений, за некоторыми исключениями.
Таким образом, новый Таможенный кодекс Украины не внесет существенных изменений в порядок налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Александр ТРЕТЬЯКОВ,
юрист ЮФ «Антика»
Основным нововведением Таможенного кодекса Украины, безусловно, является закрепление в одном нормативном акте детального перечня полномочий таможенных органов при проведении проверок, а также исчерпывающих оснований и сроков их проведения. Так, среди новых полномочий следует отметить право таможенных органов обратиться в суд с целью ареста счетов в банковских учреждениях, а также право требовать проведения инвентаризации, временно ограничивать доступ к компьютерам, сейфам, архивам, помещениям предприятия путем опечатывания таких мест.
Кодекс также вводит относительно новую для таможенных органов форму контроля — встречная сверка, основанием для которой может быть необходимость получения сведений от лица, владеющего документами или информацией, необходимыми для принятия решений в ходе проведения таможенными органами документальной проверки. К сожалению, вопрос проведения встречной сверки в Таможенном кодексе Украины на достаточном уровне не урегулирован, в отличие от Налогового кодекса Украины, что на практике может создать проблемы и вызвать споры.
В целом, следует отметить, что с принятием ТК Украины механизм проведения проверок таможенными органами должен стать более упорядоченным, что позитивно отразится на защите интересов субъектов хозяйствования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…