Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №8 (687) » Сколько у нас настоящих лидеров?

Сколько у нас настоящих лидеров?

Рубрика Тема номера
О роли и качествах настоящего партнера юридической фирмы

Лидеры поневоле

У большинства партнеров нынешних российских и украинских юридических фирм не было выбора — становиться или не становиться парт­нерами. Лидерами своей практики чаще всего они становились просто в силу решения отправиться самим в свободное рыночное плавание и повести за собой команды единомышленников. И лишь новое поколение «выращенных партнеров» в последние годы обретает возможность следовать паттернам своих старших коллег.

Откуда же взяться органичному парт­нерскому поведению, если в твоем профессиональном становлении у тебя перед глазами в течение долгих лет не являлся живой образ такого поведения? Можно, конечно, посмот­реть на сильных и гармоничных лидеров на профессиональных форумах, в сделках и процессах (где являются иногда даже инопланетяне из мира фирм с традициями, измеряемыми поколениями). Но чаще получалось иначе: «воспитание партнеров» было заменено самопровозглашением — «в своей фирме я могу построить свой бизнес лучше, чем это делал мой предшествующий работодатель или ­наставник, и уж точно — не оглядываясь на тех, кто этот бизнес строит чуть дольше — в своем отечестве или в чужом».

В итоге, став первыми в своих фирмах (число которых явно чуть больше, чем нужно рынку), нынешние партнеры нередко «строят» себя, ориентируясь исключительно на свое управленческое чутье, маневрируя лишь между необходимостью руководить людьми внутри и очевидными ожиданиями со стороны клиентов извне. Нередко побуждающим мотивом такого самостроительства является вообще чувство стыда: «пусть я делаю что-то не так, но, по крайней мере, никто это не наблюдает и не может мне сказать, как это надо делать, ибо это — только мое дело».

Такая стихийная эмансипированность имеет очевидный плюс — лидеров новых национальных рынков отличает свободное мышление и способность принимать смелые ответственные решения. Я знаю этих людей и профессионально изучаю их — это исключительно талантливые профессионалы с выдающимся набором личных и профессиональных качеств.

Однако очевидны и минусы «безотцовщины»: не имеющие устоявшегося вкуса к потреблению юридических услуг клиенты (особенно — такие же эмансипированные самоучки), доверяя лично молодым лидерам, ведь и вправду могут подумать, что партнеру уважающей юридической фирмы может быть свойственно лукавство и изворотливость, или презрение к своим младшим коллегам, или безразличие к судьбам профессии, или сфокусированность на сверхгонорарах. И откуда клиентам взять образ правильного партнера, если клиент не распробовал «разных»?

Вместо того чтобы расти вместе, клиенты и множество юридических фирм поддерживают взаимную иллюзию о том, как юридические услуги продаются и покупаются. А любая иллюзия малополезна.

В поисках «идеального» партнера

Посмотрим на партнеров юридических фирм на рынках с многовековой традицией. Получается интересная картина: при всем многообразии и индивидуальных особенностях лидеров юридических фирм их все же объединяет определенный набор качеств. Я даже не побоюсь сказать, что все они во многом очень похожи, если мы говорим о партнерах фирм в сфере бизнес-права — индустриальных юридических фирм, нацеленных на оказание юридических услуг для крупного и среднего бизнеса. В чем же именно они похожи?

Любой партнер, во-первых, в состоянии генерировать и поддерживать устойчивую прибыльность своей практики, составляющей определенный элемент портфолио юридической фирмы. Это качество подразумевает и возможность «приводить» клиента, и способность ответственно руководить проектом, поддерживая соответствующий рычаг в исполнении (работать своими «дорогими часами» и надлежащим образом делегировать работу наемным юристам, чей труд, собственно, и приносит прибыль в юридическом бизнесе). Данная характеристика включает в себя и возможность партнера увидеть на рынке нишу для своих услуг.

На чем строится способность быть финансовым генератором в фирме? На втором ключевом качестве партнера — способности и даже таланте выстраивать и поддерживать доверительные отношения со своими клиентами, личное доверие которых к партнеру последний в состоянии ретранслировать на свою фирму.

В-третьих, партнер выступает лидером внутри своей фирмы, являя тот самый образ того, как надо работать. Его индивидуальное профессиональное мастерство как совокупность квалификаций сочетается со способностью повести за собой людей. В учебниках по управлению юридической фирмы эта характеристика обозначается как «лидер по мышлению — в праве и в человеческих отношениях».

Четвертое измерение «идеального» парт­нера лежит в плоскости профессионального сообщества: партнер, как правило, является феноменом рынка, а не просто лидером в своей команде. Коллеги-конкуренты признают данное лицо как одного из лидеров рынка, причем такое признание лишь отражает тот факт, что клиенты доверяют и верят данному человеку. А чего же нам-то, заклятым друзьям, не верить в способность данного человека выполнять работу так, что клиенты не только остаются довольны, но и укрепляются в мысли о том, что, по большому счету, все мы здесь — классные юристы, способные ответственно работать.

Аспект номер пять — способность к самому партнерству, то есть к таким отношениям со своими коллегами-парт­нерами, которые бы подразумевали разумный баланс «вклада-отдачи» в совместном ведении дела. Это и способность поддерживать доверие коллег, и способность доверять. Это и поддержка, и способность принять поддержку. Немаловажна также способность увидеть в своих младших коллегах будущих партнеров — согласитесь, одна из самых сложных задач. Ведь поставить «критерии для входа в партнерство» — не так сложно, как принять тот факт, что с такими же или даже большими требованиями к тебе будет обращаться твой будущий партнер.

И, наконец, так уж получается, что парт­неры успешных фирм, страшно сказать, — люди порядочные. На деонтологическом языке это можно назвать «способностью лично соответствовать высоким профессиональным стандартам (при их наличии!) и обеспечивать их соблюдение своими людьми». Честность по отношению к клиентам, сообществу, цельность в выполнении своей миссии, ответственность, корректность — может ли партнер рассчитывать на успех, не проявляя постоянно и безупречно данных качеств?

И сколько же классных партнеров на развивающихся рынках, к числу которых, безусловно, относится как Россия, так и Украина? Мне представляется, коллеги, что счет пойдет на единицы, а не на десятки. А если это так, то становится ясней, на что могут быть направлены усилия партнеров юридических фирм на рынке.

Я убежден, что в размышлениях о балансе интересов партнеров в партнерских соглашениях нынешним лидерам стоит сделать акцент на поддержку устремлений каждого партнера каждый год хоть в чем-то «прибавлять» — себе и фирме. Особенно это оказывается значимым в тех областях, где прибавить можно и нужно побольше. Культивировать свой талант, откровенно запуская то, что сейчас не очень получается, да еще и оправдывать это постоянно «особым видением» модели управления своей фирмой — безответственно по отношению к своему партнерству, а по большому счету — еще и не очень радостно для рынка, борющегося за большее доверие со стороны клиентского сообщества.

Место встречи мировых и отечественных трендов

А так ли уж стопроцентно совершенна модель «классического партнерства»? Удивительным образом вокруг этого вопроса мировой рынок юридических услуг, движимый одними мотивами, встречается с трендами и стихийными моделями новых рынков.

Западный рынок уже готов смириться с тем, что концепция «человека экономического», чьи поступки обусловлены идеальным и последовательным стремлением к материальной эффективности, уже не работает. Идеальный трек молодого юриста, который «обязан мечтать о партнерстве», уже точно не представляется идеальным. Крупные индустриальные фирмы конкурируют за создание условий для оптимального раскрытия таланов своих специалистов. Программы интеграции опытных «советников», гибкие условия работы для юристов, сознательно делающих выбор в пользу личной и семейной жизни, обозначение «приятных условий работы» в качестве конкурентного преимущества в борьбе за лучших клиентов («Вам будет приятно с нами работать, потому что работающим у нас людям — приятно работать»), укрепление лидерства тех фирм, которые инвестируют в создание уникальной внутренней нормативной среды — вот наиболее наглядные признаки начала эры «свободных профессионалов», сменяющих «экономических людей».

На русскоязычных рынках мы замечаем те же результаты, однако, нередко с иной мотивацией. Для нынешних лидеров России и Украины уже очевидно, что отнюдь не все их молодые коллеги мечтают о партнерстве, даже если сами парт­неры об этом мечтают. Стремление реализовать себя как профессионал на молодом рынке нередко заменяется сочетанием инфантильных ожиданий молодых коллег («сделайте мне красиво и удобно») и патернализма со стороны лидеров («они никогда не будут мыслить, как мы»).

В результате лидирующие позиции на рынках завоевывают фирмы с устойчиво «глубоким рычагом»: с небольшим количеством партнеров относительно количества наемных юристов. В той мере, в которой такая среда препятствует росту новых лидеров (в копилку всего рынка), — эта тенденция носит негативный характер. Не повзрослев — не вырастим. В той же мере, в которой фирмы смогут принять сложившуюся ситуацию и развернуть ее к решению своих стратегических задач, в том числе кадровых, — в той мере у нас остается надежда, что уникальный эмпирический опыт последних десятилетий выведет нас в мировые лидеры, на сей раз — по новой управленческой культуре.

ХВОЩИНСКИЙ Александр — управ­ляющий партнер LegalStudies.RU, г. Москва

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Авторитеты

Самые влиятельные, известные, уважаемые среди мужчин-юристов

Актуальный документ

Документы и аналитика

Изменение иска

Акцент

Меняем практиков на ученых

В фокусе: Туризм

Кто в ответе за туристов?

Государство и юристы

Властная вертикаль

Спорим с ГНС без суда

Государство и юристы

Новости законотворчества

Ограничение доступа к инсайдерской информации

Принят Закон о градостроительной деятельности

Централизация допуска в нотариат

На Украине вводится Европротокол

Государство и юристы

Под куполом

Комитетская ротация

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Документы и аналитика

Живем вместе, ипотека – врозь

Новеллы права на встречный иск

Неделя права

Полезные уточнения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Спорт на бесплатном ТВ

Ограничение для судей

Неделя права

Ход омбудсменом

Для Президента подготовили модель ассамблеи

Incoterms-2010 уже на украинском

Неделя права

Новости из-за рубежа

Российские судьи не берут взяток?

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не признал ООО «Италстудио» надлежащим ответчиком

Суд обязал Окунскую-Власенко возместить моральный вред

Суд не нашел в бездеятельности ВСЮ противоправности

Новости юридических фирм

Частная практика

Акции ГК «Агролига» начали котироваться на Варшавской бирже

Baker & McKenzie консультирует по приобретению Киевского ЦУМа

Integrites — советник KWH Plast

«Саенко Харенко» сопровождает получение разрешения АМКУ на приобретение Swissport

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Quo vadis, рынок юруслуг?

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Санкции за расточительное расходование ресурсов

О стоимости транспортных расходов

О признании недействительным решения общего собрания участников ООО

Самое важное

Судьи за право на апелляцию

Судебная практика

Устав юрлица – акт, а не сделка

Закон или жизнь

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания недействительными положений устава акционерного общества

Об отчуждении имущества предприятия, основанного на государственной собственности

Тема номера

Адвокатская этика VS. конкуренция

Сколько у нас настоящих лидеров?

Должен ли юрист быть экспертом в бизнесе?

Частная практика

Юрист в соцсети: как себя вести

Таблички — по стандарту

Юридический форум

Юрист обязан быть идеалистом!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: