В последние несколько лет во всем мире ведется активная борьба с противодействием размытию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения в рамках реализации плана действий по предотвращению BEPS (Base Erosionand Profit Shifting), известного как план BEPS, разработанного в 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD) совместно с «большой двадцаткой» (G20), который состоит из 15 пунктов. Несмотря на то что многие государства не являются членами OECD, а план BEPS носит рекомендательный характер, большинство из них заявило о своем желании имплементировать положения плана BEPS с целью соответствия европейским стандартам.
Экономическое присутствие
Одним из основных шагов минимального стандарта плата BEPS является шаг № 5 — совершенствование мер борьбы с налоговыми злоупотреблениями: компания должна показать фактическое экономическое присутствие в стране ее регистрации для использования налоговых выгод ведения бизнеса в той или иной юрисдикции.
Требования к экономическому присутствию на законодательном уровне уже приняли Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Остров Джерси, Остров Мэн, Остров Маврикий, а также ряд других низконалоговых юрисдикций.
После того как в марте 2019 года Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) были включены в обновленный перечень юрисдикций, которые не сотрудничают по налоговым вопросам с ЕС (The revised EU list of non-cooperative jurisdictions for tax purposes), с примечанием, что ОАЭ содействуют офшорным структурам, направленным на привлечение прибыли без реального экономического присутствия, правительство ОАЭ 30 апреля 2019 года приняло Резолюцию относительно требования экономического присутствия № 31 (Resolution No.31 of 2019 concerning economic substance requirements) (Резолюция).
Действие Резолюции распространяется на: банковский бизнес, страховой бизнес, бизнес по управлению инвестиционными фондами, деятельность в сфере финансового лизинга, бизнес по предоставлению управленческих услуг, бизнес по грузоперевозкам, деятельность холдинговых компаний, бизнес в сфере интеллектуальной собственности, бизнес центров дистрибуции и услуг, которые предоставляются на территории ОАЭ, включая вышеперечисленные виды бизнеса, лицензируемые в свободной зоне (free zone) или финансовой свободной зоне (financial free zone).
Соответствие требованиям
Считается, что компания соответствует требованиям экономического присутствия, если:
1) деятельность, которая является основным источником ее дохода (Core Income Generating Activity — CIGA), осуществляется на территории ОАЭ;
2) управление CIGA осуществляется на территории ОАЭ, в частности:
3) компания обладает достаточным числом квалифицированных сотрудников, трудоустроенных на полную ставку для соответствующего вида деятельности, которые находятся на территории ОАЭ, или компания имеет достаточный уровень расходов на аутсорсинг сторонних поставщиков услуг, чья деятельность, сотрудники, расходы и помещения находятся на территории ОАЭ и число/размеры которых являются достаточными для соответствующего вида деятельности;
4) необходимый уровень расходов на операционную деятельность осуществляется на территории ОАЭ или необходимый уровень расходов на аутсорсинг сторонним поставщикам услуг, чья деятельность, сотрудники, расходы и помещения находятся на территории ОАЭ и число/размеры которых являются достаточными для соответствующего вида деятельности;
5) компания имеет достаточные материальные активы или достаточный уровень расходов на поставщиков услуг, чья деятельность, работники, расходы или помещения находятся на территории ОАЭ и чья деятельность, работники, расходы и помещения являются достаточными для предоставления соответствующих услуг;
6) в случае если CIGA аккумулируется другой компанией, основная компания имеет возможность проводить мониторинг осуществления деятельности этой компанией.
Для целей исполнения требований 3, 4, 5 компания может привлечь третьих лиц — поставщиков услуг, при условии, что компания способна демонстрировать необходимый уровень контроля за деятельностью таких поставщиков услуг, поставщики услуг осуществляют деятельность на территории ОАЭ, экономическое присутствие поставщиков услуг не будет использоваться постоянно большим количеством компаний для обеспечения их собственного экономического присутствия.
Стоить отметить, что, согласно Резолюции, компании, которые осуществляют холдинговую деятельность и основным источником дохода которых являются дивиденды и доход от прироста капитала, соответствуют требованиям экономического присутствия, если они не нарушают требований относительно подачи каких-либо документов соответствующим регуляторным органам согласно применимому законодательству на территории ОАЭ и имеют необходимое количество работников и помещений для осуществления холдинговой и управленческой деятельности. Однако данное послабление не распространяется на холдинговые компании, которые имеют также другой доход помимо дивидендов и дохода от прироста капитала.
Соответствующий регуляторный орган имеет право определить, что компания не соответствует требованиям экономического присутствия в течение конкретного финансового года, но не позднее чем через шесть лет после окончания финансового года, за который осуществляется такое определение. Однако данное не применяется, если уполномоченный регуляторный орган не может определить соответствие требованиям экономического присутствия в результате предоставления компанией заведомо неправдивых сведений, неумышленного действия или мошенничества.
Резолюция обязывает компании ежегодно уведомлять соответствующий регуляторный орган о видах деятельности, которые они осуществляют и в отношении которых есть требование относительно обязательного экономического присутствия, о том, облагается ли доход, полученный от их деятельности, налогами за пределами ОАЭ, и о дате окончания их финансового года. Форма и порядок уведомления определяются регуляторным органом.
В других юрисдикциях
Если сравнивать требования, касающиеся экономического присутствия в ОАЭ, с требованиями относительно экономического присутствия в других юрисдикциях, таких как, например, Остров Мэн, Остров Джерси и Британские Виргинские Острова, можно сделать вывод, что они практически идентичны, поскольку приняты на основании европейских стандартов.
В случае несоблюдения требований относительно экономического присутствия в ОАЭ применяются санкции. Первичные санкции — штраф в размере от 10 000 до 50 000 дирхамов (экв. от 2700 до 13 600 долл. США). Санкции за нарушение предоставления информации — штраф в размере от 10 000 до 50 000 дирхамов (экв. от 2700 до 13 600 долл. США). Санкции за повторное нарушение требований относительно экономического присутствия — штраф в размере от 50 000 до 300 000 дирхамов (экв. от 13 600 до 81 600 долл. США).
Таким образом, санкции за нарушение требований относительно экономического присутствия, а также непредоставление информации о соответствии требованиям являются существенными, хотя и не предусматривают лишения свободы, как например, закреплено в законодательстве Британских Виргинских Островов. Как эти санкции будут применяться на практике, можно узнать только после подачи компаниями информации за первый отчетный период, которым в большинстве случаев является 2019 год. Но ясно одно — OECD серьезно настроена на борьбу с использованием офшорных и низконалоговых юрисдикций для налоговых выгод, и ей удалось склонить к сотрудничеству страны — оплоты налогово-офшорных схем.
СЕРГЕЙЧУК Виктория — юрист OSTIN Law Firm, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…