12 января с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован и принят в первом чтении законопроект № 2885 «О парламентской оппозиции», внесенный народными депутатами фракции БЮТ. Данный законопроект направлен на предоставление парламентской оппозиции реальных законодательных гарантий контроля и влияния на исполнительную власть, а также на парламентское большинство.
Читая этот нормативный акт, первое, на что обращаешь внимание, — это на само определение парламентской оппозиции. Таковая определяется как добровольное депутатское объединение депутатских фракций (или фракции) в Верховном Совете Украины и (или) народных депутатов, которые не вошли в парламентское большинство, подали заявление о переходе в оппозицию, не соглашаются с официальным политическим курсом парламентского большинства и Кабинета Министров Украины (КМУ) либо же со способом его реализации, осуществляют контроль за деятельностью парламентского большинства и правительства, критикуют их деятельность и предлагают альтернативную программу развития Украины и пути ее реализации. Такое определение является достаточно исчерпывающим: сразу становится понятно, чем должен заниматься оппозиционер. Но в то же время возникает вопрос относительно его обязанности критиковать деятельность парламентского большинства и КМУ. Исходя из определения, оппозиционер обязан этим заниматься, но вот каким образом и есть ли для этого какие-либо критерии — не указывается. Также стоит упомянуть, что, согласно законопроекту, оппозиционная деятельность является добровольной, то есть вхождение в состав оппозиции, равно как и выход из нее, является свободным выбором каждого народного избранника.
Для создания оппозиции необходимо, чтоб депутат или фракция написали об этом заявление и подали его в Аппарат Верховного Совета Украины. Моментом создания оппозиции будет считаться официальное оглашение Председателем Верховного Совета Украины указанных заявлений. Относительно необходимого минимального количества депутатов для формирования оппозиции в законопроекте, к сожалению, ничего не сказано. Однако представляется, что данный показатель все же необходимо конкретизировать, иначе, при буквальном понимании этого нормативно-правового акта, даже один депутат сможет считаться парламентской оппозицией и пользоваться всеми правами, предусмотренными этим же законопроектом.
Чтобы процесс формирования оппозиции считался завершенным, в течение 4 дней со дня оглашения заявлений состав оппозиции должен быть опубликован в газете «Голос Украины», а через месяц в той же газете должна быть опубликована альтернативная программа развития страны.
Основными нормами данного законопроекта можно признать положение, регламентирующее распределение сил между оппозицией и большинством в парламенте, а также статью 14, предусматривающую право на создание оппозиционного правительства и других вспомогательных органов.
Что касается первой из упомянутых норм, то речь идет о представлении оппозиции в комитетах Верховного Совета. Так, оппозиция будет иметь право выдвигать свои кандидатуры на замещение должности председателя в 12 комитетах из 27 существующих, среди которых такие как: функционирования правосудия; свободы слова и информации; бюджетный; контроля за деятельностью государственных монополий, национальных акционерных компаний, государственных банков и управления государственными корпоративными правами; энергетической безопасности и др. Помимо этого, оппозиция имеет право быть представленной первыми заместителями председателей всех комитетов, кроме тех, которые возглавляют ее представители. Оппозиции гарантируется также право на замещение должности заместителя Председателя Верховного Совета Украины.
Нормы относительно создания оппозиционного правления, количественный и персональный состав которого будет определяться парламентской оппозицией, достаточно новы для украинского законодательства. Основная функция такого правления будет заключаться в постоянном контроле за деятельностью КМУ. Что касается других органов государственной власти, то парламентская оппозиция будет также принимать участие в формировании состава Счетной палаты (председатель, заместитель и секретарь), Высшего совета юстиции (1 член), совета Национального банка Украины (4 члена) и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (2 члена).
Финансирование деятельности парламентской оппозиции должно осуществляться секретариатом парламентской оппозиции за счет средств, выделенных из Государственного бюджета Украины для обеспечения деятельности Верховного Совета Украины.
Резюмируя вышеприведенное, можно сказать, что при всех недостатках данный законопроект является достаточно интересным и нужным для нашего государства. Впрочем, спешить с выводами не будем, ведь этот законопроект пока принят только в первом чтении, и дальнейшая его судьба зависит от наших парламентариев.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…