Система страхования банковских вкладов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (359) » Система страхования банковских вкладов

Система страхования банковских вкладов

Рубрика Тема номера

Будущее индустрии финансовых услуг, как никакой иной, прямо связано с пот-ребностью в доверии со стороны вкладчиков и инвесторов. Поскольку банки являются одними из наиболее активных участников рынка финансовых услуг, данный тезис справедлив и для них. Тем более на Украине, где иные финансовые посредники пока не смогли занять полагающееся им место в системе аккумуляции и размещения капитала.

Итак, для любой банковской системы существенно важны стабильность и доверие со стороны потенциальных вкладчиков. Стабильность обеспечивается благодаря наличию целого ряда факторов, одним из которых мировая практика признала систему страхования (гарантирования возврата) вкладов. Наличие созданной в стране системы страхования гарантирует вкладчику — частному лицу возможность получения в случае банкротства банка размещенного в нем вклада полностью или частично (в зависимости от размера такого вклада) в достаточно короткий срок. Источником страховых выплат служат средства специальных фондов, создаваемых банковскими учреждениями при участии, как правило, государства (в лице центрального банка). Страхование депозитов направлено на защиту вкладчиков — физических лиц (так называемых мелких вкладчиков) с целью предотвращения последствий, которые может иметь для них недостаток банковской информации. Ведь в отличие от институциональных инвесторов рядовые вкладчики банков чаще всего не могут осуществлять постоянный мониторинг и сопоставительный анализ отдельных конкурирующих банков, чтобы определить степень их надежности и выгодности предоставляемых услуг. Такая деятельность требует, в первую очередь, специальных знаний и времени. Для решения данной проблемы и обеспечения защиты вкладчика государство старается разработать целый ряд мероприятий, в частности, путем создания системы банковского регулирования и надзора. С другой стороны, используются системы гарантирования вкладов, создаваемые довольно часто по инициативе правительства.

История создания национальных систем страхования вкладов насчитывает не одно десятилетие. Начало ей было положено в 1934 году, когда в США одним из путей преодоления кризиса экономики (в том числе в банковском секторе) посчитали создание системы страхования депозитов. Созданная Федеральная корпорация по страхованию банковских вкладов (FDIS) стала старейшим институтом по управлению системой страхования вкладов.

За последние 20 лет системы страхования вкладов частных лиц были введены в большинстве развитых стран мира. Основной причиной для распространения этой практики стали прокатившиеся банковские кризисы 80-90-х годов предыдущего столетия. С середины 90-х годов обязательные системы страхования начали вводиться в странах, вошедших ныне в ЕС: Польше, Венгрии, Чехии, Литве, Эстонии, Латвии; а также в странах СНГ: Украине, Казахстане. В 2004 году такая система вводится и в Российской Федерации. Все это свидетельствует о наличии определенного опыта в сфере организации страховых выплат по вкладам, размещенным в банках, попадающих под процесс ликвидации. Опыт тем более ценен, что выработан в странах, где экономика перестраивалась под рыночные законы.

На Украине система страхования вкладов была образована в 1998 году, когда во исполнение Указа Президента Украины от 10 сентября 1998 года № 996/98 «О мерах по обеспечению прав физических лиц — вкладчиков коммерческих банков» был основан Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Его правовой статус — государственное, специализированное учреждение, выполняющее функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц. С 2001 года Фонд начал действовать на основании собственного статусного Закона Украины от 20 сентября 2001 года «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц».

Анализируя мировую практику организации систем страхования вкладов, можно сделать вывод о наличии двух основополагающих подходов, касающихся вхождения в нее банков, функционирующих на территории государства: обязательном и добровольном. Доминирующей является обязательная система страхования, при которой реализуется принцип обязательного участия банков в данной системе. Отказ в таком участии влечет, как правило, лишение банка права предоставлять услуги по депозитам населению.

При построении обязательной системы страхования вкладов на уровне национального закона определяются основные параметры ее деятельности, в том числе критерии отбора банков, формы участия банков и государства в ее деятельности, размеры и порядок страховых выплат вкладчикам, ограничительный характер таких выплат, порядок создания резервной системы и иные существенные условия.

Существенную роль в создании обязательных систем страхования в Европе (действующих, в частности, в Финляндии, Великобритании, Болгарии, странах Балтики — всего более чем в 60 странах мира) сыграла Директива 94/19/ЕС Европейского парламента и Совета от 30 мая 1994 года «О системах гарантирования депозитов». Директива установила, что каждое государство — член ЕС осуществляет контроль за созданием и официальным признанием на своей территории одной либо нескольких систем гарантирования депозитов. Без участия в системе страхования вкладов, получившей официальный статус в государстве, какое-либо кредитно-финансовое учреждение не имеет права принимать вклады, несмотря на наличие разрешения на банковскую деятельность. Впрочем, указанный акт установил ряд исключений из общего требования. Директивой также была закреплена и сумма, которой должны покрываться совокупные депозиты каждого вкладчика соответствующими схемами гарантирования, в размере до 20 000 экю (евро) в случае недостаточности депозитов (статья 7). Раз в пять лет в зависимости от экономической и монетарной ситуации и развития банковского сектора сумма может пересматриваться.

Добровольная система страхования вкладов не получила значительного распространения, поскольку в основе ее заложены риски финансовой неустойчивости, а государство не несет ответственности за создание финансового механизма возмещения ущерба вкладчикам банков — физическим лицам. Страны, поддерживающие добровольный принцип вхождения банков, не отличаются стабильной экономической ситуацией и развитым банковским сектором (Македония, Шри-Ланка).

Анализ национального законодательства Украины позволяет говорить о том, что законодатели поддержали идею создания обязательной системы страхования вкладов физических лиц, подтверждением чего являются соответствующие нормы Законов Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» и «О банках и банковской деятельности».

В Законе «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» четко закреплено, что гарантирование предоставляется лишь по вкладам физических лиц в банках Украины, являющихся участниками (временными участниками) Фонда. Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Фонда (http://www.fg.org.ua), перечень банков, включенных в Реестр Фонда, насчитывает 150 банков-участников и 6 банков — временных участников. При этом участниками являются банки, имеющие банковскую лицензию на право осуществления банковской деятельности и свидетельство участника Фонда.

В этом аспекте нельзя не прокомментировать тот факт, что ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» не является участником Фонда. Наличие значительной задолженности по вкладам населения на сберегательных счетах, открытых Сбербанком во времена СССР и в начале 90-х годов ХХ века на Украине, делает экономически нецелесообразным вхождение банка в состав участников Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Активы Фонда не обеспечат ему возможности погасить задолженность Сбербанка. Тем более что правовых оснований для такого погашения нет, поскольку по учредительным документам Сбербанка (начиная с 1922 года — когда было принято первое положение о государственных сберегательных кассах — и заканчивая редакциями уставов Сбербанка Украины 1991 и 1997 годов, нормами статьи 39 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 20 мая 1991 года) обязанность по выдаче вкладов граждан в случае невозможности исполнения обязательств самим банком брало на себя и гарантировало государство.

На данный момент Фонд гарантирования вкладов физических лиц осуществляет возмещение выплат вкладчикам четырех коммерческих банков: АБ «Аллонж», «АКБ «Росток Банк», АО «Наш Банк», АКБ «ОЛБанк».

Поскольку для страховых выплат система страхования вкладов должна обладать определенными финансовыми ресурсами, одним из наиболее актуальных вопросов в обеспечении ее жизнедеятельности является порядок формирования страховых фондов. Иностранные специалисты (а сюда следует отнести, в частности, А. Турбанова, А. Аникина, А. Вишневского, Г. Гарсию и т.д.) отмечают, что в мировой практике можно выделить два подхода к их формированию. Первый заключается в сборе средств «по факту» и предполагает, что при наступлении банкротства банка иные участники системы предоставляют средства, необходимые для осуществления расчетов с вкладчиками банка-банкрота. Такой вариант аккумулирования резервов используется частными системами страхования вкладов, управляемыми их членами. Примером может служить соответствующая система Франции.

Главным недостатком указанного варианта называют отсутствие твердых гарантий достаточности средств для проведения расчетов. При наступлении страхового случая одновременно в нескольких банках может оказаться, что у других участников системы нет достаточных средств для срочного формирования фонда компенсации вкладов. Система, построенная по такому принципу, испытывает также сложности при определении размера обязательных сборов, поскольку не располагает необходимой информацией о финансовом состоянии и принятых банками рисках.

Второй вариант предполагает образование специализированного фонда, находящегося в распоряжении управляющей организации системы страхования вкладов, за счет уплаты банками регулярных взносов.

Поскольку данный вариант закрепляет порядок финансирования системы за счет регулярных сборов с ее участников и таким образом позволяет аккумулировать ликвидные ресурсы для быстрой выплаты сумм страхового возмещения; обеспечивает участие в покрытии расходов системы всех ее участников; распределяет по времени нагрузку на участников системы, связанную с компенсацией застрахованных депозитов при закрытии несостоятельных банков; и, в конечном итоге, укрепляет доверие населения к способностям банковской системы защищать его сбережения, — он, конечно же, предпочтительнее. Именно этот вариант признается международными финансовыми организациями и специалистами в области страхования депозитов.

Он же используется на Украине. В частности, во исполнение Закона Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» (статья 21) административный совет Фонда своим решением от 14 января 2002 года № 1 утвердил Положение о порядке начисления и уплаты сборов в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 8 февраля 2002 года под № 118/6406).

Банки — участники и временные участники Фонда должны соблюдать его стандарты, выполнять установленные Национальным банком Украины (НБУ) экономические нормативы в отношении достаточности капитала и платежеспособности и исполнять свои обязательства перед вкладчиками.

Положение предусматривает три вида сборов:

— первоначальный сбор (1 % от зарегистрированного уставного капитала банка на день получения лицензии от НБУ на осуществление банковской деятельности);

— регулярный сбор (уплачивается дважды в год и составляет 0,25 % от общей суммы вкладов, включая начисленные по вкладам проценты, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего текущему, и 30 июня текущего года);

— специальный сбор (уплачивается согласно решению административного совета Фонда по соглашению с НБУ в случае недостаточности текущих доходов Фонда для исполнения своих обязательств. Его размер не должен превышать размера ежегодного регулярного сбора с банка).

В то же время построение системы обязательного страхования вкладов предполагает в качестве источника аккумуляции финансовых ресурсов участие государства (в лице правительства или центрального банка). В частности, в пункте 4 статьи 21 Закона «О Фонде гарантирования вкладов населения» закреплено следующее: к источникам формирования средств Фонда относятся средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 млн грн.

В качестве аналогичного примера можно привести Россию, где федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предусмотрен наряду со взносами банков первоначальный взнос государства (вносится Агентством по реструктуризации кредитных организаций). Взнос был сделан в размере около 0,6 млрд рублей, что составляет примерно 1/3 необходимого размера фонда.

Иными источниками пополнения специального фонда страхования в РФ могут быть доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда; средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования при выплате возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату взносов. За 5 лет планируется довести капитализацию фонда до 40 млрд руб.

Следует отметить, что возможность прямой финансовой поддержки системы страхования вкладов со стороны монетарных властей присутствует в подавляющем большинстве стран (более 50). В качестве примера отмечают Японию, где в 1971 году при создании Корпорации по страхованию депозитов правительство внесло в уставный капитал 5,15 млрд йен, а Банк Японии — 150 млн йен.

В Испании 50 % специального фонда гарантирования вкладов составляют средства центрального банка. В Греции начальный капитал Фонду гарантирования был предоставлен правительством. В Польше, в частности, предусмотрено снижение отчислений в Фонд со стороны участников, а сумму разницы, возникающей от снижения, выплачивает в пользу Фонда Польский национальный банк.

Такая поддержка оправдывает себя, поскольку на этапе первоначального становления системы страхования аккумулирование средств только за счет взносов банков невозможно без ущерба для их ликвидности и устойчивости. Соответственно, предоставление государством капитала может происходить за счет денежных средств как правительства, так и центрального банка.

Возвращаясь к практике, сложившейся на Украине, отмечу, что динамика капитализации Фонда гарантирования вкладов свидетельствует о постоянном увеличении объема денежных ресурсов. Примером служат следующие показатели капитализации Фонда: 2000 год — 52,5 млн грн; 2001 год — 77,8 млн грн; 2002 год — 68,8 млн грн; 2003 год — 169,9 млн грн; на начало мая 2004 года — 308,2 млн грн.

В качестве альтернативных источников доходов (помимо перечисленных выше взносов банком и одноразового взноса НБУ), получаемых Фондом, можно также назвать:

— доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины;

— кредиты, привлеченные от Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, банков и иностранных кредиторов;

— пеня, уплачиваемая банками — участниками (временными участниками) Фонду за несвоевременное или неполное перечисление сборов в Фонд;

— доходы от депозитов, размещенных Фондом в Национальном банке Украины.

Возможность привлечения денежных средств в виде кредитов от центральных банков (как кредиторов последней инстанции) или правительств, а также на рынке ссудных капиталов предоставлена системе страхования на законодательном уровне во многих странах. В то же время инициатива данных заимствований связана, как правило, с определенной угрозой банковскому сектору страны, а также наличием кризисных явлений, когда в системе страхования может возникнуть дефицит финансовых ресурсов. В отдельных странах допускаются даже некоторые формы экстренных бюджетных ассигнований.

В частности, в Австрии в рамках системы страхования депозитов возможна эмиссия облигаций, обеспеченных государством, в случае полного исчерпания других источников финансирования. В Испании, Нидерландах, Финляндии, Венгрии в исключительных случаях предполагается заимствование средств у центрального банка. То же касается и Великобритании, где, согласно поправке к 64 Banking Act 1986 года, система страхования вкладов может осуществлять заимствование в Банке Англии в объеме до 175 млн фунтов стерлингов. В России предусмотрена возможность возмещения ущерба за счет резервного фонда государственного бюджета.

Однако наиболее существенным аспектом в деятельности системы страхования вкладов является определение суммы возмещения.

Анализируя практику деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц Украины, можно сделать вывод, в частности, об увеличении количества непосредственных страховых выплат, сопровождающих процессы ликвидации и банкротства банковских учреждений. Помимо этого происходит и рост самой суммы страхового возмещения, которая с 1998 года увеличилась с 500 грн до 3 000 грн. Указанная сумма возмещения была утверждена решением административного совета Фонда от 22 апреля 2004 года № 30 «Об увеличении размера возмещения средств по вкладам» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 6 мая 2004 года под № 570/9169). Именно эта сумма заявлена сейчас к возмещению по вкладам граждан, открытым в перечисленных выше четырех коммерческих банков, с которыми работает Фонд.

В то же время следует отметить, что указанная сумма возмещения (максимум — 3 000 грн) абсолютно не отвечает стандартам мировой практики относительно тех случаев, когда действует ограничительный принцип выплат (то есть вкладчик получает через систему страхования не полную сумму вклада, а заранее определенную его часть, имеющую, как правило, верхний предел). Закрепление такого ограничения размера выплат отражает необходимость справедливого перераспределения рисков между государством и кредиторами банков, побуждая вкладчиков к разумному и взвешенному поведению. То есть для вкладчика преимущественным должен оставаться принцип: «Не кладите все яйца в одну корзину».

Принятые международные стандарты, как правило, базируются на соотношении размера возмещения и ВВП. В частности, Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 долей ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3 % в Норвегии и 0,5 % в Швейцарии, до 1,2 % в Швеции и 1,4 % в Великобритании. В России предельный размер возмещения по вкладам установлен в размере 100 тыс. руб., что составляет 1,5 доли ВВП на одного гражданина России.

Поскольку ВВП на Украине сегодня составляет порядка 314 млрд грн, сумма максимального возмещения по вкладам в размере 3 000 тыс. грн не соответствует европейским стандартам.

В контексте сказанного следует обратить внимание на находящийся на рассмотрении в Комитете по финансам и банковской деятельности Верховного Совета Украины проект Закона «О внесении изменений в законы Украины относительно финансирования Фонда гарантирования вкладов физических лиц» (регистрационный № 5613 от 7 июня 2004 года).

Инициатором его внесения и разработчиком выступил Национальный банк Украины. Как заявили его создатели, целью принятия закона является содействие финансовой стабильности государства и повышение уровня защиты наиболее социально незащищенных слоев населения от утраты ими своих денежных сбережений путем увеличения Фонда гарантирования вкладов физических лиц за счет взносов Национального банка Украины.

Законопроект устанавливает размер таких взносов, в частности в Закон Украины «О Национальном банке Украины» (статья 5) предлагается внести следующие изменения: «Национальный банк по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, утвержденными на текущий бюджетный год, вносит от суммы превышения сметных доходов над сметными расходами:

— 80 % в Государственный бюджет Украины на покрытие дефицита бюджета;

— 20 % в Фонд гарантирования вкладов физических лиц».

Учитывая размеры платежей, поступающих в последние годы от НБУ в Государственный бюджет Украины (законами о Государственном бюджете Украины в последние годы закладывается сумма в 500 млн грн), понятно, что принятие нормы законопроекта о 20 %-ном взносе в Фонд сыграет положительную роль в пополнении его доходной базы. Тем более что по законопроекту такие взносы со стороны центрального банка будут носить ежегодный характер (при условии итогового положительного сальдо, то есть при наличии сметных доходов, полученных на протяжении бюджетного периода, превышающих утвержденные Советом НБУ сметные расходы банка).

Значительное увеличение доходов Фонда позволит установить уровень гарантирования вкладов на надлежащем уровне, учитывая размеры сбережений среднего вкладчика.

Понятно, что исходя из финансовых показателей развития банковской системы Украины, банки при всем своем желании не смогут самостоятельно в ограниченные сроки обеспечить процесс накопления капитала Фонда. А поскольку речь идет о стабильности банковской системы в целом и повышении доверия к ней населения (являющегося одним из наиболее предпочтительных и постоянных источников привлечения банками своих капиталов, причем, что выгодно — это внутренний инвестор), инициативу центрального банка можно лишь приветствовать. Кроме того, указанная инициатива полностью соответствует целям деятельности Национального банка, заявленным в статье 99 Конституции Украины, и Закону Украины «О Национальном банке Украины» в аспекте обеспечения стабильности национальной валюты. Эти же нормы находят свое отражение в ежегодных Основных направлениях денежно-кредитной политики НБУ, разрабатываемых в соответствии со статьей 100 Конституции Украины Советом НБУ.

Увеличение доходов Фонда должно повлечь за собой, соответственно, и увеличение суммы возмещения по вкладам, что будет содействовать повышению доверия населения к банковской системе в целом и увеличению гарантий по вкладам до минимальных стандартов Европейского Союза.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Единый государственный реестр исполнительных производств

Деловая практика

Регистрация договоров аренды

Законодательная практика

Специальный закон для службы безопасности

Комментарии и аналитика

Кто контролирует госисполнителей?

Жалоба без права на ошибку

Что это — вывеска или внешняя реклама?

Международная практика

Новое в авиационном праве

Окленд — двое суток в пути

Загадочная Новая Зеландия

Неделя права

Минюст за админреформу

Перехвату телекоммуникаций — быть!

Интересы акционеров защитят

Российские судьи коррумпированы?

Реестр событий

АМКУ «взялся» за МФС

Омбудсмен для кворума

Повышены должностные оклады

59000 евро компенсации украинцу

Репортаж

Проблемы третейского судопроизводства

Судебная практика

Банки должны быть агентами

Банковский счет для «гарантийного» фонда

Судебные решения

Обоснованность требования банка предоставить информацию о юридических или физических лицах

Полномочия филиалов банков на заключение договоров

Передача дела для рассмотрения в ином составе суда

Разрешение судами споров, касающихся банковской деятельности

Тема номера

Сложные правила для простого «обменника»

Система страхования банковских вкладов

Частная практика

Рекламная политика юрфирм

Юридический форум

Годовой отчет издательства «ЮП» отмечен дипломом

Інші новини

PRAVO.UA