Сильные мифа сего — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (1032) » Сильные мифа сего

Сильные мифа сего

Заполнение вакансии в КСУ, похоже, единственный кадровый вопрос, который удастся решить на ближайшем съезде судей

После того как парламентарии направили деятельность Конституционного Суда Украины (КСУ) в новое законодательное русло, приняв соответствующий закон, казалось, что судьба XIV внеочередного съезда судей уже предрешена. Как только Совет судей Украины определит дату и место продолжения работы нынешнего главного судейского форума, поставленного «на паузу» в середине марта с.г., нужно будет проводить ­подготовительные работы для заполнения наивысшим органом судейского самоуправления одной вакансии в КСУ и двух — в Высшем совете правосудия (ВСП). Но вслед за принятием решения о том, что делегаты встретятся 13 ноября с.г. в стенах Октябрьского дворца, ставшего уже традиционной площадкой для таких съездных церемоний, кадровые настроения, похоже, изменились.

Заполнение вакансии в КСУ, возможно, единственный кадровый вопрос, который удастся решить на ближайшем съезде судей. И уже в начале следующего года (предположительно в феврале) будет проведен очередной судейский форум, пятнадцатый по счету съезд, на повестке дня которого окажутся сразу три кадровых вопроса: избрание нового состава Совета судей Украины, заполнение вакансий по судейской квоте в ВСП и в Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Об очевидных и вероятных сценариях развития кадровых событий на двух съездах судей — внеочередном и очередном — мы расскажем далее.

 

Остановка вопроса

Совет судей Украины сейчас полностью сконцентрировался на подготовке вопроса о рассмотрении на конкурсной основе кандидатур на должность судьи КСУ съездом судей. Этот орган судейского самоуправления, действующий в соответствии с предписаниями нового закона о КСУ в качестве фактически конкурсной комиссии, в течение одного месяца (до 7 октября с.г. включительно) будет принимать заявления от лиц, претендующих на должность судьи КСУ. После окончания срока приема заявлений он будет устанавливать соответствие претендентов требованиям Конституции Украины и нового специального закона. Если кандидаты соответствуют указанным требованиям, публикуются их автобиографии и мотивационные письма, а также в отношении них проводится специальная проверка в порядке, предусмотренном Законом Украины «О предотвращении коррупции»: она организуется Советом судей Украины. По результатам изучения документов и сведений, предоставленных кандидатами, а также собеседования с ними высший орган судейского самоуправления должен принять рекомендацию относительно каждой кандидатуры, а затем составить список лиц, рекомендованных на должность судьи КСУ, на основании которого съезд судей и примет соответствующее кадровое решение.

Что касается кадрового вопроса относительно ВСП, который, напомним, остался открытым, поскольку в середине марта с.г. делегаты судейского форума из необходимых шести вакансий по своей квоте в ВСП заполнили только четыре, то никаких шагов по его решению не предпринимается. По крайней мере процесс нового отбора кандидатур на два кресла членов ВСП так и не был запущен. Хотя именно такой сценарий развития событий, судя по риторике членов Совета судей Украины этим летом, казался наиболее вероятным. Впрочем, консолидированного мнения относительно того, можно ли в случае объявления перерыва в работе съезда судей запускать новую процедуру отбора претендентов в ВСП, то есть применять положения части 1 и 2 статьи 9 Закона Украины «О Высшем совете правосудия», в судейском сообществе не было. Упомянутыми нормами, в частности, предписывается, что для избрания члена ВСП коллегиальными субъектами формирования (судьями, адвокатами, прокурорами и учеными-юристами) орган, созывающий соответствующий съезд или конференцию, не позднее чем за 45 календарных дней информирует секретариат ВСП о дате и месте их проведения. После чего секретариат ВСП дает необходимую отмашку: не позднее следующего рабочего дня после поступления сообщения о дате и месте проведения соответствующего съезда или конференции публикует на официальном сайте ВСП объявление, в котором указывается время и место встречи делегатов и информация о начале приема документов от претендентов в состав Высшего совета правосудия.

Прояснить ситуацию мы попытались в Совете судей Украины, поинтересовавшись у председателя этого органа судейского самоуправления, судьи Верховного Суда Украины Валентины Симоненко, было ли направлено в секретариат ВСП соответствующее сообщение и будет ли вообще кадровый вопрос относительно ВСП реанимироваться на ближайшем съезде. По словам г-жи Симоненко, вопрос об избрании членов ВСП, заявленный ранее, не снят с повестки дня XIV внеочередного съезда судей. При этом соответствующее сообщение от Совета судей Украины в секретариат ВСП не направлялось, поскольку среди членов этого высшего органа судейского самоуправления нет единого мнения относительно того, как именно решить этот кадровый вопрос: объявить новый прием документов от претендентов или же провести очередное голосование среди ранее заявленных кандидатов. В последнем случае, впрочем, как и в первом, возникнет много проблем, ведь в ходе проведения первого этапа нынешнего съезда судей по результатам повторного тайного голосования так и не удалось определить победителей в двух юрисдикциях — общей и административной. При этом окно возможностей волеизъявления судейского сообщества в этом случае не безгранично. В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона Украины «О Высшем совете правосудия», если по результатам голосования член ВСП не избран, проводится повторное голосование по двум кандидатам, которые набрали большее количество голосов по сравнению с другими, по каждой вакантной должности. Следовательно, никакого дополнительного повторного голосования законодательством не предусмотрено. «По моему мнению, перерыв в работе нынешнего съезда породил больше вопросов, чем ответов в части комплектации состава ВСП», — признается Валентина Симоненко. По ее словам, в ходе подготовки к проведению главного судейского форума в данной ситуации нужно исходить из принципа разумности.

 

По мере наступления

Разумным решением в этом случае (особенно если учитывать тот факт, что в ноябре 2017-го делегаты соберутся только на один день!) может стать рассмотрение в рамках грядущего съезда только одного кадрового вопроса, ранее заявленного в повестке дня, — назначения судьи КСУ. После чего работу нынешнего внеочередного съезда закроют, а уже в начале следующего года (предположительно в феврале) вновь проведут форум, на этот раз очередной. В рамках уже XV очередного съезда судей можно будет решить целый ряд кадровых вопросов. В первую очередь — избрать новый состав Совета судей Украины. Отметим, что нынешний состав этого органа судейского самоуправления был избран два года назад в ходе очередного съезда судей, следовательно, его каденция завершится в ноябре с.г. И решить этот вопрос в рамках ближайшего форума наверняка не удастся, учитывая грядущие пертурбации, которые должны произойти на вершине судебного Олимпа (создание нового Верховного Суда и ликвидацию четырех ныне действующих инстанций высшего звена). Дело в том, что частью 2 статьи 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» устанавливаются новые квотные правила вхождения в состав Совета судей Украины представителей от разных юрисдикций и судов разных уровней с учетом создания новых Верховного и высших специализированных судов.

При этом не стоит забывать еще об одном немаловажном нюансе, о котором мы уже не раз упоминали в предыдущих публикациях: «переходных» (до создания нового ВС) особенностях в механизме избрания делегатов на съезд судей, установленных Законом Украины «О Высшем совете правосудия», в соответствии с которыми были избраны на нынешний съезд 11 делегатов — представителей от нынешних Верховного и трех высших специализированных судов. Если до момента продолжения работы XIV внеочередного съезда судей заявленные пертурбации на вершине судебного Олимпа все же произойдут, легитимность представительства на главном судейском форуме избранных по временному механизму делегатов вызовет сомнения. В этом случае будут действовать уже другие правила, прописанные в статье 131 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»: собрания судей высших специализированных судов (речь идет о новых инстанциях, которые только предстоит создать) избирают на съезд судей Украины по три делегата из числа судей этих судов, а Пленум ВС — 12 делегатов из числа судей ВС. В данной ситуации наивысшему органу судейского самоуправления, скорее всего, предстоит принять некое процедурное решение, например, о неподтверждении мандатов указанных 11 делегатов.

 

Квотный рефлекс

Кроме того, с поправкой на дебют нового ВС будет решаться и вопрос о заполнении квот в ВСП, точнее — об их количестве. По крайней мере Валентина Симоненко не исключает, что количество вакантных должностей в Высшем совете правосудия, которые необходимо будет заполнять представителям судейского корпуса, увеличится. Дело в том, что два нынешних члена ВСП — Алла Лесько и Алла Олийнык, ранее делегированные в состав на тот момент еще Высшего совета юстиции (ВСЮ) съездами адвокатов и судей соответственно, являются кандидатами в Верховный Суд. И в случае их назначения судьями новой кассационной инстанции вполне возможно, что они захотят завершить свою работу в качестве членов ВСП, особенно если учесть тот факт, что на начальном этапе ВС будет работать не в полную кадровую мощь (она, напомним, исчисляется 200 «верховными» судьями), а количество дел, которые поступят на его рассмотрение, будет внушительным. Примечательно, что в данной ситуации скорее всего заполнять вакансию в ВСП по адвокатской квоте (если Алла Лесько подаст заявление об увольнении с должности члена ВСП) придется судейскому сообществу, ведь в соответствии с новой конституционной формулой формирования ВСП (десять членов избирает съезд судей + по двое назначает/избирает каждый из пяти субъектов формирования (глава государства, парламент, адвокаты, прокуроры, ученые-юристы) + Председатель ВС, входящий в состав по должности) свой лимит в ВСП адвокаты уже исчерпали, ранее делегировав в состав ВСЮ (на тот момент) Павла Гречковского и Вадима Беляневича. Следовательно, XV очередному съезду судей нужно будет избрать не двух членов ВСП, а четырех: тогда присутствие судейского сообщества (членов, избранных съездом судей) в составе ключевого органа в судебной системе увеличится до девяти представителей и приблизится к заявленному в новой редакции статьи 131 Конституции Украины (десять человек).

Так или иначе, но о решениях Аллы Лесько и Аллы Олийнык в случае их назначения в ВС («пожертвуют» ли они работой в ВСП ради новой судейской должности уже сейчас или завершат свою каденцию в ВСП и только после этого приступят к исполнению обязанностей «верховных» судей) мы узнаем уже в обозримом будущем. В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Украины «О Высшем совете правосудия» решение об увольнении члена ВСП, подавшего соответствующее заявление, Высший совет правосудия принимает на ближайшем заседании после его получения.

Помимо этого перед главным судейским форумом, очевидно, будет поставлена и третья кадровая задача: заполнить вакансию в ВККС. По словам Валентины Симоненко, Высшая квалификационная комиссия судей Украины уже сообщила о намерении одного из ее представителей (очевидно, речь идет о Николае Патрюке, ранее делегированном в состав ВККС съездом судей — прим.ред.) уволиться. В этом случае окончательное решение будет за ВККС: решение об увольнении Комиссия должна принять в пленарном составе на ближайшем заседании после получения соответствующего заявления от члена ВККС. При этом судейскому сообществу заполнять вакансию в ВККС придется уже в рамках XV очередного съезда судей, поскольку рассмотреть два кадровых вопроса (назначить «конституционного» судью и избрать члена ВККС) в ходе одного дня, отведенного для продолжения работы нынешнего внеочередного съезда, наверняка не удастся.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Высшее рассмотрение

Анонс

Безопасный режим

Государство и юристы

Законопроект о концессиях

Государство и юристы

Новости законотворчества

МЭРТ разработаны поправки к закону об авторском праве

Государство и юристы

Четыре стороны совета

Кредитная история

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден Порядок продажи арестованных активов

Подан законопроект о юробразовании

Документы и аналитика

Ключевое снова

Календарный плен

Неделя права

Общественное сомнение

Система отчета

Новости из зала суда

Судебная практика

Госслужба экспертного контроля Украины проиграла спор с заводом

Суд отменил представление ВСЮ об увольнении И. Татауровой с должности судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует международную финансовую организацию в связи с реструктуризацией кредита

Asters — партнер инкубационной программы финтех-стартапов Open Banking Lab

Александр Мамуня назначен членом Комитета по вопросам параллельного импорта INTA на период 2018 — 2019 годов

Александр Пахаренко вновь присоединился к команде Комитета по борьбе с контрафактом INTA

Отрасли практики

Выравнивание Brexit-ом

Урожайное бремя

Поправить рад

Единственный и повторимый

Сделать вывод

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

В эпицентре внимания

Самое важное

Сильные мифа сего

Осенний марафон

Отчетный код

Сравнительный поворот

Судебная практика

Судебные решения

Невыплаченная пенсия, взысканная по решению суда, не считается ущербом

Судебная практика

По стройке — смирно!

Возврат к церкви

По сути дела

Уступка с оговоркой

Тема номера

Шкала авиации

Взять в толк

Яхтовый метод

Карта бита

Частная практика

Кипрская компания

15-летний капитал

Четверть с успехом

25-й в кадр

Принять к ведению

Дисциплинарное взыскание

Портовое укрепление

Інші новини

PRAVO.UA