На Украине проблемы обеспечения безопасности на дорогах, к сожалению, уже давно перешли из плоскости дорожной статистики в плоскость национального бедствия.
Каждые 15 минут на украинских дорогах происходят аварии, при этом на 100 ДТП приходится 15 смертей. Это один из наивысших показателей в Европе: в 78 раз больше, чем в Германии и Португалии и в 34 раза больше, чем во Франции и Венгрии. Чтобы почувствовать масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что в среднем за два года на украинских дорогах погибает столько же людей, сколько погибло советских солдат в Афганистане за 10 лет войны.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что их основными причинами является снижение уровня подготовки водителей, значительное увеличение числа транспортных средств, крайне низкая культура поведения на дорогах, правовой нигилизм, осознание юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличное отношение к возможным последствиям ДТП, медленное развитие дорожной инфраструктуры и малоэффективная деятельность работников Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины.
Проблеме безопасности дорожного движения законодатель постоянно уделяет повышенное внимание. В Верховный Совет Украины третьего, четвертого и пятого созывов было внесено больше тридцати проектов законов, направленных на улучшение состояния аварийности на автодорогах, совершенствование механизма привлечения виновных к административной ответственности и тому подобное.
Но не всегда усилия законодателя имели позитивный эффект. К примеру, если в 2001 году (до принятия закона, который перевел соответствующую карательную функцию на суды) штрафов было наложено на 139 млн грн и взыскано на 131 млн грн, то в 2006 году наложено штрафов на 65 млн грн., а взыскано на 19 млн грн., и это при том, что обеспечение безопасности на дорогах имеет стойкую тенденцию к ухудшению.
Поэтому многие законодатели сходятся во мнении, что все же основная причина ДТП — это чувство безнаказанности. Водители знают, что за нарушение ДТП их не накажут, а если такое и произойдет, то существенным это наказание не будет (средний штраф, который налагается на водителей на Украине, составляет лишь 8,5—17 гривен).
И один из самых простых способов заставить водителей придерживаться требований ПДД — это разработка системы эффективного наказания за нарушение ПДД. Поэтому уже на рассмотрение нового VI созыва Верховного Совета Украины были внесены законопроекты народных депутатов Украины Мойсика В.Р. «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности движения» (регистр. № 1061) и альтернативный проект Писаренко В.В. «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» (относительно усиления ответственности за нарушение Правил дорожного движения)» (регистр. № 1061-1). Основная идея обоих законопроектов — значительное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения. Некоторые примеры предложенных санкций за нарушение ПДД см. в таблице 1.
Таблица 1
Правонарушение | Действующая санкция по КУоАП | Предложенная законопроектом № 1061 | Предложенная законопроектом № 1061-1 |
Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами | Штраф 0,2—0,5 нмдг | 10—15 нмдг | 40—50 нмдг |
Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными или не перерегистрированными в установленном порядке | Штраф от 2 до 5 нмдг | 30—50 нмдг | 10—15 нмдг |
Превышение ограничений скорости движения более чем на 20 км/час, нарушение правил обгона, проезда перекрестков, парковки | Предупреждение или штраф 0,5—1 нмдг | 10—15 нмдг | 30—50 нмдг |
Нарушение водителями транспортных средств ПДД, которые повлекли повреждение транспортных средств, грузов, путей или другого имущества | штраф 1—4 нмдг или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 мес. | 20—25 нмдг или лишение прав управления на срок от 9 мес. до года | 15—20 нмдг или лишение прав управления на срок от 3 до 6 мес. |
Управление транспортными средствами водителями, которые не имеют при себе или не предъявили удостоверения на право управления транспортным средством, талона о прохождении техосмотра, страхового полиса | 0,5—1 нмдг | 5—10 нмдг | 30—50 нмдг |
Управление транспортными средствами в состоянии опьянения, уклонение от прохождения медосмотра на состояние опьянения | Штраф 15—20 нмдг или лишение права управления на срок от 1 до 2 лет | Лишение права управления на срок от 1 до 2 лет, админарест от 7 до 10 суток, общественные работы от 40 до 60 часов | Штраф от 150 до 200 нмдг. Лишение права управления на срок от 1 года до 2 лет |
Управление транспортными средствами лицами, которые не имеют прав, или передача управления лицу без прав | Штраф 2—4 нмдг | Штраф 25—30 нмдг | Штраф 15—20 нмдг |
Однако обоснованность предложенных суровых мер вызывает сомнения. Несомненно, некоторые действующие штрафы смехотворно малы и их, безусловно, необходимо увеличивать, но в разумных пределах. Ведь согласно статье 23 КУоАП, целью административного взыскания является воспитание правонарушителя, а не доведение его до бедности.
И, перенимая опыт стран Европы с их высокими санкциями за нарушение ПДД, следует учитывать и разницу в доходах населения этих стран и Украины.
К примеру, представляется несправедливым административное взыскание в виде штрафа в 170 грн согласно законопроекту № 1061 и до 850 грн согласно альтернативному законопроекту в случае, если водитель (тем более пенсионер) забыл права или страховой полис. Ведь даже в нашей стране патрульный хотя бы по телефону может сделать запрос в базу данных и узнать о наличии прав или страхового полиса у данного лица.
Также представляется нелогичным положение, когда ответственность за совершение административных правонарушений является более суровой, чем уголовная ответственность за совершение преступлений. Напомним, что статья 53 Уголовного кодекса Украины определила размер штрафов за совершение преступлений от 30 до 1 000 нмдг. Однако законопроектами предлагается установить размер штрафов за административные проступки, в несколько раз превышающий минимальный размер штрафов за совершение преступлений. Если степень общественной опасности требует такой ответственности, то целесообразно криминализировать эти деяния путем внесения соответствующих изменений в УК.
В любом случае, решение проблем безопасности на дорогах требует комплексного подхода к внесению изменений в нормативно-правовую базу, и внесением изменений только лишь в КУоАП обойтись нельзя.
Поэтому более перспективным и интересным представляется законопроект н.д. Мойсика В.Р. № 1061, в котором, в отличие от альтернативного № 1061-1, предлагается внесение изменений не только в КУоАП, но также и в Уголовный кодекс Украины, Законы Украины «О милиции», «О дорожном движении», «О перевозке опасных грузов», «О Государственной пограничной службе», «О порядке ввоза (пересылки) на Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров, транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» и даже «О пчеловодстве».
Хотя и в этом законопроекте размеры и основания привлечения к административной ответственности тоже вызывают сомнения, однако комплексный характер предлагаемых изменений, в том числе и в КУоАП, заслуживает внимания. Так, предлагается дополнить кодекс новыми статьями, а именно: статьей 141, предусматривающей механизм привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности в случае фиксации их нарушения техническими средствами; статьей 1261 — о привлечении водителя к административной ответственности за пользование во время движения мобильным телефоном, не оборудованным техническим приспособлением, которое позволяет вести переговоры без помощи рук; статьей 1271 — об ответственности за незаконную выдачу талона техосмотра; статьей 1282 — об ответственности за незаконное ограничение или запрет дорожного движения транспортных средств.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КУоАП новым видом административного взыскания — общественными работами. Согласно законопроекту, общественные работы заключаются в выполнении лицом, которое совершило административное правонарушение, в свободное от работы или учебы время неоплачиваемых общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Общественные работы назначаются районными, районными в городе, городским или горрайонным судом (судьей) на срок от двадцати до шестидесяти часов и длятся не более четырех часов в день.
Несмотря на очевидные огрехи законопроектов, водителям стоит иметь в виду, что ужесточение штрафных санкций за нарушение ПДД неминуемо и пора учиться европейской культуре поведения на дорогах уже сейчас, иначе потом это будет весьма накладно.
ПЕТРИЧЕНКО Олег — юрист, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…