Штатный инстинкт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (1025) » Штатный инстинкт

Штатный инстинкт

Если на предприятии по основному месту работы числятся от 8 до 25 сотрудников, норматив составляет одно рабочее место для инвалида

Вполне оправданно государственное регулирование, направленное на социальную защиту людей с ограниченными возможностями. Другое дело, как это регулирование нормативно оформлено и не сводится ли оно к банальному принуждению хозяйствующих субъектов к действиям, тяжело реализуемым на практике.

В данной статье мы раскроем специфику нормативного регулирования социальной защиты инвалидов по правам трудоустройства, определим ее проб­лематику, а также возможные способы защиты доб­росовестных хозяйствующих субъектов в спорах с контролирующим органом.

Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» (Закон) установлены нормативы рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных сотрудников за год (статья 19 Закона).

При этом если на предприятии по основному месту работы числится от 8 до 25 сотрудников, норматив составляет одно рабочее место для инвалида (статья 19 Закона).

За несоблюдение установленного Законом норматива хозяйствующие субъекты каждый год обязаны выплачивать Фонду социальной защиты инвалидов (Фонд) административно-хозяйственные санкции в размере средней годовой зарплаты на предприятии за каждое рабочее место инвалида (статья 20 Закона).

Обращаем внимание, что, исходя из конструкции статьи 20 Закона, последствия в виде административно-хозяйственных санкций наступают именно за отсутствие в штате предприятия работающего инвалида, а не за отсутствие в штатном расписании рабочего места, предназначенного для инвалида.

Вместе с тем санкции подлежат самостоятельной уплате хозяйствующим субъектом (в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором возникло нарушение норматива). Нарушение установленного Законом срока уплаты санкций приводит к начислению пени на полную сумму недоимки в размере 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины (статья 20 Закона).

 

Правовая природа

В первую очередь стоит проанализировать правовую природу вышеуказанной административно-хозяйственной санкции.

Как следует из статьи 238 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины, применение административно-хозяйственных санкций осуществляется за нарушение установленных законом правил ведения хозяйственной деятельности. Санкции направлены на прекращение правонарушения и ликвидацию его последствий. При этом санкции подлежат применению уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Правовая конструкция статьи 238 ХК Украины позволяет сделать вывод, что установленные статьей 20 Закона санкции не соответствуют природе административно-хозяйственных санкций по следующим причинам.

Во-первых, согласно Закону, санкция подлежит самостоятельной уплате хозяйствующим субъектом, а не применению (начислению) контролирующим органом, как это установлено ХК Украины.

Во-вторых, ХК Украины определено, что административно-хозяйственная санкция должна быть направлена на прекращение правонарушения и устранение его последствий, что достаточно спорно соотносится со спецификой и назначением установленных Законом санкций, поскольку санкции Закона не направлены на прекращение правонарушения, так как они фактически являются компенсационным инструментом, применяемым из года в год до события зачисления в штат инвалидов; санкции Закона не направлены на устранение последствий правонарушения, так как сам факт применения санкций не приводит к зачислению в штат инвалидов, а санкции используются Фондом с целью, предусмотренной статьей 20 Закона.

И главное, на что следует обратить внимание, — в составе любого правонарушения должна содержаться обязательная составляющая — вина.

 

Другие обязательства

В этой части следует отметить, что Закон, кроме предусмотренных статьей 19 обязательств (норматива), устанавливает также и другие обязательства, направленные на реализацию защиты прав инвалидов (статья 18 Закона), а именно:

— обязательства выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— обязательства предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов;

— обязательства предоставлять Фонду отчеты о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины от 31 января 2007 года № 70 (отчет по форме 10-III, установленной приказом Минтруда Украины от 10 февраля 2007 года № 42).

Таким образом, предусмотренные Законом обязательства по своему структурному назначению опосредованно направлены на исполнение установленного статьей 20 Закона норматива. За неисполнение данных обязательств Законом также установлена ответственность в виде административно-хозяйственных санкций, но каких именно, прямо не урегулировано (кроме этого применима административная ответственность).

 

Вина работодателя?

Итак, если субъект хозяйствования исполняет установленные статьей 18 Закона обязательства и не практикует необоснованные отказы инвалидам в трудоустройстве (что легко проверить, так как за предоставлением службе занятости информации должны следовать ответные действия — направление на предприятие инвалидов для трудоустройства), его фактическая вина в несоблюдении норматива отсутствует.

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение к добросовестному хозяйствующему субъекту установленных статьей 20 Закона санкций в условиях выполнения всех возможных действий для принятия в штат нормативного числа инвалидов не влечет за собой факта наличия вины, и поэтому такие санкции не должны применяться.

С другой стороны, статья 20 Закона имеет императивный характер: отсутствие в штате инвалида — последствия — санкция. Исключительных условий для неприменения санкций в случае невыполнения норматива Закон не содержит.

 

Судебная практика

Тем не менее в настоящее время в случае возникновения споров с Фондом по вопросам взыскания санкций суды в большей степени становятся на сторону добросовестного хозяйственного субъекта, практически игнорируя императивность статьи 20 Закона.

Свою позицию суды обобщенно аргументируют наличием факта выполнения предприятием всех установленных законом действий, направленных на трудоустройство инвалидов. По мнению судов, такое предприятие не может нести ответственность за ненаправление службой занятости необходимого числа инвалидов для трудоустройства. Также суды отмечают, что Закон не устанавливает для предприятия обязательства осуществлять непосредственный поиск инвалидов (определения Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 12 июля 2017 года по делу № 815/4354/16, от 6 июля 2017 года по делу № 820/2376/16, от 20 июня 2017 года по делу № 826/14083/16).

Данная позиция судов кассационных инстанций основывается на принятых Верховным Судом Украины соответствующих судебных актов: постановлений № 21-60а11 от 20 июня 2011 года, № 21-105а12 от 26 июня 2012 года, № 21-95а13 от 2 апреля 2013 года.

Вместе с тем существует и негативная судебная практика, которая по своей сути не противоречит позиции, описанной выше.

Удовлетворяя иски Фонда о взыскании административно-хозяйственных санкций, суды аргументируют позицию следующим: в штате предприятия отсутствуют штатные позиции для инвалидов; предприятие ненадлежащим образом информирует службу занятости о наличии мест для инвалидов (форма 3-ПН не содержит информации о существующих рабочих местах для инвалидов или содержит информацию о меньшем количестве, чем предусмотрено нормативом). Также в отдельных случаях суды удовлетворяют иски Фонда по причине необоснованного отказа предприятия в трудоустройстве направленных от службы занятости инвалидов (определения ВАСУ от 22 июня 2017 года № 817/727/16, от 28 марта 2017 года № 803/2010/13-а, от 1 марта 2017 года № 809/1315/14).

Необходимо помнить, что тенденции судебной практики изменчивы, поэтому не исключено, что существующая в статье 20 Закона императивность рано или поздно может стать ключевой основой в судебной практике.

Решение

С целью защиты своих прав и минимизации рисков взыскания санкций рекомендуем обеспечить выполнение следующих действий:

— создать на предприятии рабочие места, предназначенные для людей с ограниченными возможностями (в количестве, установленном нормативом);

— разместить на соответствующих веб-ресурсах объявления о наличии вакансий для людей с ограниченными возможностями;

— направить соответствующему органу службы занятости отчетность по форме № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу» с указанием вакансий для людей с ограниченными возможностями (форма утверждена приказом Минсоцполитики от 31 мая 2013 года № 316);

— подтверждать службе занятости вакансии для инвалидов путем подачи повторных отчетов (ежеквартально);

— по возможности не отказывать направленным службой занятости инвалидам в трудоустройстве;

— предоставлять Фонду отчеты о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в государстве необходимо создать регулирование, способное обеспечить реальную защиту прав и интересов людей с ограниченными возможностями, а не создающее инструменты принуждения и давления на бизнес. При правильном регулировании, возможно, необходимость в существовании таких инструментов потеряла бы свою актуальность. Благодаря правильной организации процессов и без давления на бизнес люди с ограниченными возможностями смогли бы ощущать себя более востребованными, свободными и уверенными.

 

МЛЕЧКО Игорь — директор департамента правового сопровождения бизнеса ЮК A.S.A.GROUP, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Летний сбой

Акцент

Проходной в двор

Государство и юристы

Кануть в лето

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменен порядок признания ученых степеней

Предлагается снизить акциз на водочные изделия

Законопроект о защите детей дополняет УК

Государство и юристы

Трезвый подход

Партобстрел

От полугода до трех лет

Документы и аналитика

Публичное браво

Неделя права

Ход контролем

Балансировка системы

Торговая оборона

Неделя права

Новости из-за рубежа

Авиакомпания не несет ответственности за истечение срока действия паспорта пассажира

Неделя права

Киберпоступление

Новости из зала суда

Судебная практика

Истец не имеет права на возмещение средств по вкладам за счет ФГВФЛ

Госадминистрация железнодорожного транспорта должна госбюджету 100 млн грн

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует Агропросперис Банк по вопросам дополнительной эмиссии акций в процессе увеличения уставного капитала

Дарья Валявская — руководитель практики интеллектуальной собственности ЮФ Redcliffe Partners

Interlegal защитила интересы клиента в арбитраже LMAA

ЮФ Sayenko Kharenko представила интересы резидента ЕС в досудебном расследовании

Отрасли практики

Штатный инстинкт

Прилив энергии

Внимание: с вас снимают!

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Судебные показатели

Международное сомнение

В заявочном порядке

Вертикальный предел

Судебная практика

Достаточно и своевременно

Судебная практика

Судебные решения

Военнослужащие, имеющие статус внутренне перемещенного лица, должны выбирать между адресной помощью и денежной компенсацией для покрытия расходов на проживание

Защита права на возмещение причиненного органом государственной власти вреда осуществляется в общих судах

Суд должен мотивировать свое решение, если им было учтено мнение ребенка относительно того, с кем из родителей он хочет проживать

Судебная практика

Отчет GRECO

Отказаться не в том месте

Тема номера

Кодексы чести

В едином прорыве

Хороших выгодных

Пойти на е-право

В общей слаженности

Суд-продукты

Частная практика

Ассоциативный ряд

Этические чистки

Інші новини

PRAVO.UA