Шкала авиации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (1032) » Шкала авиации

Шкала авиации

Рубрика Тема номера

6 сентября с.г. Кабинет Министров Украины принял постановление № 676, которым утвердил новый Порядок и правила проведения обязательного авиационного страхования гражданской авиации. Документ вступит в силу через 90 дней с момента опубликования и заменит существующие с 2002 года аналогичные правила.

Цель документа — приведение рынка авиационного страхования Украины в соответствие с положениями Воздушного кодекса и Монреальской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Давайте детально рассмотрим, какие изменения принесут указанные Порядок и правила авиационному сообществу Украины.

 

Основа всего

Роль авиационного страхования в развитии авиационных перевозок сложно переоценить. Хотя авиаконструкторы были готовы массово проектировать и выпускать крупногабаритные пассажирские самолеты сразу после окончания Первой мировой войны, спрос на пассажирские перевозки, особенно международные, не мог сформироваться до 1929 года, когда Варшавская конвенция ограничила ответственность международного перевозчика перед пассажиром и грузоотправителем фиксированной суммой в твердой валюте. Дело в том, что в отсутствие таких ограничений страховщики отказывались страховать ответственность перевозчика, так как просчитать наперед ущерб от воздушной аварии не представлялось возможным. А без действующего страхового полиса обеспеченные граждане зачастую отказывались подниматься на борт. Инвесторы также не горели желанием вкладывать средства в авиакомпании, которые могли обанкротиться в любой момент из-за одного неудачного полета. Таким образом, наличие в отдельно взятой стране действенной и современной системы авиационного страхования является залогом развития в ней воздушного транспорта в целом.

 

Цена бесценного

Как бы цинично это ни звучало, центральным вопросом в авиационном страховании была и остается цена человеческой жизни. До 2009 года Украина была участником только Варшавской конвенции 1929 года и Гаагского протокола к ней от 1955 года. Согласно этим документам, ответственность перевозчика за смерть или увечье пассажира ограничивалась суммой в 250 000 французских золотых франков, или 16 000 специальных прав заимствования (СПЗ), что составляет приблизительно 20 000 долларов США. В соответствии с этими обязательствами Порядок и правила проведения обязательного авиационного страхования образца 2002 года и предыдущие документы требовали от перевозчиков страхования жизни пассажиров на внутренних и международных рейсах именно на эту сумму. Однако с 1955 года курсы мировых валют значительно изменились, и сумма в 20 000 долларов США (стоимость автомобиля среднего класса в наше время) казалась уж слишком смехотворным эквивалентом человеческой жизни. По этой причине еще в 1999 году наиболее развитые страны подписали Монреальскую конвенцию, которая увеличила сумму безусловной компенсации пассажирам международных рейсов до 250 000 СПЗ. Для Украины Монреальская конвенция вступила в силу в 2009 году. Сложилась парадоксальная ситуация: жизнь пассажиров, путешествующих в западные страны, стоила в десятки раз меньше, чем жизнь пассажиров на рейсах внутри Украины. Главной задачей нового Порядка и правил авиационного страхования стало установление единых для всех рейсов обязательных лимитов ответственности перевозчика, что и было сделано. Есть и ряд других важных изменений.

 

Новые виды страхования

Действующий Порядок, который был утвержден в 2002 году, предполагает пять видов авиационного страхования:

— страхование ответственности перевозчика за ущерб, причиненный пассажирам, багажу, почте и грузу;

— страхование ответственности эксплуатанта воздушного судна за ущерб, причиненный третьим лицам;

— страхование членов экипажа и другого авиационного персонала;

— страхование воздушного судна;

— страхование заказчиков авиационных работ.

Новый Порядок расширил список видов страхования до 11. Добавилось страхование лиц, имеющих право пребывания на борту воздушного судна без покупки билета, что особенно важно для парашютистов и всякого рода инспекторов. Обязали страховать свою ответственность перед третьими лицами испытателей авиационной техники, авиационные учебные заведения, эксплуатантов аэродромов, провайдеров услуг наземного обслуживания и аэронавигационных услуг, хотя странно, что из этого списка исключили организации технического обслуживания самолетов. Выделено в отдельный вид страхование ответственности перед третьими лицами в авиации общего назначения, при этом все лимиты переведены из гривны в СПЗ, что автоматически приведет к повышению страховых платежей для всех авиалюбителей, операторов авиатакси и провайдеров авиационных работ. Страхование экипажей и другого авиационного персонала распространили также на время перелета из/во внебазовый аэропорт с целью дальнейшего исполнения служебных обязанностей (так называемый positioning). Интересно, что в случае, когда член экипажа путешествует в салоне самолета без билета, но по полетному заданию, его жизнь оценивается в 300 000 гривен, то есть около 8000 СПЗ.

 

Другие нововведения

Появился понятийный аппарат, отсутствовавший в предыдущих редакциях Порядка и правил. Были исключены такие архаизмы, как авиационное страховое бюро, корешки авиабилетов и багажных квитанций. Список документов, предоставляемых страховщику при наступлении страхового случая, определен и дополнен документами, подтверждающими право лица находиться на борту. Уточнено, что страхователями воздушного судна могут быть также разработчики, производители и испытатели до момента его сдачи в коммерческую эксплуатацию. В настоящий момент сотрудники заказчика и другие лица, обеспечивающие выполнение авиационных работ, являются застрахованными только в случае нахождения на борту воздушного судна. В новом Порядке это ограничение отсутствует, но исполнитель работ обязан внести имена таких сотрудников в приложение к своему страховому полису.

Нормативно закреплены права страховщика обращаться с запросами в правоохранительные органы, банки, медицинские учреждения и иные предприятия, учреждения и организации с целью установления обстоятельств происшествия, которое может быть признано страховым случаем, и самостоятельно устанавливать причины и обстоятельства такого происшествия.

Изменен порядок исчисления сроков расследования страхового случая и выплаты страхового возмещения. Если по действующему Порядку и правилам страховщик должен завершить расследование через 30 дней с момента получения заявления с возможностью продления срока до 60 дней, то новый Порядок разрешает отсчитывать этот срок со времени подачи заявления и всех документов, необходимых для осуществления выплат и определения суммы ущерба. Сама же выплата будет производиться через десять рабочих дней после подписания страхового акта (аварийного сертификата).

Понятно, что у страховщиков появилось значительно больше инструментов для затягивания процесса расследования и выплаты страхового вознаграждения. Особенно рискуют перевозчики, эксплуатирующие новую технику иностранного производства «в белую», с соблюдением всех норм и правил технического обслуживания. Ведь в случае некритического инцидента эксплуатант должен будет вызвать для инспекции представителей производителя, организующего надзор за эксплуатацией самолета. Производитель, в свою очередь, может условно допустить воздушное судно к полету после немедленного ремонта и обязать эксплуатанта произвести замену определенных деталей через какое-то количество летных часов/циклов. То есть самолет пострадал сегодня, а окончательную стоимость ремонта эксплуатант узнает только через год. Как вести себя в данной ситуации, ни действующие, ни новые правила не объясняют.

 

В заключение

В целом новый Порядок и правила являются безусловным шагом вперед в сфере авиационного страхования. Чувствуется, что страховщики и крупные авиакомпании постарались максимально обеспечить свои интересы. И сделано это было явно за счет широкого круга авиалюбителей и авиационного персонала. Налицо непоследовательность регулятора в определении минимального лимита страховых сумм, которые в одних случаях ничтожно малы и определяются в гривне (при страховании персонала), а в других — велики и устанавливаются в СПЗ (для авиации общего назначения). Будем надеяться, что эти упущения будут исправлены в последующих редакциях документа.

 

БУРЧЕВСКИЙ Алексей — юрист-аналитик МЮФ Kinstellar, адвокат, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Высшее рассмотрение

Анонс

Безопасный режим

Государство и юристы

Законопроект о концессиях

Государство и юристы

Новости законотворчества

МЭРТ разработаны поправки к закону об авторском праве

Государство и юристы

Четыре стороны совета

Кредитная история

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден Порядок продажи арестованных активов

Подан законопроект о юробразовании

Документы и аналитика

Ключевое снова

Календарный плен

Неделя права

Общественное сомнение

Система отчета

Новости из зала суда

Судебная практика

Госслужба экспертного контроля Украины проиграла спор с заводом

Суд отменил представление ВСЮ об увольнении И. Татауровой с должности судьи

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует международную финансовую организацию в связи с реструктуризацией кредита

Asters — партнер инкубационной программы финтех-стартапов Open Banking Lab

Александр Мамуня назначен членом Комитета по вопросам параллельного импорта INTA на период 2018 — 2019 годов

Александр Пахаренко вновь присоединился к команде Комитета по борьбе с контрафактом INTA

Отрасли практики

Выравнивание Brexit-ом

Урожайное бремя

Поправить рад

Единственный и повторимый

Сделать вывод

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

В эпицентре внимания

Самое важное

Сильные мифа сего

Осенний марафон

Отчетный код

Сравнительный поворот

Судебная практика

Судебные решения

Невыплаченная пенсия, взысканная по решению суда, не считается ущербом

Судебная практика

По стройке — смирно!

Возврат к церкви

По сути дела

Уступка с оговоркой

Тема номера

Шкала авиации

Взять в толк

Яхтовый метод

Карта бита

Частная практика

Кипрская компания

15-летний капитал

Четверть с успехом

25-й в кадр

Принять к ведению

Дисциплинарное взыскание

Портовое укрепление

Інші новини

PRAVO.UA